Протекционизм и фритредерство, следует ли искать "золотую середину"?

+10 пшеница

10 пшеница

2 пшеница

4 кофе

20 кофе

—15 кофе

5 кофе

1 кофе

Тот факт, что точки АВ' отражают более совершенную ситуацию по сравнению с точками А и В, необычайно важен. Известно, что любая страна может выйти за пределы своих произ­водственных возможностей лишь за счет: 1) увеличе­ния количества и совершенствования качества своих ресурсов, либо 2) использования результатов тех­нического прогресса. Теперь найден третий способ — международная торговля, с помощью кото­рой страна в состоянии преодолеть узкие масштабы производства, ограниченные кривой производствен­ных возможностей. Эффект международной специа­лизации и торговли сравним с обладанием большими объемами лучших по качеству ресурсов или с внедре­нием усовершенствованной техники и технологии.

3.6. Растущие издержки

Стараясь как можно яснее сформулировать принци­пы, лежащие в основе международной торговли, мы прибегли к ряду упрощающих допущений. Для того чтобы не быть многословными, мы намеренно огра­ничились двумя продуктами и двумя странами: при­меры, включающие большее количество стран и продуктов, приводят к аналогичным выводам. Однако предположение о постоянных издержках яв­ляется более существенным упрощением. Поэтому сделаем здесь остановку, с тем, чтобы отметить важное значение растущих издержек (составляющих вогнутую кривую производственных возможностей) для нашего анализа.

По мере того как соотноше­ние издержек для США будет падать, а для Брази­лии — увеличиваться, будет достигнута точка, при которой соотношение издержек в двух странах сравняется, к примеру, на уровне 1П = 1.5К. В этой ситуации определяющие основания для углубления специализации и торговли — различие в соотноше­нии издержек — исчерпают себя, и дальнейшая спе­циализация поэтому будет экономически нецелесообразной. И самое главное, эта точка выравнивания соотношений издержек может быть достигнута, если США продолжают производить небольшое количество кофе наряду с пшеницей, а Бразилия продолжает выпускать немного пшеницы наряду с кофе. Первосте­пенный по важности эффект растущих издержек заключается в том, что они ставят границы специали­зации. По этой причине нередко продукция, произведен­ная внутри страны, напрямую конкурирует с аналогич­ной или точно такой же импортной продукцией.

3.7. Еще раз о свободной торговле

Аргументы в пользу свободной торговли известны с давних пор. На современном языке вопрос о свободной тор­говле сводится к следующему убедительному выво­ду. Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономи­ка может достигнуть более эффективного размеще­ния ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Структура ресурсов и уровень тех­нологических знаний каждой страны различны. Сле­довательно, каждая страна может производить опре­деленные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должна производить те товары, из­держки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издерж­ки производства которых в стране выше относитель­но других стран. Если каждая страна будет поступать таким образом, мир может в полной степени исполь­зовать преимущества географической и человеческой специализации. То есть мир — и каждая свободно торгующая страна — может получить больший ре­альный доход от использования того объема ресур­сов, которыми они располагают. Протекционизм — барьеры на пути свободной торговли — уменьшает или сводит на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потре­бностей.

Побочная выгода от свободной торговли за­ключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возрос­шая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводить новшества и держать руку на пульсе технического прогресса, повышая качество продукции и используя новые методы про­изводства, и таким образом содействовать экономи­ческому росту. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широ­кого ассортимента продукции. Причины, по кото­рым следует отдать предпочтение свободной торго­вле, в сущности, те же, по которым необходимо стимулировать конкуренцию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющее большинст­во экономистов оценивают свободную торговлю как экономически обоснованное явление.

4. Торговые барьеры

Несмотря на всю убедительность аргументов в пользу свободной торговли, в действительности на пути свободной торговли стоит большое количе­ство барьеров.

1. Пошлины. Пошлины являются акцизным на­логом на импортные товары; они могут вводиться с целью получения доходов или для защиты. Фи­скальные пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не производятся вну­три страны. Ставки фискальных пошлин в основном невелики, и их целью является обеспечение феде­рального бюджета налоговыми поступлениями. Протекционистские пошлины предназначе­ны для защиты местных производителей от ино­странной конкуренции. Хотя протекционистские по­шлины, как правило, недостаточно высоки для пре­кращения импорта иностранных товаров, они все же ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутрен­нем рынке.

2. Импортные квоты. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, ко­торые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международ­ной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортиро­ваться в относительно больших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.

3. Нетарифные барьеры. Под нетарифными ба­рьерами понимается система лицензирования, со­здания неоправданных стандартов качества продук­ции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах.

4. Добровольные экспортные ограничения. Они являются относительно новой формой торговых ба­рьеров. В этом случае иностранные фирмы "доброво­льно" ограничивают объем своего экспорта в опреде­ленные страны. Экспортеры дают согласие на добро­вольные экспортные ограничения (которые аналоги­чны импортным квотам) в надежде избежать более жестких торговых барьеров

4.1. Мотивация: эффект особых интересов

Почему пошлины и квоты применяются в мировой практике, если известно, что они препятствуют сво­бодной торговле и таким образом снижают эконо­мическую эффективность? В то время как страны в целом выигрывают от свободной международной торговли, отдельные отрасли и группы поставщиков ресурсов могут оказаться в числе пострадавших. В нашем примере сравнительных преимуществ спе­циализация и торговля неблагоприятно сказывают­ся на производителях кофе в США и производи­телях пшеницы в Бразилии. Легко понять, почему группы предпринимателей, занятых соответству­ющим производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая правительство ввести тарифы или квоты для защи­ты их от вредного влияния свободной торговли. Эффект особых интересов или концепция о поведении, обусловленном "погоней за рентой", — играет очень важную роль.

Прямыми выгодами от импортных скидок или экспортных субсидий, как правило, пользуются не­многие, но каждый, кто их получает, имеет большой личный интерес. Отсюда сильный стимул к энергич­ной политической деятельности.

Но издержки подобной политики могут далеко превзойти все выгоды.

Следует также добавить, что издержки проте­кционизма скрыты, поскольку тарифы и квоты включены в цены товаров. Таким образом, поли­тические деятели сталкиваются с меньшими поли­тическими ограничениями, идя навстречу требова­ниям ввести протекционистские санкции.

4.2. Экономические последствия введения тарифов

Используем теперь простейший анализ спроса и предложения для исследования экономических последствий применения наиболее широко распро­страненных торговых барьеров — защитных по­шлин. Линии Dd и Sd на рисунке 3 показывают внутренний спрос и предложение продукта, в про­изводстве которого США не обладают сравнитель­ными преимуществами, например кассетных магнитофонов. При отсутствии мировой торговли вну­тренняя цена и объемы производства соответст­венно составят 0Pd  и 0d.

Предположим, что экономика страны открыта для мировой торговли и что японские пред­приниматели, имеющие сравнительные преимуще­ства в производстве кассетных магнитофонов и доминирующие на мировом рынке, начали продавать свои изделия в США. При этом до­пустим, что в условиях свободной торговли внутренняя цена не может отличаться от нижней мировой цены, которая в данном случае равна w. При w, внутреннее потребление составит 0d, внутреннее производство — , а разница между этими двумя величинами, ad, отражает объем импорта.

Прямые последствия. Предположим теперь, что США введут пошлину на каждую единицу импор­тируемых магнитофонов, равную Рwt. Этот шаг приведет к росту внутренней цены с 0Pw  до t и будет иметь целый ряд последствий.

Во-первых, потребление магнитофонов в США упадет с 0d до , поскольку более высокая цена заставит покупателей двигаться вверх по кривой спроса. Американские потребители, безусловно, по­страдают в связи с введением пошлины; они будут платить на РwРt больше за каждый из закупленных магнитофонов , который обойдется им теперь по цене Pt.

Кроме того, пошлина вынуждает потребителей сократить количество покупаемых магнитофонов и переадресовать свои расходы на покупку менее желанных товаров.

Во-вторых, американские производители, на ко­торых пошлина не распространяется, получат более высокую цену 0Pt за единицу товара. Поскольку эта новая цена выше соответствующей цены до введе­ния пошлин, или мировой цены w, местная про­мышленность, производящая магнитофоны, поднимется вверх по своей кривой предложения Sd, увели­чив масштабы отечественного производства с 0a до 0b.. Местные производители воспользуются как бо­лее высокой ценой, так и увеличившимся объемом продаж. Это объясняет интерес местных производи­телей в лоббистской деятельности в поддержку за­щитных пошлин. Однако с точки зрения общества расширение местного производства (на величину ab) отражает тот факт, что пошлина позволила мест­ным производителям магнитофонов перетянуть ре­сурсы из других, более эффективных отраслей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать