2. Импортные квоты. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие может импортироваться в относительно больших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.
3. Нетарифные барьеры. Под нетарифными барьерами понимается система лицензирования, создания неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах.
4. Добровольные экспортные ограничения. Они являются относительно
новой формой торговых барьеров. В этом случае иностранные фирмы
"добровольно" ограничивают объем своего экспорта в определенные страны.
Экспортеры дают согласие на добровольные экспортные ограничения (которые
аналогичны импортным квотам) в надежде избежать более жестких торговых
барьеров
4.1. Мотивация: эффект особых интересов
Почему пошлины и квоты применяются в мировой практике, если известно,
что они препятствуют свободной торговле и таким образом снижают
экономическую эффективность? В то время как страны в целом выигрывают от
свободной международной торговли, отдельные отрасли и группы поставщиков
ресурсов могут оказаться в числе пострадавших. В нашем примере
сравнительных преимуществ специализация и торговля неблагоприятно
сказываются на производителях кофе в США и производителях пшеницы в
Бразилии. Легко понять, почему группы предпринимателей, занятых
соответствующим производством, пытаются сохранить либо улучшить свои
экономические позиции, убеждая правительство ввести тарифы или квоты для
защиты их от вредного влияния свободной торговли. Эффект особых интересов
или концепция о поведении, обусловленном "погоней за рентой", — играет
очень важную роль.
Прямыми выгодами от импортных скидок или экспортных субсидий, как правило, пользуются немногие, но каждый, кто их получает, имеет большой личный интерес. Отсюда сильный стимул к энергичной политической деятельности.
Но издержки подобной политики могут далеко превзойти все выгоды.
Следует также добавить, что издержки протекционизма скрыты, поскольку тарифы и квоты включены в цены товаров. Таким образом, политические деятели сталкиваются с меньшими политическими ограничениями, идя навстречу требованиям ввести протекционистские санкции.
4.2. Экономические последствия введения тарифов
Используем теперь простейший анализ спроса и предложения для исследования экономических последствий применения наиболее широко распространенных торговых барьеров — защитных пошлин. Линии Dd и Sd на рисунке 3 показывают внутренний спрос и предложение продукта, в производстве которого США не обладают сравнительными преимуществами, например кассетных магнитофонов. При отсутствии мировой торговли внутренняя цена и объемы производства соответственно составят 0Pd и 0d.
Предположим, что экономика страны открыта для мировой торговли и что японские предприниматели, имеющие сравнительные преимущества в производстве кассетных магнитофонов и доминирующие на мировом рынке, начали продавать свои изделия в США. При этом допустим, что в условиях свободной торговли внутренняя цена не может отличаться от нижней мировой цены, которая в данном случае равна 0Рw. При 0Рw, внутреннее потребление составит 0d, внутреннее производство — 0а, а разница между этими двумя величинами, ad, отражает объем импорта.
Прямые последствия. Предположим теперь, что США введут пошлину на каждую единицу импортируемых магнитофонов, равную Рw,Рt. Этот шаг приведет к росту внутренней цены с 0Pw до 0Рt и будет иметь целый ряд последствий.
Во-первых, потребление магнитофонов в США упадет с 0d до 0с, поскольку
более высокая цена заставит покупателей двигаться вверх по кривой спроса.
Американские потребители, безусловно, пострадают в связи с введением
пошлины; они будут платить на РwРt больше за каждый из закупленных
магнитофонов 0с, который обойдется им теперь по цене Pt.
Кроме того, пошлина вынуждает потребителей сократить количество покупаемых магнитофонов и переадресовать свои расходы на покупку менее желанных товаров.
Во-вторых, американские производители, на которых пошлина не
распространяется, получат более высокую цену 0Pt за единицу товара.
Поскольку эта новая цена выше соответствующей цены до введения пошлин, или
мировой цены 0Рw, местная промышленность, производящая магнитофоны,
поднимется вверх по своей кривой предложения Sd, увеличив масштабы
отечественного производства с 0a до 0b.. Местные производители
воспользуются как более высокой ценой, так и увеличившимся объемом продаж.
Это объясняет интерес местных производителей в лоббистской деятельности в
поддержку защитных пошлин. Однако с точки зрения общества расширение
местного производства (на величину ab) отражает тот факт, что пошлина
позволила местным производителям магнитофонов перетянуть ресурсы из других,
более эффективных отраслей.
В-третьих, пострадают японские производители. Хотя продажные цены на магнитофоны стали выше на величину Рw Рt, эта разница отчисляется правительству США, а не японским производителям! Мировая цена после установления пошлины и, следовательно, поштучный доход японских производителей сохраняются на уровне 0Рw, в то время как объемы американского импорта (японского экспорта) падают с ad до bc.
И, наконец, отметим, что заштрихованный прямоугольник в центре рисунка
показывает доходы, которые приносит пошлина. В частности, совокупные доходы
от пошлины определяются умножением приходящейся на единицу товара пошлины
Рt Рw на количество импортированных магнитофонов be. Эти доходы от пошлины,
в сущности, являются перераспределением дохода от потребителя в
пользу государства и не оказывают влияния на экономическое благосостояние
страны; в результате государство выигрывает то, что теряет потребитель.
[pic]
Рисунок 3. Экономические последствия введеиия протекционистских пошлин
Косвенное влияние. Существуют другие, менее заметные последствия
введения пошлин, которые выходят за рамки нашей простой модели спроса и
предложения. Из-за сократившихся продаж магнитофонов в США Япония теперь
получит меньше долларов для закупки американских товаров. То есть в
американских экспортных отраслях — отраслях, дающих США сравнительные
преимущества, — сократится производство и высвободятся ресурсы. Речь идет о
высокоэффективных отраслях, о чем свидетельствуют их сравнительные
преимущества и их способность продавать товары на мировых рынках. Короче
говоря, пошлины прямо способствуют экспансии относительно неэффективных
отраслей, которые не обладают сравнительными преимуществами, и косвенным
образом вызывают свертывание относительно эффективных отраслей, имеющих
сравнительные преимущества. Это означает, что пошлины служат причиной
передислокации ресурсов в неверном направлении. Это не удивительно.
Известно, что специализация и не скованная ничем мировая торговля,
базирующаяся на сравнительных преимуществах, ведут к эффективному
использованию мировых ресурсов и расширению реального объема мирового
производства. Цель и последствия защитных пошлин — сокращение мировой
торговли. Отсюда помимо своих специфических последствий для потребителей, а
также иностранных и местных производителей пошлины сокращают объемы
реального мирового производства.
5. Доводы в пользу протекционизма: критический обзор
Хотя в учебных аудиториях преобладают защитники свободной торговли, в залах конгресса иногда доминируют протекционисты. Какие аргументы приводят протекционисты для оправдания торговых барьеров? Насколько весомы эти аргументы?
5.1. Необходимость обеспечения обороны
Аргумент этот скорее имеет военно-политический, чем экономический
характер: защитные пошлины нужны для сохранения и усиления отраслей,
выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для
обороны или ведения войны. Утверждается, что в нестабильном мире военно-
политические цели (самообеспеченность) должны брать верх над экономическими
(эффективность размещения мировых ресурсов).
Усиление национальной безопасности, с одной стороны, и ослабление производственной эффективности, с другой, сопровождаются перераспределением ресурсов в пользу стратегических отраслей. К сожалению, объективного критерия для оценки относительных издержек и выгод этого процесса не существует. Экономист может только привлечь внимание к тому факту, что введение пошлин для усиления обороноспособности связано с некоторыми экономическими издержками.
Хотя и можно согласиться с тем, что импортировать системы наведения
ракет из России будет не лучшей идеей, однако доводы в пользу
самообеспеченности заслуживают самой серьезной критики. Вероятно,
практически любая отрасль прямо или косвенно вносит свой вклад в
национальную безопасность. Можно ли назвать отрасль, которая не внесла хоть
небольшой вклад в победу во второй мировой войне? Но даже если отбросить
эти критические замечания, — неужели нет более совершенных, чем пошлины,
средств для обеспечения необходимой мощи стратегических отраслей?
Достижение самообеспеченности с помощью пошлин порождает издержки в форме
более высоких внутренних цен на продукцию защищенных отраслей. Издержки
возросшей обороноспособности распределяются в обязательном порядке между
теми потребителями, которые покупают продукцию этих отраслей. Практически
все экономисты соглашаются с тем, что прямые субсидии стратегическим
отраслям, финансируемые из общих налоговых поступлений, повлекли бы за
собой более равномерное распределение этих издержек.
5.2. Увеличение внутренней занятости
Лозунг "Спасайте отечественные рабочие места!", используемый в защиту
пошлин, становится все более модным. Он коренится в макроанализе.
Совокупные расходы в открытой экономике состоят из потребительских расходов
(С), капиталовложений (/), государственных расходов (G), чистого экспорта
(Xn). Чистый экспорт равен разности между экспортом (X) и импортом (М).
Увеличение совокупных расходов в результате сокращения импорта (М) окажет
стимулирующее воздействие на внутриэкономическое развитие, поскольку
повлечет за собой резкий рост доходов и занятости. Но такая политика имеет
серьезные дефекты.