Продукция, выпускаемая ОАО «Омскстройматериалы» потребляется на местном рынке и высокая себестоимость не позволяет быть конкурентоспособной в других регионах.
Кроме того, АО в своем составе имеет непроизводительную сферу: общежитие семейного типа, магазин для обслуживания трудового коллектива в счет обмена продукции на потребительские товары и мини-пекарню для выпечки хлеба в счет оплаты труда, так как реализация продукции не обеспечивает денежную оплату, выплата живыми деньгами производится в размере 85%.
Акционерное общество создавалось в целях:
- участие в формировании товарного рынка;
- удовлетворения общественных потребностей в его продукции и услугах.
- получении прибыли.
Организационная структура предприятия
Аппарат управления предприятия представляет собой систему взаимосвязанных органов и работников управления. На предприятии существуют постоянно-действующие отделы и службы, отвечающие за выполнение определенных функций на производстве. Работники этих подразделений несут ответственность за результаты производственной деятельности.
В верхней иерархии управленческой структуры имеются должности: директор, гл.инженер, начальник ОТК, зам. директора по экономическим вопросам, зам. директора по снабжению и сбыту, гл. бухгалтер, зам. директора по хозяйственной части, начальник цеха основного производства.
В состав отделов управления входят: финансовый отдел, бухгалтерия, отдел МТС, отдел сбыта, отдел кадров.
Также имеются отделы: гл. механика и энергетика, технологическая лаборатория, отдел технического контроля, отдел охраны труда и техники безопасности, отдел охраны окружающей среды, хозяйственный отдел, отдел организации труда и заработной платы, отдел производства и управления.
В технологической лаборатории проводится анализ основных и вспомогательных материалов, поступивших и изготовленных на предприятии на соответствие их технических показателей нормам ГОСТов и ТУ.
Организационная структура предприятия построена с учетом товарного принципа. Директор предприятия имеет трех заместителей по коммерческой работе, по управлению персоналом и заместителя по экспорту и оказанию услуг.
Организационная структура предприятия представлена в приложении1.
Отдел бухгалтерии состоит из четырех специалистов - главного бухгалтера, экономиста и двух рядовых бухгалтеров, занимающихся вопросами оперативного учета и контроля.
Стратегию фирмы определяет отдел маркетинга и анализа предприятия, который занимается изучением проблем по экспорту и разрабатывает рекомендации для руководства компании по совершенствованию экспортной стратегии на базе изучения рынка, прогнозов в планировании объемов сбыта и управлении товародвижением, а также формирования ценовой политики.
Большую роль в эффективности экспортной деятельности и грают и такие функциональные отделы как юридический, финансовый, бухгалтерия, технический.
Качество менеджмента основных специалистов фирмы находится на достаточно высоком уровне, обеспечивающем выполнение поставленных стратегических задач. В целом организационная структура достаточно гибкая, постоянно совершенствуется с учетом изменений конъюнктуры и требований рынка.
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
В условиях рыночной экономики основа экономического развития предприятия - прибыль, важнейший показатель эффективности работы организации, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.
В современных условиях сводный (интегрирующий) показатель,
характеризующий финансовый результат деятельности предприятия - валовая
(балансовая) прибыль или убыток.
Валовая прибыль формируется как финансовый результат от реализации
продукции (услуг), имущества организации (основных средств, материальных
активов, материальных оборотных средств и других активов), а также доходов
от внереализационных операций и представляет собой разницу между выручкой
от реализации продукции, имущества и себестоимостью выполненных работ
(услуг) и товарно-материальных ценностей, уменьшенных на сумму расходов по
этим операциям:
Пв=Пр+Пч+П+ВД, (2.1) где Пв - валовая прибыль, тыс. руб.;
Пр - прибыль от сдачи заказчикам выполненных работ и услуг, тыс. руб.;
Пч - прибыль от реализации имущества, тыс. руб.;
П - прибыль от реализации продукции подсобных и вспомогательных производств, тыс. руб.;
ВД - внереализационные доходы и убытки, тыс. руб.
В процессе расчета валовой прибыли учитываются также доходы и расходы предприятия от внереализационных операций.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после налогообложения, называется чистой прибылью. Эта прибыль направляется на капитальные вложения и прирост основного и оборотного капитала; на покрытие убытков прошлых лет, на отчисления в резервный капитал, на расходы социального характера; а также на выплату дивидендов и доходов.
Каждое предприятие в результате своей производственно-хозяйственной деятельности за свою работу получает денежный эквивалент, который называется выручкой. Выручка, как финансовый показатель, характеризует завершение производственного цикла, возврат авансированного на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте средств.
Выручка предприятия включает в себя денежные средства от:
-реализации работ (средства, получаемые от заказчика за выполненные объемы работ);
- реализация услуг другим предприятиям;
- реализация услуг населению;
- продажа на сторону основных фондов, нематериальных активов и другого имущества;
- доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
К доходам и расходам от внереализационных операций относятся: денежные суммы полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек и других экономических санкций; процентов, полученных на сумму средств, числящихся на счетах организации; курсовых разниц по валютным счетам и операциям с иностранной валютой; доходов (дивидендов, процентов) по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим организации, а также доходов от долевого участия в деятельности других организаций; прочие доходы, расходы и потери.
В таблице2.1 (приложение2) рассчитаны основные технико- экономические показатели деятельности на ОАО «Омскстройматериалы». Главными источниками для расчета показателей являются: форма №1 «Бухгалтерский баланс» и форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Динамика темпов роста( в приложении 3) основных технико – экономических показателей за 2000-2002г.г
По данным таблиц.2.1.( приложении2) проведем анализ изменения
основных технико –экономических показателей деятельности предприятия ОАО
«Омскстройматериалы»
В результате сравнительного анализа по технико-экономическим
показателям видно, что выручка от продаж в 2001 году по сравнению с 2000
годом уменьшилась на 731584 рублей, т.е. на 98,0 %. В 2002 году по
сравнению с 2001 годом выручка увеличилась на 9218658 руб., т.е. на 125,5
%. В общем в 2002 году по сравнению с 2000 годом выручка увеличилась на
8487074 руб., т.е. на 122,9 %.
В 2002 году произошло сокращение рабочих с 592 до 517 человек, в связи с чем выросла производительность труда и расход на оплату труда составил 4846120 рублей, что на 151,5 % выше по сравнению с предыдущим годом.
В результате снижения выручки от продаж, выработка на одного рабочего
в 2001 году по сравнению с 2000 годом снизилась на 1235,8 руб., а в
результате увеличения выручки от продаж в 2002 году выработка на одного
рабочего увеличилась на 26704,9 руб. Общее изменение выработки составило
140,8 рублей.
В результате повышения среднегодовой заработной платы в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 2261,7 руб., т.е. на 114,2%, фонд оплаты труда рабочих увеличился соответственно на 1338920 рублей (114,2%), а в результате увеличения средней заработной платы в 2002 году на 9420 руб., фонд оплаты труда рабочих увеличился по сравнению с 2001 годом на 3507200 рублей (132,6%), в итоге по сравнению с 2000 годом фонд оплаты труда увеличился на 4846120 рублей (151,5%).
Прибыль предприятия в 2001 году по сравнению с 2000 годом снизилась
на 726168 рублей. В 2002 году по сравнению с 2001 годом увеличилась на
5438228 рублей. В общем в 2002 году прибыль предприятия увеличилась на
4712060 руб., т.е. на 6,8 %. Себестоимость работ при этом в 2001 году
снизилась на 740698 рублей, а в 2002 году произошло увеличение
себестоимости на 3203035 руб. В 2001 году произошел рост затрат на один
рубль реализации, что на 0,2 коп. больше, чем в предыдущем году, а в 2002
году произошло снижение на 15,8 коп.
Снижение себестоимости в 2001 году привело к снижению рентабельности предприятия на 0,18 % по сравнению с 2000 годом.
Увеличение себестоимости в 2002 году привело к увеличению рентабельности на 14,5 % по сравнению с 2001 годом. В общем в 2002 году по сравнению с 2000 годом произошло увеличение рентабельности на 14,32%.
На рисунке приведен пример изменения себестоимости продукции за 2000-
2002г.г.
[pic]Рис.2.5. Себестоимость продукции за 2000-2002г.г
Затраты на один рубль выручки от основной деятельности в 2001 году возросли, это говорит о том, что по основной деятельности предприятие получило избыток от выполненных работ, что повлекло за собой снижение прибыли и рентабельности производства. В 2002 году затраты на один рубль выручки от основной деятельности снизились, это говорит о том, что по основной деятельности предприятие получило недостаток от выполненных работ, что повлекло за собой увеличение прибыли и рентабельности производства.
Наблюдается снижение среднегодовой стоимости основных средств
предприятия в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 156217 руб, что
привело к увеличению фондоотдачи на 0,03 рубля, т.е. на 101,9%. Увеличение
среднегодовой стоимости основных производственных фондов в 2002 году по
сравнению с 2001 годом на 111310 руб. привело к снижению фондоотдачи на
0,05 рубля. В общем в 2002 году по сравнению с 2000 годом произошло
снижение среднегодовой стоимости основных фондов на 44904 руб., а также
снижение фондоотдачи на 0,02 рубля.
На рисунке приведем пример изменения фондоотдачи за 2000-2002гг
[pic]
Рис.2.3. Изменение фондоотдачи за 2000-2002гг
В результате увеличения объема реализации в 2001году по сравнению
с 2000 годом произошло снижение фондоемкости на 0,01 рубля, т.е. на 98,4 %.
В результате снижения объема реализации в 2002 году по сравнению с 2001
годом наблюдается увеличение фондоемкости на 0,02 рубля, т.е. на 103,2 %, а
по сравнению с 2000 годом фондоемкость увеличилась на 0,01 руб, т.е. на
101,6 %.
На рисунке приведен пример изменения фондоемкости за 2000-2001г.г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10