7. Рынок труда у нас слабо связан с рынком капитала. Это проявляется в малой заинтересованности работодателей делать инвестиции, расширять производство. Размер капиталовложений в экономику все время снижается, что связано с высоким уровнем банковского процента, огромными и многочисленными налогами на предприятия и рядом других причин. Неустойчивое экономическое и политическое положение страны сдерживает иностранные инвестиции.
8. Страна не располагает ресурсами на проведение активной политики на рынке труда. величина фонда занятости недостаточна даже для выплаты пособий по безработице./ /
2. Положение на региональных рынках труда РФ.
Ситуация на рынках труда в разных субъектах РФ различна.
К концу 1997 года усилилась дифференциация территорий по состоянию
региональных рынков труда. Так, в 22 регионах отмечалось наиболее
благоприятное положение на рынке труда, где уровень регистрируемой
безработицы был ниже среднероссийского показателя и колебался от 0,7 до 2,5
% (например: Москва; Смоленская, Липецкая, Оренбургская области;
Краснодарский край).
Стабильное положение сохранялось в 20 регионах России, где уровень
безработицы находился в пределах 2,5 – 3,5 % (Тюменская, Рязанская,
Воронежская, Челябинская и другие области).
В 33 регионах уровень регистрируемой безработицы значительно превысил среднероссийский уровень, составляя от 3,6 до 6,7 % (Хабаровский край, читинская, Пензенская, Костромская, Курганская и другие области).
В наиболее кризисной ситуации оказались 13 регионов России, где
уровень регистрируемой безработицы в 2 раза и более превысил
среднероссийский показатель, составляя от 7,3 до 22,8 %. Указанные
территории отнесены к регионам с напряженной ситуацией на рынке труда
(республики Ингушетия, Дагестан, Калмыкия, Удмуртия; Ивановская,
Владимирская, Псковская, Ярославская и другие области). / /
Анализ состояния региональных рынков труда свидетельствует, что высокий уровень безработицы характерен для территорий с преобладанием предприятий военно-промышленного комплекса, а также с наличием тех отраслей промышленности, которые подверглись наибольшему спаду в новых экономических условиях (текстильная, легкая, лесная отрасли промышленности, машиностроение).
Государственная политика на региональных рынках труда реализуется в рамках Федеральной программы, а также путем региональных (республиканских, областных) и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.
Региональные программы содействия занятости представляют собой механизм государственного воздействия на региональные рынки труда.
Программы региональной политики занятости населения включают в себя мероприятия, направленные на:
. расширение роли органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления в решении специфических региональных проблем рынка труда;
. осуществление приоритетного финансирования за счет средств федерального бюджета и социальных внебюджетных фондов социальных и экономических программ в регионах с высоким уровнем безработицы;
. минимизацию отрицательных последствий массовой безработицы в индустриальных районах, в том числе в малых и средних городах, поселках с моноэкономической структурой;
. предотвращение массовых увольнений работников, создание новых и сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест, осуществление опережающей переподготовки кадров для новых прогрессивных производств;
. обеспечение защиты трудовых прав работников несостоятельных организаций, эффективную поддержку граждан, потерявших работу, обеспечение их профессиональной ориентации. / /
3. Рынок труда Читинской области
3.1. Макроэкономические факторы, влияющие на рынок труда.
Ситуация на рынке труда Читинской области в 1998 году определяется продолжающимся спадом производства во всех отраслях народного хозяйства, нестабильной финансово-кредитной системой, нарастанием кризиса неплатежей.
За 9 месяцев 1998 года по сравнению с соответствующим периодом 1997 года в сопоставимых ценах и объемах основные показатели социально- экономического положения Читинской области выглядят следующим образом:
Объем промышленной продукции уменьшился на 8,2 %, в том числе по крупным и средним предприятиям на 7,6 %.
Инвестиции в основной капитал снижены на 45 %. Объемы работ по договорам строительного подряда собственными силами предприятий и организаций уменьшены на 29,3 %.
Снижены объемы перевозок грузов всеми видами транспорта, в том числе
железнодорожным – на 17,9 %, автомобильным – на 35,8 %, воздушным – на 58,3
%.
На 17,7 % меньше выпущено продукции сельского хозяйства.
Розничный товарооборот уменьшился на 6,5 %, в том числе торгующих предприятий – на 3,5 %.
Реальные денежные доходы на душу населения уменьшились на 17,6%.
Но не все уменьшается, есть и повышение.
Индекс потребительских цен на товары и услуги вырос на 25,8 %.
В том числе на продукты питания – на 21,6 %, а без учета алкогольных напитков – на 26,3 %, на непродовольственные товары – на 39,4 %, на платные услуги – на 7,3 %. / /
3.2. Условия труда
Вхождение читинской области в эпоху реформ заметно ухудшило условия
труда занятого населения, особенно в основных отраслях производства (табл.
1).
В условиях, не отвечающих санитарно-техническим нормам, на начало 1996
г. в области работало 15,9 % от общей численности работников, в том числе в
Агинском Бурятском автономном округе почти в 2 раза меньше – 8,8%.
В целом по России эта доля составляла 21,2 %, т.е. была на 1/3 выше,
чем в области, а всего в Восточно-Сибирском районе – 25,2 %, т.е. почти на
10 % выше.
В 1997 г. в этих условиях работало 15,3 % лиц, занятых в
промышленности, что выше показателей за 1991 г. на 30 %. Максимально
тяжелые условия труда в этой отрасли были зафиксированы в начале 1993 г.,
когда в условиях, не отвечающих санитарно-техническим нормам, трудилось
19,2 % работников. Но и этот показатель существенно ниже среднероссийских
показателей – 21,2 – 21,6 % от общего числа занятых в промышленности в 1992
– 1994 гг.
В строительстве в начале 1997 г. в условиях, не отвечающих санитарно- техническим нормам, работало 12,2 % от общей численности работников этой отрасли. С начала 1991 г. доля таковых работников снизилась на 2,5 %. Эти показатели существенно ниже среднероссийских показателей – 6,9 % в 1991 г. и 8,9 % в 1996 г.
Зато на транспорте доля лиц, работавших в условиях, не отвечающих
санитарно-техническим нормам, с 1991 г. по 1997 г. возросла с 6,1 % до 11,2
%. Отметим, что этот показатель в 1991 году был ниже общероссийского на 1,7
%, а в 1996 г. уже выше на 0,4 %.
В связи с развивающимся экономическим кризисом и резким сокращением
финансирования экономики доля лиц, работавших в условиях, не отвечающих
санитарно-техническим нормам, с 1992 г. по 1997 г. возросла с 2,6 % до 3,92
% . Этот показатель в целом находится на уровне общероссийского: в 1992,
1995 и 1996 гг. он был немного ниже среднего в России на 0,5 – 3,3 %, а в
1993 – 1994 гг. выше на 1,0 %.
Тяжелым физическим трудом в начале 1996 г. в области было занято 4,4 % от общей численности работников, в том числе в Агинском Бурятском автономном округе 3,6 % . В целом по России эта доля составляла 2,7 %, т.е. была на 62 % ниже, чем в области, а в Восточно-Сибирском районе в целом 4,5 %, т.е. почти столько же, как и в Читинской области.
В промышленности тяжелым физическим трудом с 1991 г. по 1997 г. было занято от 4,4 % до 6,1 %, в то время как по России в целом эта доля составляла 2,7 – 2,9 %, т.е. была почти в 2 раза ниже.
Такая же картина наблюдается и в строительстве, где, несмотря на
снижение доли занятых тяжелым физическим трудом с 7,4 % в 1991 г. до 4,3 %
в 1997 г., эта доля по сравнению со средним по России – 2,8 % в 1991 г. и
3,8 % в 1996 г., была значительно выше.
На транспорте доля занятых тяжелым физическим трудом за последние годы колебалась от 0,1 % до 0,9 %. В то же время по России в целом доля занятых тяжелым физическим трудом составляла 1,0 – 1,5 %, т.е. была существенно выше.
В связи эти показатели в 1995 – 1997 гг. составляли 0,1 – 0,3 %, что было на среднероссийском уровне.
На оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, в начале 1996
г. работало 0,3 % от общей численности занятых, т.е. значительно меньше,
чем по России в целом, где эта доля составляла 0,7 %, и в Восточно-
Сибирском районе – 1,1 % . Аномальными по этому показателю в области были
1992 – 1994 гг., когда в промышленности на оборудовании, не отвечающем
требованиям безопасности, работало 0,4 – 0,9 %, а на транспорте – 0,8 - 1,2
%.
В начале 1997 г. на оборудовании, не отвечающем требованиям
безопасности, во всех отраслях, кроме промышленности, работало менее 0,05
%, а по промышленности эта доля составляла 0,1 %.
Но в целом круг лиц, работающих в неблагоприятных условиях труда, по
области заметно выше круга занятых. Так, в начале 1997 г. удельный вес
работников, которым установлены льготы и компенсации за работу в
неблагоприятных условиях труда составлял (в процентах от общей численности
работников соответствующей отрасли) в промышленности 43,6 %, в
строительстве 32,7 %, на транспорте 39,1 %, в связи 6,9 %. В предыдущих
1992 – 1994 гг. эти показатели были существенно выше – до 63,4 % в
промышленности, 53,3 % в строительстве, 58,4 % на транспорте и 20,4 % в
связи.
Отметим, что эти показатели были существенно выше среднероссийских,
которые в 1992 – 1996 гг. составляли по промышленности 42,3 – 45,3%,
строительству 27,0 – 38,2 %, транспорту 37,9 – 45,6 %, связи 12,8 – 24,4 %.
/ /
3.3. Занятое население
Общая численность занятого населения читинской области в дореформенные годы постоянно росла. С 1960 г. по 1991 г. среднегодовой прирост занятого населения составлял 10,2 %. Это были годы активного вовлечения жителей области в экономический процесс, поэтому рост численности занятого населения на 10 % опережал прирост общей численности трудовых ресурсов.
Но, тем не менее, в прошлые десятилетия использование общего трудового потенциала области было недостаточно эффективным. В 1960 г. в экономике области было занято 352,3 тыс. чел., что составляло только 66% от численности населения в трудоспособном возрасте.