Региональная занятость населения
p> 14 тыс. человек. Из них около 37 % были заняты в общественном производстве. Это составляет более 5 тыс. человек ежегодно.

При расчетном проценте высвобождения по области в пределах 1,95 – 2,12

%, учитывается, что разговор идет об одной из наиболее слабо социально - защищенных групп населения. Поэтому процент высвобождения этой группы населения, с учетом социально-экономической обстановки и крайне слабой защищенности женщин, корректируется с подстраховкой до 15 – 16 %.

Следовательно на рынок труда после отпуска по уходу за детьми до 3-х лет выйдет около 0,8 и более тыс. человек ежегодно. (табл. № 8)

6. Другие категории граждан попадающих на рынок труда.

По данным органов внутренних дел, районных и городских комиссариатов, миграционной службы области и других компетентных органов определяются возможные объемы различных категорий населения, которые могут пополнить рынок труда.

Численность попадающих на рынок труда категорий населения, формирующих рынок труда, представлена в сводной таблице прогноза областного рынка труда
(Таблица № 9).

Таким образом, положение рабочей силы на рынке труда, в зависимости от различных ситуаций, включая учащихся учебных заведений в возрасте 14 – 17 лет, которых предполагается трудоустроить на временные работы в свободное от учебы время, по оптимальному варианту может составить: в 1999 г. – 55604 чел., в 2000 г. – 61270 чел., в 2001 г. – 62160 чел.

3.5.2. Спрос на рабочую силу в рамках первичной занятости

Потребность народного хозяйства области в рабочей силе будет оцениваться на основе данных о:

. наличии рабочих мест (их потребности на замену выбывающих работников по причинам, предусмотренным законом, текучести, естественной убыли);

. наличии числа новых рабочих мест, предполагаемых к вводу в прогнозируемом периоде.

Потребность по действующим предприятиям определяется на базе данных о движении рабочей силы в предыдущем году, оценочных показателей по текущему году и вариантному прогнозу на 1999 – 2001 годы.

В целом спрос рабочей силы, сопоставимый с предложением ищущих работу, показан в таблице № 10.

3.5.3. Трудоустройство в течении года и безработица на конец года

Все категории граждан, формирующих областной рынок труда делятся на две большие группы:

. трудоустраиваемые самостоятельно, то есть минуя службы занятости;

. обращающиеся за содействием в трудоустройстве в службу занятости.

Исходя из сложившейся практики, возможных изменений в социально- экономической обстановке и с учетом всевозможных факторов, удельный вес самостоятельно трудоустраиваемых от общей численности попадающих на рынок труда в прогнозируемом периоде может составить:

. высвобожденные работники – 14 –19 %;

. молодежь – до 10 %;

. уволенные по собственному желанию – 16 – 18 %;

. уволенные из рядов ВС – 3 – 8 %;

. освобожденные из мест лишения свободы – 7 – 10 %;

. длительно неработающие граждане – 12 – 15 %;

. женщины после декретного отпуска – 2 – 4 %.

Остальные граждане, попадающие на рынок труда, обратятся за содействием в трудоустройстве в службу занятости. При содействии службы занятости на основе показателя спроса на рабочую силу часть обратившихся будет трудоустроена. На основе фактических данных о трудоустройстве через службу занятости различных категории населения, составляющих рынок труда, с учетом прогнозных оценок социально-экономического развития и возможного влияния его на рынок труда, в расчете прогноза на 1999 – 2001 года принимается доля трудоустроенных в пределах:

- высвобожденные работники – 4 – 5 %;

- молодежь – 9 – 10 %;

- уволенные по собственному желанию – 24 – 25 %;

- уволенные из рядов ВС – 14 – 15 %;

- освобожденные из мест лишения свободы – 11 – 12 %;

- длительно неработающие граждане – 13 – 14 %;

- женщины после декретного отпуска – 9 – 10 %.

В прогнозируемом периоде численность безработных, включая переходящих на начало года, по оптимальному варианту, может составить в 1999 г. –
41000 человек, в 2000 г. – 45398 человек, в 2001 г. – 46244 человек. Из этой численности 92 – 96 % будут иметь право получать пособие по безработице.

Уровень безработицы в оптимальном варианте на конец года составит (в
%):
| |1999 г. |2000 г. |2001 г. |
|· к занятым в экономике |5,7 |5,8 |5,9 |
|· к экономически активному |4,5 |4,5 |4,6 |
|населению | | | |

Заключение

На российском рынке труда не работают многие рыночные регуляторы, которые действуют в развитых странах. Издержки, связанные с фактическим отсутствием государственной политики занятости, имеют место в нашей области. Так, автономная кадровая политика предприятий далеко не всегда согласуется с желаемым состоянием занятости, что усиливает или порождает негативные тенденции на рынке труда, усугубляющие кризис в экономике
(потери квалифицированных кадров, постарение трудовых коллективов, снижение производительности труда, падение трудовой морали, сдерживание структурной перестройки).

Рост масштабов и уровня безработицы в России по прогнозу Института макроэкономических исследований продлится до 2000 года.

Нарастание безработицы будет сопровождаться изменением ее структуры по территориям, отраслям и профессиям. Усилятся перетоки рабочей силы между отраслями и видами деятельности. / /

Это же характерно и для Читинской области.

Показатели экономического роста (при любых сценариях развития) еще долгие годы не позволят нормализовать уровень безработицы и обеспечить относительно равновесное состояние рынка труда области.

Причин несколько:

. глубина спада;

. темпы роста занятости окажутся намного ниже, чем обычно при экономическом росте;

. сохранение в течении длительного периода высокого уровня экономической активности населения. К тому же при большой потребности в оплачиваемой работе лишь незначительная часть трудоспособных лиц добровольно согласится работать неполное рабочее время;

. ограниченные возможности развития непроизводственной сферы и сфер услуг населению как генератора новых рабочих мест из-за отсутствия необходимых ресурсов и спросовых ограничений.

Рынок труда области переживает далеко не самые лучшие времена.

Какие меры можно предпринять для выхода из сложившейся ситуации?

Ключевые элементы политики занятости на будущий период могут быть сформированы следующим образом:
. обеспечение социально приемлемого уровня занятости;
. содействие переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста производительности труда;
. сохранение и развитие квалифицированного ядра трудового потенциала при преодолении избыточной численности работников;
. социальная поддержка безработных, особенно из маргинальных слоев населения.

Однако, следует признать, что при всей важности мероприятий, проводимых службами трудоустройства, они не в состоянии радикально решить проблему занятости населения. Они могут лишь в какой-то мере сгладить ее остроту.
Для решения этой проблемы необходим новый курс экономической политики.
Сейчас уже ясно, что форсирование рыночных реформ, разгосударствление экономики оказались неэффективными в отношении использования производственных факторов. Имеем массовую безработицу высококвалифицированных кадров при одновременном простое производственных мощностей в промышленности и других областях. Поэтому программы борьбы с безработицей должны стать неотъемлемой частью социально-экономической программы выхода из кризиса. Политика государства должна быть направлена на сознательное сдерживание гипербезработицы, обеспечение занятости. Еще предстоит сопоставить, во что обходится поддержка государством неэффективных рабочих мест и какие экономические, моральные, нравственные потери несет общество от безработицы, оценить в полной мере ее пагубные последствия. Программы ликвидации и приватизации предприятий должны содержать оценку влияния их на рынок труда, использования высвобождаемых работников.

В заключение стоит отметить, что необходим интегрированные подход к решению проблемы занятости как на макроуровне, так и на региональном местном уровне. Борьба с безработицей должна вписываться в ориентацию на общий экономический рост: только это позволит создать действенную систему регулирования занятости.

Список литературы:

1. В. Багатов. Современное состояние и тенденции экономического развития
Читинской области. Ч1. Чита, 1998.
2. Человек: социальная политика в период осуществления экономических реформ. / Материалы конгресса. - М.: Универсум, 1997.
3. Казначееева Н.П. Занятость в условиях новой хозяйственной системы. /
Новосиб. Гос. Акад. Экономики и управления. - Новосибирск, 1996.
4. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие / Под ред. Проф. А.И. Рофе. - М.: Изд-во «МИК», 1997
5. Социальная сфера развития региона в новых условиях : Сб. науч. тр. /
Отв. Ред. А.Ю. Шариков; НГАиУ. - Новосибирск, 1996
6. О трудовом потенциале и численности незанятых в районах Читинской области. / Аналитическая записка. Чита, 1998.
7. Прогноз рынка труда Читинской области на 1999 - 2001 года. / Материалы
Департамента ФГСЗ по Читинской области. Чита, 1998.
8. М.Ю. Червикина. Методический подход к ранжировке региональных объектов по степени напряженности на рынке труда. // Регион. - 1998, №1, стр. 103
- 120.
9. А. Долгнова, И. Жукова. Адресная поддержка регионов: вариант методического обоснования // Человек и труд. - 1998, № 11, стр. 37-41
10. Е.Роганов, Активно сотрудничать с местными органами власти. // Человек и труд. - 1998. №8, стр. 43 - 46.
11. В. Прокоп. Макроэкономическая динамика, занятость и безработица. //
Человек и труд. - 1999, №2, стр. 28 - 33.
12. И. Бушмарин. Аномалии российского рынка труда. // МЭМО. - 1998, № 2, стр. 91 - 101.
13. Г.М. Зущина. Положение на рынке труда РФ: цифры, факты, тенденции. //
Российские регионы. - 1998, № 22-23, стр. 32-35.
14. Л.Б. Шейнин. Недостатки рынка труда в России. // российские регионы. -
1998, № 18-19, стр12-16.
15. Р.П. Колосова и др. Выпускники ВУЗов на рынке труда. // Российские регионы. - 1998, №5-6, стр. 15-16.
16. Н. Красников. Жить в «кармане» у района неуютно. // Муниципальная власть. - 1998, № 5, стр. 28 -33.
17. В.К. Гуцулак. О методах прогнозирования рынка труда. // Муниципальная власть. - 1998, № 3, стр. 16-21
18. С.В. Закурдаева. Рынок рабочей силы в переходный период. // российская
Федерация. - 1998, № 17, стр. 7-10.
19. А. Слива. Вернуться в прошлое нельзя. // Российская Федерация. - 1997,
№ 5, стр. 19-23.
20. А. Равин. Мои предложения. // Малые города. - 1998, № 7, стр. 5-7.
21. М.Р. Феонова. Рынок труда и профессиональная подготовленность молодых рабочих и специалистов. // Малые города . - 1998, № 10, стр. 16 - 23.
22. Статистическое обозрение. - 1998, №2.
23. Читинская область в цифрах, статистический ежегодник, - Чита, 1998.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать