Кейнсианский вариант предполагает, что изменения денежной массы повлекут
за собой соответствующие изменения ставки банковского процента, которые
оказывают свое влияние на инвестиционный спрос, а последние в свою очередь
-на совокупный доход. Для более детального рассмотрения вышеперечисленных
изменений обратимся к рисунку 2, который иллюстрирует работу придаточного
механизма в ситуации, когда экономическая система подвергается воздействию
одномоментного изменения количества денег.
Первоначально рынок денег, модель которого изображена на рисунке 2,
находится в состоянии равновесия в точке Е1, Кривая предложения денег
занимает положение MS1, а кривая спроса на деньги находится в положении
MD1;
[pic]
Рис.2 Модели воздействия одномоментного изменения количества денег
следовательно, равновесное значение номинальной нормы процента равно R1.
При этом значении будут осуществлены реальные плановые инвестиции в объеме,
обозначенном в части (б) рисунка символом П. Данный уровень плановых
инвестиций учитывается в качестве структурообразующего элемента при
построении кривой совокупного спроса AD1 в части (в). Таким образом в точке
е1 в которой пересекаются кривые совокупного спроса AD1 и совокупного
предложения AS, является точкой первоначального равновесия экономической
системы. Уровень равновесия реального объема производства обозначен yl, a
P1 соответствует равновесному уровню цен.
Предположим, что государство увеличивает количество денег в обращении.
Графически это представлено в части (а) рисунка 2 как некоторый сдвиг
кривой предложения денег вправо в положение MS2. Указанный сдвиг
совершается путем введения в банковскую систему дополнительного количества
резервов через осуществление покупок ценных бумаг на открытом рынке.
Поскольку банки, стремясь привести в движение свои дополнительные резервы, вступают в конкурентную борьбу, норма процента падает. Падающая норма процента уменьшает альтернативную стоимость инвестиций. Фирмы реагитруют на это, перемещаясь вправо, вниз вдоль графика плановых инвестиций в части (б) рисунка. Из за этих изменений происходит рост совокупных доходов. Прирост объема реальных плановых инвестиций в свою очередь, заставляет сдвинуться вправо кривую совокупного спроса, как это показано в части (в).
В ответ на повышение спроса происходит как повышение реального объема производства, так и рост цен. При этом экономическая система на краткосрочных временных интервалах перемещается вдоль кривой совокупного предложения вправо, вверх. Повышение уровня цен и увеличение реального объема производства заставляет расти величину номинального реального дохода. Возвращаясь к исходной точке этих рассуждений отметим, что рост номинального национального дохода приводит в движение силы спроса на рынке денег и вызывает сдвиг кривой спроса на деньги вправо из положения MD 1 в положение MD2. Этот сдвиг достаточен для того, чтобы ограничить падение нормы процента, но недостаточен, чтобы избежать его полностью. В данном состоянии равновесия на краткосрочном временном интервале значение нормы процента ниже, а реальный объем инвестиций, реальный объем производства и уровень цен выше, чем они были первоначально.
Монетаристы в отличие от кейнсианцев выдвигают политику денежно-
кредитного регулирования на первый план. Они утверждали, что этот процесс
характеризует зависимость между изменениями объема денежной массы.
совокупного спроса и совокупного дохода. Основные действия в теории
монетаристов были направлены на подавление действий инфляционных процессов
в экономике. Для этого государство должно ограничивать прирост денежной
массы в обращении. Основанием такова утверждения была формула Фридмена:
Среднегодовой прирост денежной массы = среднегодовой прирост совокупного
дохода + среднегодовой прирост ожидаемой инфляции Фридменом также было
сформулировано основное правило монетарной политики: государство должно
обеспечить стабильный рост денежной массы в обращении в течение
долгосрочной периода времени (3-4% в год) не зависимо от состояния
экономической конъюнктуры.
Кейнсианский и монетаристский пути развития были «испробованы» на
экономике США. Практика показала, что ни одна из этих теорий не идеальна.
Но те ошибки, проблемы, с которыми столкнулись США, были в последствие
взяты на вооружение сначала Японией, а затем и Южной Кореей. Результаты
ошеломляют, за довольно короткий срок Япония и Южная Корея смогли не только
выйти из кризиса, но и стать на одну ступень, а по некоторым показателям и
обойти уровень развития развитых стран, таких как ФРГ.
К прочим экономическим методам регулирования экономики относят регулирование ценообразования, регулирование экономики при помощи государственного сектора, политика в области перераспределения доходов, внешнеэкономическое регулирование.
Государственные капиталовложения осуществляются в значительной мере в
государственном секторе экономики, играющем важную роль в ГРЭ.
Государственный сектор включает в себя комплекс хозяйственных объектов,
целиком или полностью принадлежащих государству, функционирование которых
всегда выгодно для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частного капитала. В целом государственный сектор-это объекты
инфраструктуры, которые в основном не рентабельны, а также предприятия в
сырьевых и энергетических отраслях, где требуются огромные инвестиции, а
оборачиваемость капитала медленная. Часть государственного сектора - это
пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. Существование в
условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности
руководствуются принципами, отличающимися от принципов частных фирм,
позволяет использовать ГС для решения общегосударственных задач. Активно
используется ГС как средство ГРЭ. В условиях ухудшения конъюнктуры, когда
частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в ГС растут. Таким образом
государство стремится противодействовать спаду производства и росту
безработицы. ГС играет заметную роль в государственной структурной
политике. Государство создает новые объекты или расширяет старые в тех
отраслях, куда частный капитал перетекает недостаточно. Государственные
фирмы занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж. ГС служит
повышением эффективности народного хозяйства в целом и является одним из
инструментов перераспределения ВВП.
Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением
доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм,
приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств.
находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на
себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов,
принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному
страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством
финансируются программы, обеспечивающие возможность получения
образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен
на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.
Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны
государства. Цены являются одной из критических точек экономической и
социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и
производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит
глобальным целям ГРЭ, целям конъюнктуры и структурной политики, борьбе с
инфляцией, усиление национальной конкурентоспособности на мировых рынках и
смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной
экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь,
отражается на процессах формирования цен. Конкретные акции в области цен
могут иметь краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный
конкретный момент не совпадать с другими целями, но они всегда служат
генеральной цели государственного регулирования - оптимизации темпов и
пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы. Тарифы
на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, продажа
продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы, таможенная
политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующее
на внутренние цены, - вот не полный перечень мер государственного
регулирования цен. Государственное вмешательство осуществляется путем
санкционированного правительственными органами завышения издержек
производства через включения в себестоимость завышенных амортизационных
списаний и отчисления в другие фонды. Прямым государственным вмешательством
в процесс ценообразования является государственная политика установления
цен на так называемые акцизные товары. Непосредственное воздействие на
формирование цен оказывают государственные субсидии.
Внешнеэкономическое регулирование - это меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств ГРЭ в конкретный период.
К административным методам регулирования экономики относятся:
• Определение стратегических целей развития и их выражение в индикативных и иных планах, целевых программах;
• Государственные заказы и контракты на поставки определённых видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
• Государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
• Нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
• Административные ограничения и запреты по выпуску определённых видов продукции и т.п.;
• Лицензирование внешнеторговых операций;
• Установление фиксированных цен на товары и услуги.
Административные методы не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Например, правительство запретило строить предприятия в пределах Краснодара. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8