- формальные признаки банкротства;
- маржинальная, балансовая и чистая прибыль;
- кредиторская задолженность, в том числе основные долги и пени бюджетам всех уровней и внебюджетным фондам;
- дебиторская задолженность;
- сверхнормативные запасы;
- оборачиваемость денег;
- задержка выплаты зарплаты;
- структура себестоимости продукции;
- продуктовая структура (в долях от оъбема продаж) и т. п.
Как правило, на основе полученных при анализе данных составляется стратегический план предприятия (таблица 5).,
Таблица 5[1].
Модель стратегического плана предприятия.
Таблица 5 (продолжение).
Как видно из схемы, разработка стратегического плана включает семь этапов:
1 этап – собственно стратегический анализ: включает в себя SWOT- анализ и описанные выше приемы;
2 этап – определение рыночных сегментов и выделение бизнес – единиц внутри предприятия;
3 этап – оценка возможностей стратегических позиций с точки зрения привлекательности и конкурентоспособности на основе матриц и моделей стратегического планирования;
4 этап – выбор бизнес – портфеля на основе оценок сегментов рынка;
5 этап – планирование по функциям, известное на отечественных предприятиях как технико- экономическое;
6 этап – финансовое планирование, эффективность которого определяется через модель денежных потоков;
7 этап – контроль и корректировка плана как этап слежения за результатами.
4. Формирование новой финансовой стратегии предприятия.
Финансовая стратегия компании выступает как экономическая категория, характеризующая различные отношения между субъектами рынка в финансовой сфере. Она определяет поведение компании на рынке, формирование ее рыночной позиции в связи с состоянием, использованием фондов финансовых ресурсов, а так же применением денежно-кредитных инструментов.
Стратегия предполагает прежде всего ориентацию на долгосрочную
перспективу либо решение ключевой приоритетной задачи в конкретном периоде
времени. Решение любой финансовой проблемы как в теории, так и на практике
связано с фактором времени, действие которого корректирует направленность и
наполненность финансовых потоков.
Финансовая стратегия должна вписываться в общую стратегию компании, быть
адекватной ей по целям и задачам. Вместе с тем цели и задачи определяются
ее финансовой природой, экономическими отношениями между субъектами рынка
по поводу формирования и использования финансовых ресурсов. Характерной
чертой финансовой стратегии выступает ее связь с общегосударственными
финансами на макроуровне и финансам предприятий на микроуровне.
Финансовая стратегия рассматривается как:
- компонент общей стратегии, т. е. как одна из функциональных стратегий;
цель - завоевание финансовых позиций на рынке;
- базовая стратегия, т. е. та, которая обеспечивает (посредством
финансовых инструментов, методов финансового менеджмента и др.) реализацию
любой базовой стратегии; цель - эффективное использование финансовых
ресурсов и управление ими. (см. Табл. 5)
Таблица 6.
Базовые и функциональные стратегии в общей стратегии компании.
Стратегия компании
Базовые стратегии
Функциональные стратегии
Конкурентные
Инновационные
Производственные
Инвестиционные
Маркетинговые
Финансовая стратегия
Функциональная финансовая стратегия на разных уровнях управления компании
различна по своим целям. Они обусловлены разными стратегическими
ориентирами уровней управления, а так же отличными друг от друга функциями
финансовых категорий.
При этом отдельно следует раскрыть, что понимается под общей стратегией
предприятия. В современных условиях, как правило, существует три
стратегические цели, зависящие от состояния предприятия – выживание,
стабилизация (ограниченный рост) и развитие (рост). Естественно, с точки
зрения реструктуризации предприятия, более всего интересна стратегия
выживания (см. табл. 7).
Таблица 7[2].
Схема «стратегии выживания» неплатежеспособных предприятий.
Учитывая изменчивость конъюнктуры и тенденции развития финансовых рынков,
высокую степень инновационности финансовых инструментов, которыми оперируют
компании, значительную их зависимость от векторов движения
макроэкономических и социально - политических процессов в мировом
сообществе, следует сформулировать ряд направлений формирования программ и
проектов по реализации финансовой стратегии. Среди них:
- выявление приоритетных для компании финансовых рынков для работы на
перспективу;
- анализ и обоснование устойчивых (стабильных) источников финансирования;
- выбор финансовых институтов в качестве приемлемых партнеров и
посредников, которые могут эффективно сотрудничать с компанией в
долгосрочном аспекте;
- разработка долгосрочных инвестиционных программ, согласованных с
приоритетным направлением развития бизнеса; обусловленными общей
стратегией;
- определение финансового механизма будущих сделок по проекту слияний и
поглощений, а так же других мер по финансовой реструктуризации предприятия;
- создание условий на будущее по поддержанию поступательного роста рыночной
стоимости компании и стабильных (не снижающихся) курсов выпущенных ею
ценных бумаг ;
- формирование и совершенствование в перспективе эффективных
внутрифирменных финансовых потоков, механизмов трансфертного
ценообразования;
- построение с позиции стратегии программы эффективного централизованного
управления финансами в сочетании с обоснованной децентрализацией других
управленческих функций в рамках крупной диверсифицированной корпорации;
- прогнозные расчеты финансовых показателей при стратегическом планировании
деятельности компании.
Нет сомнений, что некоторые из направлений формирования финансовой
стратегии более правильно рассматривать в истинно стратегическом плане, то
есть на долгосрочную перспективу. Другие же целесообразно определять при
конструировании среднесрочных целей и ориентиров деятельности компании.
Эффективность финансовой стратегии зависит от способности моделировать
финансовую ситуацию, выявлять необходимость изменений, а так же предвидеть
вектор и характер будущих перемен; применять в ходе изменений надежные
инструменты и методы.
Применение инструментов и методов финансовой стратегии носит ситуационный
характер: конкретные обстоятельства определяют тот или другой выбор их
комбинации. В конечном счете влияют социально-экономические и политические
факторы в соответствии с конкретной ситуацией. В современных российских
условиях для подавляющего большинства фирм вопросы улучшения их финансово –
экономического состояния и надежного обеспечения финансового благополучия
являются приоритетными, а для убыточных предприятий - жизненно важными.
Для неблагополучных предприятий типична ситуация, когда имеется только
бухгалтерия, занимающаяся отчетностью, финансовое планирование или
отсутствует, или находится в зачаточном состоянии; нечетко поставлены
финансовые цели, нет единой финансово – экономической стратегии;
отсутствует информация о финансовой эффективности (рентабельности) по видам
продукции (товарам и услугам) и по подразделениям; нет убедительных
обоснований инвестиций; неудовлетворительный учет и отчетность часто
приводят к «непрозрачности»финансового состояния для первого руководителя,
а иногда и невозможности понять, «куда же опять деньги ушли»; отсутствует
четкое распределение функций и полномочий в подготовке и принятии
финансовых решений; слишком долго обрабатывается (нередко вручную)
бухгалтерская информация о фактическом финансовом состоянии (нередко она
запаздывает на месяц и более) и т. п.
Ясно, что в такой ситуации нужно в первую очередь создавать систему
управления финансами, иначе финансовые потери неизбежны, и выполнение любых
мер реформирования будет напоминать переноску воды в решете.
На сравнительно благополучных фирмах, как правило, ведутся учет и
контроль, нередко есть элементы формирования финансовых планов,
используются компьютеры и т. п. Однако чаще всего руководство ощущает
«непрозрачность», недостаточную управляемость финансовыми потоками,
неуверенность в эффективности принимаемых решений и др., что приводит к
упущенной прибыли.
В связи с этим меры по созданию эффективной системы управления финансами
включают в себя в первую очередь программы работ по финансовому
оздоровлению предприятия.
Система управления финансами должна обеспечивать получение конечного
финансового продукта и включать все необходимые для этого элементы. В
первую очередь, как и вся система управления, она должна иметь:
- четко сформулированные финансовые цели и критерии;
- финансовую стратегию;
- четко сформулированные задачи подготовки и принятия финансовых решений;
- методы и информационные технологии решения этого комплекса взаимосвязанных задач;
- прогноз и финансовый план функционирования и развития предприятия;
- механизмы стимулирования выполнения планов;
- систему контроля и учета фактически полученных результатов;
- методики и средства анализа результатов;
- корректировку планов и, возможно, стратегий их целей;
- необходимые технические средства;
- организационную структуру с четко определенными обязанностями и полномочиями, регламенты решения ею ключевых комплексных задач.
Пример типичной формулировки финансово – экономических целей для
убыточного предприятия на год:
1. Выход на безубыточное функционирование за минимальное время.
2. Обеспечение роста поступлений (выручки) в 1,5 раза.
3. Рост маржинальной прибыли (разности выручки и переменных затрат) в 1,8 раза.
4. Рост маржинальной рентабельности на 20%.
5. Обеспечение финансовой устойчивости.
5. Аспекты технологии управленческого учета.
С экономической точки зрения управление предприятием основано на трех
китах: управление ассортиментом, себестоимостью и финансами. Все эти
разделы финансового – экономического управления предприятием не могут
функционировать в отдельности и тесно связаны. Между ними постоянно
происходит обмен информацией. Более того, оптимизация каждой задачи в
отдельности не даст оптимального результата по всему предприятию.
Управление ассортиментом.
Задача эффективного управления ассортиментом является ключевой задачей на
предприятии. Колебание хотя бы одного из следующих параметров приводит к
необходимости постоянно ею заниматься: колебание спроса на продукцию,
сроков выпуска и поставки продукции, колебание темпов производства, наличие
некоторых издержек, связанных с колебанием численности рабочей силы,
определенные условия спроса и производительности оборудования, требующие
выпуска продукции партиями, наличие некоторых издержек, связанных с
дефицитом или запаздыванием доставки. Все эти проблемы приводят к созданию
запасов, которыми необходимо эффективно управлять. Если у предприятия
отсутствуют запасы на складе готовой продукции, то можно потерять клиентов,
которые не захотят ждать, пока будет произведена продукция. Если же, с
другой стороны, у предприятия слишком много продукции, то это –
омертвленные деньги, которые не участвуют в обороте, и поэтому возникает
упущенная выгода. Более того, в условиях недостатка оборотных средств
излишняя «запасливость» смертельно опасна для предприятия.
Во время довольно большого роста цен или при наличии определенных
изменений издержек, а так же при возможности изменения сбыта в пределах
обозримого времени имеет исключительно важное значение зависимость решений,
принимаемых при управлении ассортиментом, от времени. Это требует
рассмотрения в явном виде издержек, связанных с созданием запасов, так как
всегда может оказаться, что если учесть условно называемую стоимость
хранения в товаре, то станет невыгодно ждать более высоких цен или
повышенного спроса. По сути, в задаче управления ассортиментом требуется
ответить на следующие вопросы: сколько и когда производить и закупать, как
распределять средства условиях их постоянного дефицита? Ведь если
руководствоваться только принципами эффективности, то у предприятия может
произойти уменьшение ассортимента до узкой группы высокоэффективных
товаров. Но если вы перестанете выпускать определенную продукцию, вы
потеряете определенного клиента, который уйдет к вашему конкуренту. А этот
клиент, возможно, купил бы у вас и более эффективную продукцию.
Помимо эффективности, важную роль играет такой показатель, как широта
ассортимента. При учете данного показателя структура ассортимента
становиться жестко закрепленной, поэтому предприятию не грозит его
сокращение в погоне за эффективностью.