В апреле 1995 г. Федеральным Собранием после парламентских дискуссий,
длившихся почти год, был окончательно одобрен Закон «О Центральном Банке
Российской Федерации». Вступивший в силу Федеральный Закон содержит
достаточно много статей, регулирующих деятельность коммерческих банков.
Положения, относящиеся к регулированию, в новом Законе « О
Центральном Банке» достаточно конкретны и нередко даже содержат числовые
параметры, что, несомненно, является прогрессивным изменениям в банковском законодательстве России.
Таким образом, политика минимальных обязательных резервов становится одним из главных инструментов регулировании деятельности коммерческих банков в России.
Динамика обязательных резервов за последние годы свидетельствует о постоянном увеличении обязательных резервов как в абсолютном выражении, так и в удельном весе в денежном выражении. Таким образом, влияние резервных требований на состоянии банковской системы и всего народного хозяйства постоянно возрастает.
Многие экономисты и банкиры считают существующие в настоящее время в
России нормы резервирования чрезмерно завышенными и даже вредными для
экономического развития. Тем не менее этот вопрос достаточно дискуссионен.
1.2 Инструментарий денежно- кредитной политики
Выбор инструментов денежно- кредитного регулирования, применяемых центральными банками зарубежных государств, довольно широк. Использование различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств.
Имеющиеся в расположение центрального банка инструменты денежно-
кредитного регулирования различаются:
. по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги),
. по своей форме ( прямые и косвенные),
. по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования
(количественные и качественные),
. по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные).
Все эти методы используются в единой системе.
Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно- кредитная политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение ( кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить
«перегрев» конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов.
По форме инструменты денежно- кредитного регулирования разделяются административные (прямые) и рыночные ( косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка и направленные на ограничение сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся государствах.
Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов.
Рыночные ( косвенные) инструменты отличаются большой гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее, в настоящие время отмечается переход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным.
По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно- кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные.
Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а, следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты предоставляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, а именно- стоимости банковских кредитов.
По срокам воздействия инструменты денежно- кредитного регулирования разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными ( конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1 года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относится инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.
Основными инструментами денежно- кредитного регулирования, наиболее часто используемые центральными банками большинства стран, являются:
. регулирование официальной учетной ставки;
. установление минимальных резервных требований;
. рефинансирование коммерческих банков;
. операции на открытом рынке.
Однако этим арсенал инструментов денежно- кредитного регулирования не исчерпывается. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким методам как,
. установление кредитных ограничений,
. лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков,
. портфельные ограничение и другие.
Выбор и сочетание инструментов денежно –кредитного регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк на том или ином этапе экономического развития страны.
На начальных этапах перехода к рыночным отношениям наиболее результативными являются прямые методы вмешательства центрального банка в денежно кредитную сферу:
-административное регулирование депозитных и кредитных ставок коммерческих банков,
-установление предельных объемов кредитования банком своих клиентов,
-изменение уровня минимальных резервов.
По мере развития рыночных отношений наблюдается переход к рыночным ( косвенным ) методам регулирования денежной массы, и, прежде, всего к операциям на открытом рынке и изменения уровня процентных ставок.
К основным инструментам и методам денежно- кредитной политики Банка
России согласно новой редакции Федерального закона от 26 апреля 1995г. № 65-
ФЗ отнесены:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативные обязательства резервов, депонируемых в Банке
России;
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование банков;
5) валютное регулирование;
6) установление ориентиров роста денежной массы ;
7) прямые количественные ограничения.
8) выпуск от своего имени облигаций.
Банк России ежегодно не позднее 1 октября предоставляет в
Государственную Думу проект основных направлений единой государственной
денежно- кредитной политики на предстоящей год не позднее 1 декабря-
основные направления единой государственной денежно –кредитной политики на
предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой
государственной денежно – кредитной политики представляются Президенту
Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на предстоящий год включают в себя анализ состояния и прогноз развития экономики Российской Федерации и основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно- кредитной политики.
Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год принимает соответствующее решение.
Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно- кредитной политики.
1.3 Методы определения величины резервных требований.
Величина минимальных резервов может определяться двояким способом — по отношению к банковским пассивам либо к банковским активам. Способ определения резервных требований к банковским пассивам является наиболее старым. Суть его состоит в том, что коммерческие банки должны резервировать в обязательном порядке часть привлеченных депозитов клиентов на счетах в центральном банке. В подавляющем большинстве стран применяется именно этот способ определения объема резервных требований. В немногих странах базисом исчисления размера минимальных резервов служат предоставленные кредиты. На практике нормы обязательных резервов по пассивам могут устанавливаться по отношению ко всем банковским пассивам или к их отдельным статьям.
Разновидностью метода определения резервных требований по отношению к банковским пассивам является метод установления минимальных резервов к изменению объема совокупных пассивов банков, то есть к увеличению или уменьшению их сальдо за определенный период времени, которое формируется в результате поступлений денег на основные корреспондентские счета и выдач с них денежных средств. В большинстве стран используется именно этот спосб установления резервной базы, особенно удобной при введении схемы резервных требований.
Второй способ определения величины резервных требований по отношению к банковским активам (кредитам) считается чисто французским изобретением и на практике применяется значительно реже. Сущность его заключается в лимитировании (количественном ограничении) кредитных вложений посредством установления верхних пределов общей суммы кредитов или их прироста. Причем указанные параметры устанавливаются в индивидуальном порядке для каждого коммерческого банка. Кроме того, могут лимитироваться объем и число кредитов, предоставляемых банком одному клиенту. На практике рассмотренные выше директивные параметры в области развития кредитных операций банков получили название "кредитные потолки", а сам метод определения величины резервных требований по отношению к банковским кредитам нередко называется методом "кредитных потолков" (ограничений). За нарушение установленных кредитных лимитов коммерческие банки подвергаются со стороны центрального банка санкциям в виде уплаты высокого учётного процента или обязательного перечисления на беспроцентные счета в центральном банке суммы, равной превышению этих лимитов.
Таким образом, центральный банк может регулировать темпы роста денежной массы, используя технику кредитных ограничений.
У каждого способа определения резервной базы по отношению к
банковским пассивам или к банковским активам есть свои преимущества и
недостатки. С одной стороны, обязательные резервы способствуют улучшению
банковской ликвидности, когда они рассчитываются на основе пассивных
банковских операций. В данном случае их влияние на экономику является
опосредственным. Установление обязательных резервов по пассивным операциям
ведёт к снижению размера выдаваемых банком ссуд: ресурсы удорожаются, если
банк не намерен сократить общий объём активных кредитных операций.
Результатом этого является рост взимаемых банком по активным операциям
процентных ставок и сокращение объема кредитов. С другой стороны,
основанные на активных кредитных операциях нормы обязательных резервов
выступают в качестве прямого ограничителя осуществления инвестиций,
способствуя в целом поддержанию умеренных процентных ставок. Исключение
составляют периоды, когда центральный банк проводит политику, направленную
на урегулирование платежного баланса страны, например, путем привлечения
иностранных капиталов. Но метод установления резервных требований по
отношению к банковским активам не лишен и существенных недостатков.
Кредитные ограничения — это самая жесткая форма глобального воздействия на
кредит. В свою очередь, такая практика приводит к снижению деловой
активности в стране, ухудшению функционирования банковской системы в целом,
препятствует развитию конкуренции в банковском деле, затрудняет доступ
мелких и средних фирм к банковскому кредиту, ухудшая их платеже - и
кредитоспособность и финансовое положение. Поэтому селективный характер
кредитных ограничений часто подкрепляется системой субсидий и льгот для
кредитов, предоставляемых банками отдельным секторам экономики, например,
энергетике, сельскому хозяйству или экспортным отраслям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10