Итак, нами рассмотрен второй период процесса привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории России. Действующая в это время система привлечения иностранных работников, как и предыдущая, не была лишена недостатков. Более того, многими специалистами, изучающими проблемы миграции, она названа в качестве основной причины возникновения нелегальной трудовой миграции на территории РФ. По их мнению, препятствиями для легального использования иностранных рабочих служат не только отдельные недостатки системы (длительные сроки оформления, многочисленные справки, невозможность уплаты государственной пошлины для многих работодателей), но и сам порядок выдачи разрешений,[44] который предусматривает выдачу разрешений не работникам, а работодателям, в результате чего иностранный работник становится зависимым от работодателя и теряет возможность быть правоспособным субъектом трудовых отношений.[45]
С 15 января 2007 г. в законную силу вступил целый ряд нормативных документов, кардинально изменивших положение трудовых мигрантов в РФ. К числу основных законодательных актов следует отнести:
- Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 6 января 2007 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Рассматривая изменения содержательно, необходимо выделить следующее.
1. С 15 января 2007 г. в законодательство вводится понятие «иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы». Для лиц этой категории существенно упрощены процедуры получения документов, в том числе, позволяющих осуществлять временную трудовую деятельность на территории РФ. Теперь иностранный работник может получить разрешение на работу самостоятельно и по сокращенной схеме. При этом изменения затрагивают не только работника, но и работодателя. Количество административных действий, которые должен совершить работодатель, принимающий на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом режиме, значительно сократилось по сравнению с предыдущим порядком. Так, в случае найма работников, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, работодатель не обязан оформлять разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а лишь по факту приема на работу таких граждан уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы о занятых у него работниках.
Чтобы изменения в порядке привлечения иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, стали очевиднее, обратимся к следующей таблице (табл. 21).
Таблица 21.
Действия работодателя до и после 15 января 2007 г. при принятии на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы
Действия работодателя |
Иностранные граждане с безвизовым режимом до 15 января 2007 г. |
Иностранные граждане с безвизовым режимом после 15 января 2007 г. |
Получение заключения о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы |
Да |
Нет |
Получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников |
Да |
Нет |
Размер государственной пошлины за получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников |
3000 руб. за каждого привлекаемого иностранца |
Нет |
Получение разрешения на работу для иностранного работника |
Да |
Нет |
Размер государственной пошлины за получение разрешения на работу |
1000 руб. за одно разрешение |
Нет |
Резервирование денег на счете для приобретения обратного билета |
Да |
Нет |
Уведомление территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ведающими вопросами миграции, занятости населения и налогообложения |
Да |
Да |
2. До 15 января 2007 г. иностранные граждане, временно проживающие в Российской Федерации, могли работать без получения каких-либо дополнительных документов. После вступления изменений в законную силу данные нормы были отменены. С 15 января 2007 г. иностранные граждане, временно проживающие в РФ, могут осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. При этом работодатели, привлекающие иностранных работников из числа иностранных граждан, временно проживающих в РФ, не обязаны получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Вместе с тем, поскольку Закон обратной силы не имеет, от получения разрешения на работу освобождаются иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание в РФ до 15 января 2007 г., и заключившие трудовой договор до указанной даты.
3. Изменения в сфере управления миграцией выражены, прежде всего, в расширении полномочий Правительства РФ, которое с 15 января 2007 г. сможет ежегодно определять потребность в привлечении иностранных работников, в том числе, по приоритетным профессионально-квалификационным группам; устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывшим в Россию в безвизовом порядке, разрешений на работу. Правительство РФ получило право ежегодно устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории РФ, а в отношении отдельных категорий мигрантов вправе принимать решение об увеличении (до 180 суток) или сокращении (менее 90 суток) срока их пребывания в РФ.
В 2006 г. Правительством РФ принят ряд нормативных документов, направленных на регулирование внешней трудовой миграции на территории России в течение 2007 г., а именно:
1. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 665 «Об утверждении на 2007 г. квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;
2. Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 682 «Об утверждении на 2007 г. квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы»;
3. Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 683 «Об установлении на 2007 г. допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации». Согласно ему вводятся ограничения на привлечение иностранных работников в сфере розничной торговли: до 1 апреля 2007 г. их максимальное количество не должно превышать 40% от всех работающих, после 1 апреля 2007 г. иностранным гражданам запрещено работать в качестве продавцов (реализаторов), кассиров, торговых агентов и коммивояжеров в розничной торговле. Что касается розничной торговли лекарствами и алкоголем, в том числе пивом, то в эту сферу иностранные граждане вообще не будут допущены с 15 января 2007 г.
Одной из главных целей введенных ограничений является защита прав и интересов российских граждан в сфере потребительского рынка, а также обеспечение на приоритетное занятие российскими гражданами вакантных и вновь создаваемых рабочих мест.
Как было установлено ранее, иностранный гражданин, временно проживающий в РФ, мог работать только в пределах того субъекта РФ, в котором ему разрешено проживание, а иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ, мог работать в том субъекте РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу. С 15 января 2007 г. Правительство РФ вправе расширить территорию их работы до нескольких субъектов или до всей территории РФ.
4. Обязательная временная регистрация иностранных граждан по месту пребывания заменена миграционным учетом уведомительного характера.
Анализируя произошедшие после 15 января 2007 г. изменения в миграционном законодательстве, становится очевидным следующее:
- иностранные граждане, прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы, могут иметь несколько разрешений на работу одновременно. Такое положение затруднит статистический учет иностранных работников;
- либерализация порядка осуществления трудовой деятельности коснулась только иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы; количество административных препон, которые необходимо пройти работодателю для их найма, сокращено. Очевидно, что при прочих равных условиях работодателю становится выгоднее нанимать на работу иностранных работников из безвизовых стран СНГ;
- в случае, если иностранный работник из безвизовой страны захочет впоследствии «осесть» в России, то и здесь для него предусмотрен особый, льготный порядок приобретения статуса «временно проживающего в РФ», и в дальнейшем «гражданина РФ». Работникам из стран с безвизовым режимом пересечения границы в России открыта «зеленая улица», им проще въезжать, работать, передвигаться и проживать в ней. В силу чего, привлекательность России как страны-работодателя возрастает лишь для трудовых мигрантов из безвизовых стран СНГ. В отношении остальных работников – нет;
- либерализация режимов регистрации и учета вряд ли будет стимулировать как иностранных граждан, так и принимающую сторону своевременно и полно сообщать органам миграционного учета о передвижениях иностранцев по России. Уведомительный характер миграционного учета, на наш взгляд, делает невозможным эффективный контроль над пребыванием иностранных граждан в России;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30