В силу указанных изменений руководителями сельхозпредприятий неоднократно высказывались претензии к установившемуся порядку, т.к. вопрос о необходимости привлечения иностранных рабочих к выполнению сельхозработ и их требуемом количестве решался ими в зависимости от видов на урожай, который позволял сделать такое заключение за три-четыре недели до начала самих работ, в то время как на оформление необходимых документов требовалось два и более месяцев. Кроме того, привлекая сезонных рабочих на один - три месяца, сельхозпредприятия вынуждены были оплачивать получение разрешений наравне с работодателями, привлекающими иностранных специалистов на год.
К примеру, колхоз имени Чапаева Кочубеевского района Ставропольского края в июне 2002 г. привлекал иностранных рабочих из Украины в количестве 60 человек, при этом все работники отработали в хозяйстве всего три недели, после чего убыли в свою страну. Их заработная плата составила от 3,5 до 4 тыс. рублей, за привлечение иностранных работников предприятием была внесена госпошлина в размере 6 тыс. рублей.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» госпошлина за такое же количество иностранных сельхозрабочих в 2003 г. составляла уже 240 тыс. рублей, что было нереально для сельхозпредприятий, т.к. значительно поднимало себестоимость конечного продукта и делало его нерентабельным и неконкурентоспособным. Поэтому большая часть сельхозпредприятий в последующем отказалась от использования труда иностранцев.
Наиболее существенный рост иностранной рабочей силы отмечается с 2004 г. Причинами такого положения послужили:
1. Передача в соответствии с Приказом МВД РФ от 13 мая 2003 г. № 325 «Об организации выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников» с 1 июля 2003 г. подразделениям по делам миграции функции по выдаче, переоформлению, приостановлению действия, продлению срока действия и аннулированию разрешений на привлечение и использование иностранных работников из государств – участников СНГ;
2. В связи с вступлением в юридическую силу с 1 ноября 2002 г. Федерального закона РФ № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», значительно расширился круг лиц, подпадающих под разрешительный порядок трудоустройства иностранцев на территории России. К иностранцам, работающим по трудовым договорам, добавились иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность посредством заключения договоров гражданско-правового характера, а также иностранные граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Очевидно, что выгодные геополитические и социально-экономические условия для привлечения иностранной рабочей силы должны сочетаться с разумными действиями властей по регулированию порядка въезда и пребывания гастарбайтеров на территории региона. При этом меры по управлению международной трудовой миграцией напрямую зависят от качественных и количественных характеристик прибывающей на территорию Ставропольского края рабочей силы.
2.2. Масштабы и структура привлечения иностранной рабочей силы в Ставропольский край
Иностранная рабочая сила привлекается в Ставропольский край из 35 стран. Согласно официальным данным крупнейшим поставщиком рабочей силы в край является Турция (18,2%), на второе место вышел Вьетнам (13,8%). Растет приток рабочей силы из Китая. Значительно снизилось число привлекаемых иностранцев из стран бывшей Югославии. Это обусловлено завершением югославской фирмой «Путеви» реконструктивных работ в районе КМВ. Масштабы привлечения работников из развитых европейских стран, а также США, Канады, Японии крайне незначительны (табл. 12).
Таблица 12.
Численность привлеченной в Ставропольский край иностранной рабочей силы из стран дальнего зарубежья, человек[22]
Страны происхождения
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
всего
%
Страны дальнего зарубежья:
1062
970
649
969
1198
1155
1451
7454
56
Афганистан
16
4
-
1
2
-
25
48
0,4
Болгария
68
47
49
3
-
-
17
184
1,4
Великобритания
3
1
1
-
2
2
1
10
0,1
Вьетнам
82
85
78
412
524
287
382
1850
13,8
Германия
4
2
2
2
1
3
4
18
0,1
Греция
2
-
-
-
-
-
2
0,01
Израиль
10
27
28
28
27
33
41
194
1,4
Индия
4
4
3
2
2
2
5
22
0,2
Индонезия
-
-
-
-
-
-
4
4
0,03
Иран
1
5
4
-
-
2
2
14
0,1
Ирландия
1
1
-
-
-
-
-
2
0,01
Страны происхождения
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
всего
%
Канада
1
2
2
1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30