Рыночное ценообразование: сущность, преимущества, недостатки
Московский Государственный Университет Приборостроения и Информатики
Курсовая работа по экономике на тему:
«Рыночное ценообразование: сущность, преимущества, недостатки»
Выполнил студент 1-го курса:
спец.080801
гр. МФ ЭФ2-06-01 ДО
Князев В.В.
Проверила:
Скляднева С.А.
Можайск, 2007.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава i. Основные понятия цены и ценообразования 5
1.1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике. 5
1.2. Принципы и подходы ценообразования 6
1.2.1. Научная обоснованность цен 6
1.2.2. Принцип целевой направленности цен 6
1.2.3. Принцип непрерывности процесса ценообразования 6
1.2.4. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен 6
1.3. Влияние государства на процесс ценообразования 7
Глава ii. Ценообразование: рыночное и плановое. Сущность, различия ... 10
2.1. Сущность рыночного ценообразования 10
2.2. Основные аспекты планового ценообразования 16
2.3. Основные отличия рыночного и планового ценообразования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Приложение 1 29
Приложение 2 30
ВВЕДЕНИЕ
Я не считаю, что доходы от перехода на рыночное ценообразование с нашими ближайшими соседями могут нанести какой-то ущерб нашей политике на постсоветском пространстве. Более того, уверен, что как раз наоборот, это поможет решать наши внешнеполитические задачи и цели.
В.В. Путин
Актуальность темы. Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.
Объект
исследования. Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и
услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования:
рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование.
В условиях командного ценообразования установление цены является
прерогативной сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на
производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса
производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных
органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он
просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их
дальнейшее изменение.
Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования
происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на
продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара,
целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность.
Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят
непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или
услуги.
Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том,
что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим
собственником или производителем товара. Государственные органы могут
регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства
становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию.
Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется
законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию
предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен в
экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.
Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения объемов инвестиций, поэтому всё что связано с ценообразованием является
Цель моей работы исследовать сущность рыночного ценообразования, а так же выявить основные преимущества и недостатки рыночного и планового ценообразования.
Глава I. основные понятия цены и ценообразования
1.1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике.
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д. Цена - монетарное выражение ценности. Но, как пишет Голубков Е.П., цена не всегда выражается в денежной форме. Бартер, например, представляет собой очень древнюю форму натурального обмена, которая в России, вследствие ограниченности оборотных средств у предприятий, используется чрезвычайно широко.
Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.
Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование.
1.2. Принципы и подходы ценообразования.
1.2.1. Научная обоснованность цен - необходимость учета в ценообразовании объективных экономических законов.
Научной обоснованности устанавливаемых цен способствует тщательный сбор и анализ информации относительно действующих цен, уровнях издержек, соотношении спроса и предложения, других рыночных факторах. Особое значение приобретает прогнозирование макро- и микроэкономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится ключевым моментом в обосновании уровня цен.
Необходимо обоснование и анализ различия цен, устанавливаемых предприятием, и ценами на конкурирующую продукцию с точки зрения приобретения потребителем дополнительных услуг и выгод в виде сервисного обслуживания, новизны и качества продукции, гарантий на эту продукцию, предоставляемых предприятием – производителем (Приказ Минэкономики РФ от 01.10.97 № 118,п.9).
1.2.2. Принцип
целевой направленности цен - предприятие должно определить, какие
конкретные экономические и социальные задачи оно будет решать в результате
использования выбранного подхода к ценообразованию.
1.2.3. Принцип
непрерывности процесса ценообразования. Согласно этому принципу продукция
на каждом этапе ее изготовления имеет свою цену. Кроме того, в реальной
рыночной ситуации вносятся постоянные изменения в уровень действующий на рынке
цен.
1.2.4. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. Целью контроля является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. Прежде всего, это отношение к установлению цен на продукцию предприятий монополистов, а также на продукцию первой необходимости, имеющей большое социальное значение. За нарушение, установленных государством принципов ценообразования, предусматриваются административные и экономические санкции.
С точки зрения целей деятельности можно выделить следующие подходы к ценообразованию:
· максимизация прибыли в долгосрочном плане;
· максимизация прибыли в краткосрочном плане:
· увеличение показателя рыночной доли;
· сохранение статуса ценового лидера в отрасли;
· препятствие появлению новых конкурентов;
· сохранение лояльности со стороны торговых посредников;
· улучшение имиджа организации;
· улучшение продаж «слабых» продуктов;