Рыночное ценообразование: сущность, преимущества, недостатки

  4. Применение механизма ценообразования для решения социально-экономических задач — преодоления существенных различий между городом и деревней, неуклонного роста реальных доходов населения, улучшения условий труда и быта. Этот принцип осуществляется на основе создания с помощью закупочных цен и цен на средства производства, реализуемые колхозам и совхозам, экономических условий для превращения с.-х. труда в разновидность труда индустриального и сближения уровней доходов в городе и на селе; обеспечения стабильности уровня государственных розничных цен на основные товары и снижения цен на отдельные товары по мере создания для этого необходимых условий; установления льготных цен на товары и услуги особой социальной важности; учёта социального фактора в ценообразовании на новую технику.

  5. Содействие укреплению хозяйственного расчёта во всех звеньях народного хозяйства, усиление экономической заинтересованности предприятий и объединений в повышении эффективности производства, снижении себестоимости, соблюдении режима экономии; выравнивание хозрасчётных условий предприятий и объединений, находящихся в неодинаковых объективных условиях, с помощью расчётных цен, фиксированных (рентных) платежей и т. п.

  В процессе планового ценообразования реализуются присущие социализму закономерности формирования и движения цен. Уровень оптовых цен определяется исходя из средней по стране себестоимости, выражающей общественно нормальные издержки производства, и нормативной прибыли. При установлении конкретных цен учитывается соотношение потребительских свойств (качества, эффективности потребления) однородных и взаимозаменяемых товаров. В ценообразовании на сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления и услуги большую роль играет социальный фактор, вследствие чего цены во многих случаях существенно отклоняются вверх или вниз от стоимости.

  На динамику цен влияет ряд факторов: рост производительности труда; ускорение научно-технического прогресса; улучшение качества продукции; изменение естественных условий производства; увеличение затрат на воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды; неуклонный рост денежных доходов населения; сдвиги в размещении производства; количество бумажных денег в обращении; внешнеэкономические факторы и т. п. Под воздействием совокупности этих факторов динамика цен отличается от динамики стоимости. Уровень государственных розничных и оптовых цен в СССР характеризуется относительной стабильностью, закупочные цены неоднократно повышались (в 50—60-е гг.), с тем чтобы обеспечить условия для развития и технической реконструкции сельскохозяйственного производства и повышения оплаты труда колхозников и работников совхозов.

  Осуществляются меры по улучшению организации и совершенствованию методов планового ценообразования в 1970 в СССР создана единая союзно-республиканская система государственных органов ценообразования, включающая: Государственный комитет цен Совета Министров СССР; государственные комитеты цен Советов Министров союзных республик; отделы цен Советов Министров АССР, областных, краевых исполкомов; образованы подразделения по ценам в союзных и республиканских министерствах и ведомствах, в ряде объединений и крупных предприятий. Улучшено законодательство по ценам, более четко регламентированы права и обязанности различных органов по установлению и применению цен, расширена нормативная и методическая база ценообразования.

  Развивается научная база ценообразования, в 1967 создан специализированный научно-исследовательский институт по ценообразованию (НИИ цен), исследованиями по ценам занимаются более 200 общеэкономических и отраслевых НИИ и вузов страны (1976). Их деятельность в этой области координируется Межведомственным научным советом по проблемам ценообразования (образован в 1972) Государственного комитета цен и АН СССР.

  В практике расчёта прейскурантов и обоснования цен на новые виды продукции всё более широко применяются нормативно-параметрические методы ценообразования, обеспечивающие построение цен на базе нормативов затрат и рентабельности и с учётом соотношений потребительских свойств изделий. Создаётся автоматизированная система обработки информации по ценам (АСОИ цен) с использованием экономико-математических моделей, современной вычислительной техники и системного анализа для повышения эффективности управления в стране, планирования и прогнозирования цен, расчёта прейскурантов, координации, контроля и анализа цен, обеспечения ценовой информацией всех звеньев народного хозяйства.

2.3 Основные отличия рыночного и планового ценообразования

В условиях командного ценообразования установление цены является прерогативой сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.

Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.

Ценообразование — это та сфера, о которой менеджеры предприятий говорят редко с большим удовольствием и которая является самой трудной для них. На основе опроса управленцев (при выборке 57 из США и 129 из Европы) ценообразование по пятибалльной шкале было оценено в 4,3 балла.

Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление ”правил игры”  их и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно вли­яющих на финансовое положение предприятия. Это объясняет­ся тем, что от уровня цены зависит величина прибыли коммер­ческой организации, конкурентоспособность предприятия и

его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром приня­тия хозяйственных решений.

Цена влияет на характеристики товара, методы его продвижения и каналы распространения, равно как и все эти факторы влияют на цену.  Предприятие не просто устанавливает единую цену, а скорее создает целую систему ценообразования, которая охватывает цены на различные товары их ассортимент. Структура ценообразования изменяется одновременно с тем, как товар проходит свой жизненный цикл. Предприятие корректирует цены на товар, исходя из издержек и спроса, учитывая различные ситуации и потребности покупателей.

При установлении цены определяющими факторами выступают:

·        себестоимость товара;

·        удовлетворяющие фирмы размеры прибыли;

·        цены конкурентов и цены заменителей, аналогов данного товара;

·        состояние платежеспособного спроса;

·        требования органов управления и других общественных институтов;

·        уникальность определенных качеств продукта.

Учет влияния всех факторов в комплексе позволит пред­приятиям выработать гибкую и эффективную политику цено­образования.

Установление цены на товар - это процесс, состоящий из шести этапов.

1.     Предприниматель тщательно определяет цель или цели своего маркетинга, такие, как обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рын­ка или качества товара.

2.      Предприниматель выводит для себя кривую спроса, которая говорит о вероятных количествах товара, которые удастся продать на рынке в течение конкретного отрезка времени по ценам разного уровня. Чем неэластичнее спрос, тем выше может быть цена, назначаемая предпринимателем.

3.     Предприятие  рассчитывает, как меняется сумма ее издержек при различных уровнях производства.

4.      Предприниматель изучает цены конкурентов для использования их в качестве основы при ценовом позиционировании собственного товара.

5.      Предприниматель выбирает для своей фирмы один из следующих методов ценообразования:

·              «средние издержки + прибыль»;

·              анализ безубыточности и обес­печение целевой прибыли;

·              установление цены на основе ощущаемой ценности товара;

·              установление цены на основе уровня текущих цен;

·              установление цены на основе закрытых торгов и т.д.

6.     Предприниматель устанав­ливает окончательную цену на товар с учетом ее наиболее полного психологического восприятия и с обязательной проверкой, что цена эта соответствует установкам практикуемой фирмой политики цен и будет благоприятно воспринята дистрибьюторами и дилерами, собственным торговым персоналом фирмы, конкурентами, постав­щиками и государственными органами.

Работая в условиях рынка, нельзя забывать о том, что цены и ценовая политика для предприятия — главный элемент мар­кетинга. Именно поэтому разработке ценовой политики должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руково­дства фирмы, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно сказывается на динамике продаж и рентабельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать