Рынок алмазов
смотреть на рефераты похожие на "Рынок алмазов"
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Санкт-Петербургский Торгово-экономический институт
Кафедра «финансов, денежного обращения и кредита»
Курсовая работа
По дисциплине «Размещение производительных сил и экономика районов».
Тема: Мировой рынок алмазов и место России на нем.
Выполнила студентка УЭФ дневное отделение группа №212
№ 22450-УД
Солдаева Ю.В.
Санкт-Петербург
2002
План
Стр.
|Введение |3 |
|История развития мирового рынка алмазов |4 |
|Конец алмазной монополии |5 |
|Алмазообрабатывающая промышленность России |7 |
|Алмазодобывающая промышленность России |9 |
|АК 'Алмазы России - Саха' |11 |
|России выгодна алмазная монополия |13 |
|De Beers – от фермы до империи |17 |
|"De Beers" – взгляд изнутри |18 |
|Алмазодобывающий комплекс России: современное состояние, |20 |
|проблемы и перспективы развития | |
|Заключение |25 |
|Приложения |27 |
|Список использованной литературы |30 |
Введение
Россия по разведанным запасам и прогнозным ресурсам алмазов занимает
первое место в мире, при этом 78% запасов сосредоточены в Якутии и 22 % - в
Архангельской области.
На сегодняшний день минерально-сырьевой комплекс алмазов, также как и минерально-сырьевой комплекс России в целом, несмотря на его огромный потенциал и более высокую устойчивость к выживанию по сравнению с другими отраслями экономики, в условиях проводимых в стране реформ оказался в критическом состоянии по причинам отсутствия долгосрочной государственной стратегии использования и изучения недр, воспроизводства минерально- сырьевой базы. Значительное сокращение в последнее десятилетие объемов геологоразведочных работ привело к тому, что сырьевая база по многим полезным ископаемым существенно истощилась, а о новых открытиях крупных месторождений мы слышим все реже и реже.
В данной работе подробно рассматривается мировой рынок алмазов, его история, история мировых компаний, таких как DeBeers, Алроса. Отдельно приведен доклад о перспективах развития рынка алмазов в России.
|История развития мирового рынка алмазов |
|До конца XIX века объемы добычи алмазов в мире были слишком малы, |
|чтобы существовала возможность формирования глобального мирового |
|рынка алмазов. Естественно, сделки с драгоценными камнями |
|совершались, но они проводились нерегулярно и осуществлялись только |
|на уровне либо отдельных личностей, либо целых государств. В торговых|
|операциях еще не участвовали компании мирового масштаба, преследующие|
|коммерческие интересы - тогда их попросту не существовало. |
|Контролировать рынок было просто: спрос на алмазы никогда был не |
|слишком высоким, зато их цена была велика. Соответственно, объемы |
|продаваемых камней не были большими. |
| |
|С открытием богатейших месторождений в Южной Африке и с началом |
|"алмазной лихорадки" начали организовываться компании, занимавшиеся |
|добычей алмазов. Добыча алмазов резко выросла, они стали широко |
|распространенными драгоценными камнями, и цены на них начали падать. |
|Появилась необходимость контролировать количество поступавших на |
|рынок алмазов, а для этого было необходимо объединять многочисленные |
|алмазодобывающие предприятия. |
|Одним из первых это понял основатель "Де Бирс" выдающийся английский |
|предприниматель Сесиль Джон Родс. В 1893 году он принял участие в |
|создании "Лондонского алмазного синдиката", объединившего несколько |
|добывающих компаний. Синдикат преследовал цели обеспечить продукции |
|своих рудников определенные преимущества на рынке и поддерживать |
|определенный уровень цен, согласуя объем добычи алмазов со спросом на|
|рынке. |
|Соглашение удовлетворительно действовало на протяжении приблизительно|
|тридцати лет, вплоть до открытия новых африканских месторождений и |
|развертывания на них работ. Эти алмазоносные площади, в основном |
|расположенные на юго-западе Африки, не контролировались синдикатом. |
|Началась ожесточенная конкуренция, так что синдикат не мог больше |
|осуществлять эффективный контроль над рынком. |
|Чтобы исправить положение, в 1925 году был создан новый, более |
|крупный синдикат, объединивший алмазные рудники Юго-Западной и Южной |
|Африки, Анголы и Конго. Однако правительство Южно-Африканской |
|Республики не захотело передать государственные разработки алмазов в |
|районе Намакваленда под контроль синдиката, поэтому он через пять лет|
|распался. |
|В конце концов, в 1931 году был заново создан "Лондонский алмазный |
|синдикат". Была введена система квот, и правительство ЮАР согласилось|
|регулировать добычу на государственных рудниках. |
|Новый глава "Де Бирс" Эрнст Оппенгеймер убедил крупных производителей|
|алмазов продавать сырье при посредничестве "Центральной сбытовой |
|организации" (ЦСО), принадлежащей "Де Бирс". Эта организация начала |
|скупать добытые алмазы у производителей и затем продавала их на рынке|
|по стабильно высоким ценам. Большинство мелких производителей алмазов|
|были вынуждены осуществлять сбыт своей продукции через ЦСО. Так |
|сложилась система, которая до недавнего времени определяла состояние |
|мирового рынка сырых алмазов. |
|Конец алмазной монополии |
|Либерализация внешнего рынка и изменение правил игры на внутреннем |
|заставляют АК "Алроса" искать новые принципы взаимоотношений с |
|компанией De Beers и менять стратегию поведения на мировом алмазном |
|рынке |
|Мировой алмазный рынок, определенным образом организованный и |
|структурированный, сложился в 30-е годы прошлого столетия, когда |
|патриарх алмазного бизнеса Эрнст Оппенгеймер создал мощного оператора|
|рынка - Центральную сбытовую компанию (ныне - Diamond Trading |
|Company) как одно из подразделений концерна De Beers Consolidated |
|Mines Ltd. С тех пор De Beers был самым мощным в мире производителем |
|и продавцом сырых алмазов, занимал доминирующее положение на рынке, а|
|остальные компании играли второстепенную роль. Концерн покупал сырые |
|алмазы у добывающих стран и продавал их крупным производителям |
|бриллиантов и фирмам-оптовикам, поддерживая приемлемый уровень цен. |
|Одноканальная система сбыта, роль организатора которой взял на себя |
|De Beers, являлась своеобразным буфером между производителями и |
|потребителями: концерн придерживал запасы во время падения спроса и, |
|мощно рекламируя бриллианты, осуществлял хорошо продуманные продажи |
|во время всплесков, обеспечивая тем самым стабильность продаж. |
| |
|Алмазный бизнес весьма специфичен. Ювелирные украшения не являются |
|предметами повседневного пользования, и в периоды экономического |
|спада спрос на них резко падает в первую очередь. И если огранщики и |
|ювелиры могут относительно безболезненно пережить кризис и быстро |
|восстановиться, то для производителей сырых алмазов он может |
|обернуться настоящей катастрофой. Для алмазного рынка главное - |
|стабильность спроса. |
|Система эффективно работала и обеспечивала эту стабильность более |
|шестидесяти лет. Россия как второй крупный игрок на алмазном рынке |
|была вовлечена в эту систему и последние сорок лет продавала свои |
|алмазы исключительно через De Beers. Первый контракт был заключен |
|между Центральной сбытовой компанией и объединением "Союзпромэкспорт"|
|в 1959 году. Тогда СССР продал 12,6 тыс. карат на сумму 85 тыс. |
|фунтов стерлингов. Сегодня объем продаж "Алроса" и Гохрана через De |
|Beers составляет более полумиллиарда долларов. |
|Последнее торговое соглашение между "АЛРОСА" и De Beers, подписанное |
|в 1998 году и заканчивающееся в конце нынешнего года, предполагает |
|ежегодную продажу алмазов не менее чем на 550 млн долларов (37% |
|общего объема производства). В виде исключения российской стороне |
|было предоставлено право самостоятельно продавать 5% из каждой партии|
|алмазов на свободном рынке, чтобы определить конъюнктуру цен. |
|К концу прошлого столетия ситуация на мировом рынке алмазов начала |
|меняться. За последние годы добыча сырых алмазов увеличилась более |
|чем в два с половиной раза - в основном за счет Ботсваны и |
|месторождения Аргайл в Австралии. Появились новые мощные независимые |
|от De Beers производители сырья в Канаде, а также мелкие (в основном |
|из стран Африки) - и начали вести свою игру. Возрос поток |
|"конфликтных" алмазов из районов Африки, охваченных войной, и |
|контрабандных из России. |
|На поддержание приемлемых цен De Beers приходилось тратить все больше|
|и больше средств. Кроме того, произошли серьезные изменения как среди|
|алмазодобывающих компаний, так и на рынке бриллиантов и ювелирных |
|изделий из них. Изменилась география размещения гранильной |
|промышленности, начали складываться долговременные альянсы |
|производителей необработанных алмазов и бриллиантов, а также |
|ювелиров. |
|И компания De Beers в конце прошлого года объявила о смене стратегии.|
|Корпорация, контролирующая около 50% алмазного рынка, способная |
|выписывать каждый месяц чек на 100 млн долларов независимо от |
|рыночной конъюнктуры, отказалась от одноканальной системы сбыта, |
|которую крупные игроки мирового рынка однозначно расценивали как |
|основу стабильности. Более того, De Beers заявила о том, что не будет|
|больше довольствоваться ролью поставщика необработанных алмазов и |
|намерена выйти на рынок ювелирных украшений под собственной маркой. |
|Для этого было создано совместное предприятие с мировым лидером в |
|торговле предметами роскоши - группой компаний LVMH (Louis Vuitton |
|Moet Hennessy), которое будет производить бриллиантовые украшения под|
|маркой De Beers. То есть концерн становится единым в двух лицах: с |
|одной стороны, он сохраняет за собой роль мощного оператора, с другой|
|- выступает в качестве самостоятельного игрока. |
|Таким образом, рынок меняет свою структуру, становясь более открытым |
|и конкурентным, поэтому России, в частности АК "Алроса", предстоит |
|сформировать оптимальную стратегию интеграции собственного бизнеса в |
|мировой. De Beers продолжает контролировать почти половину алмазного |
|сырья, он заинтересован в стабильности и предсказуемости рынка и |
|берет новых игроков, в частности Ботсвану и Намибию, под свое крыло и|
|будет продавать сырые алмазы через свою Центральную сбытовую |
|организацию. |
|Россия, являющаяся второй страной в мире по объемам добычи алмазов и |
|пятой по производству бриллиантов, не меньше De Beers заинтересована |
|в стабильности и предсказуемости мирового алмазного рынка. А он, по |
|оценкам экспертов, переживает не самые лучшие времена. |
|Президент АК "Алроса" Вячеслав Штыров видит четыре возможных сценария|
|развития ситуации: оба крупных игрока - De Beers и "АЛРОСА" - будут |
|существовать независимо друг от друга, время от времени согласовывая |
|свою политику, либо вести совместный бизнес, то есть вместе торговать|
|алмазами, либо заключат торговое соглашение, оговорив в нем |
|ассортимент продаж и механизм ценообразования. И наконец, самое |
|невероятное - будут конкурировать друг с другом. |
| |
|Но пока и "АЛРОСА", и остальным отечественным производителям все-таки|
|необходимо новое торговое соглашение с De Beers. Россия планирует |
|вывозить не только необработанные алмазы, но и бриллианты. А цена на |
|них все равно будет зависеть от цен на сырье. Так что Россия должна |
|сохранить влияние на механизм ценообразования. Кроме того, по оценкам|
|специалистов, для ритмичной работы отечественных гранильных |
|предприятий им необходимы оборотные средства в размере 1 млрд |
|долларов для приобретения алмазов. Таких средств у российских |
|огранщиков нет, а привлечение иностранного капитала, по мнению |
|Вячеслава Штырова, чревато печальными последствиями. |
|Очевидно, что соглашение будет иным по своей сути. Ведь подписываться|
|оно будет уже не с монопольным оператором рынка, а с одним из крупных|
|игроков. И поэтому очень важно, какие новые механизмы регулирования |
|цен, спроса и предложения в условиях конкуренции сможет предложить De|
|Beers, выступая в новом качестве. "Нам, по сути дела, предстоит |
|решить, - говорит Вячеслав Штыров, - какая цена стабильности рынка |
|нас устроит, если De Beers готова ее гарантировать". |
|Меняются правила игры не только на внешнем, но и на внутреннем |
|российском рынке. "АЛРОСА" теряет свое монопольное право экспорта |
|сырых алмазов. И это обстоятельство тоже потребует коррекции |
|стратегии поведения на внешнем рынке. |
|Алмазообрабатывающая промышленность России |
|Начало русскому гранильному делу было положено в XVIII веке. В |
|Петергофе под Петербургом в 1725 году и в Екатеринбурге на Урале в |
|1774 были построены две гранильные фабрики, кроме того, была основана|
|шлифовальная фабрика в Колывани на Алтае (в 1786 году). К началу XIX |
|века огранкой алмазов, помимо фабричных рабочих, занималась масса |
|кустарей-умельцев, часто работавших целыми семьями. |
|После Октябрьской революции 1917 года гранильное дело из кустарного |
|производства превратилось в механизированную отрасль советской |
|промышленности. В результате освоения якутских месторождений, |
|начавшегося в 1954 году, огранка алмазов в СССР приняла массовый |
|характер. Производство бриллиантов было налажено на Московской, |
|Свердловской и Смоленской гранильных фабриках. |
|В 1955 году в Смоленске был принят в эксплуатацию самый большой в |
|России завод по огранке алмазов - "Кристалл". Под личным контролем |
|Председателя Совета Министров Алексея Николаевича Косыгина была |
|создана российская гранильная промышленность. Имея собственную |
|сырьевую базу, отечественная отрасль к 1990 году производила |
|бриллиантов на $560. |
|В советское время функционировало семь гранильных предприятий, три из|
|которых находились на территории России, два - на Украине, и по |
|одному заводу - в Белоруссии и Армении. Сегодня работает и даже |
|наращивает мощности смоленский завод "Кристалл"; "Барнаульский завод |
|"Кристалл", как образно говорит президент ассоциации российских |
|производителей бриллиантов Арарат Эвоян, "дышит, но чужим воздухом" |
|(работает по давальческим схемам с "АЛРОСА"). Недавно началось |
|производство бриллиантов на предприятии "Бриллианты АЛРОСА". За |
|последнее десятилетие возникло много совместных предприятий, однако |
|они работают по большей части на внешний рынок и под конкретного |
|заказчика. Были организованы также небольшие предприятия при участии |
|исключительно российского капитала, но после кризиса 1998 г. их |
|практически не осталось. |
|В настоящее время несомненным лидером российской алмазообрабатывающей|
|отрасли является смоленский завод "Кристалл". Московский, гомельский,|
|киевский, винницкий, чарджоуский, барнаульский гранильные заводы |
|"Кристалл" стали самостоятельными предприятиями, все вместе они |
|составляют основу гранильной промышленности на постсоветском |
|пространстве. |
|Самых больших объемов производства ограненных алмазов российская |
|гранильная промышленность достигла в середине 90-х, когда было |
|произведено бриллиантов на сумму $1,1 млрд (данные Ассоциации |
|российских производителей бриллиантов). Однако не совсем верно брать |
|эти показатели за основу, поскольку часть наших камней отправлялась |
|за границу, в Индию или Израиль, для огранки по давальческой схеме. |
|Работать по давальческой схеме было выгодно среди прочего потому, что|
|стоимость обработки алмазного сырья в той же Индии намного ниже, чем |
|в России или Бельгии. Производство 1 карата бриллианта в Индии может |
|обойтись лишь в $4-6, тогда как, по словам заместителя гендиректора |
|"Бриллианты АЛРОСА" Николая Ковалева, обработка 1 карата алмазного |
|сырья на московской площадке обходится сегодня в среднем в $35. Самое|
|дорогое производство в США - $100, немного дешевле в Бельгии - $80. |
|Лучшим годом для отечественной бриллиантовой промышленности стал |
|2000-й. Тогда на российских предприятиях было изготовлено бриллиантов|
|на сумму $800 млн. Для сравнения - самым успешным временем для |
|гранильной промышленности СССР был конец 80-х гг. ($560 млн). По |
|мнению Арарата Эвояна, у российских заводов есть потенциальная |
|возможность обрабатывать камней на $1,1 млрд: "Чтобы достичь подобной|
|цифры, необходимо два условия: на рынке должен быть спрос на |
|бриллианты и производитель не должен испытывать нехватку сырья". |
| |
|Сегодня в мире добывается алмазов в среднем на сумму $8 млрд, а |
|бриллиантов из них производится на $11 млрд. Российские бриллианты |
|составляют 7-8% емкости мирового рынка обработанных алмазов. Львиная |
|доля отечественных камней уходит за рубеж, на внутренний рынок |
|попадает не более 3-4%. |
| |
|Внутренний спрос в России ориентирован в основном на мелкие |
|бриллианты - до 0,29 карат. Экспортировать "мелочь" отечественным |
|предприятиям не особо выгодно, так как российские бриллианты размером|
|до 0,29 карат на мировом рынке на 20-30% дороже индийских камней - в |
|силу более высокого качества. |
| |
|Российские бриллианты высоко ценятся во всем мире. Среди специалистов|
|существует даже термин "russian cut" ("русская огранка"). |
|Отечественные стандарты огранки были приняты еще в 60-е гг. "Они были|
|куда жестче израильских или индийских стандартов, - рассказал Дмитрий|
|Синев, эксперт Геммологического центра МГУ. - Огранщики много срезали|
|с камня, чтобы достичь идеальной формы огранки, камень много терял в |
|весе, а вес - важный критерий стоимости". |
|Иностранные производители бриллиантов исходят в первую очередь из |
|экономической выгоды и ориентируются на так называемую "коммерческую"|
|огранку, то есть "срезают" с камня как можно меньше "мяса", стремясь |
|сохранить максимальный вес. Впрочем, и российские заводы идут сегодня|
|по пути "коммерческой" огранки. "В советское время можно было |
|позволить себе давать высокое качество в ущерб стоимости, сегодня - |
|нет, - говорит Арарат Эвоян. - Иначе предприятие просто не выживет. |
|Однако отечественные производители следуют традициям, ищут наилучшие |
|пути, экспериментируют с формами". |
|Сегодня российские предприятия работают в основном на отечественном |
|сырье. У De Beers закупает алмазы с 1999 г. только смоленский |
|"Кристалл" (на сумму около $20 млн в год). Поставки De Beers |
|покрывают примерно 10% потребностей предприятия. Несмотря на то что |
|сырье компании-монополиста (De Beers контролирует 60% мирового рынка |
|алмазов) в среднем на 5% дороже российского, все участники рынка |
|отмечают преимущество работы с De Beers. "Их сырье блестяще |
|отсортировано. Производитель делает конкретный заказ и получает |
|именно то, что запрашивал", - рассказал Николай Ковалев. |
|2001 год оказался кризисным для бриллиантовой отрасли, поскольку |
|количество ограненных алмазов на рынке намного превышало спрос на |
|них. Очевидно, обрадовавшись высоким объемам продаж в 2000 года, |
|связанным с миллениумом, огранщики и ювелиры не сократили объема |
|производства бриллиантов и изделий из них в 2001 году, хотя можно |
|было предположить, что большая часть тех, кто хотел купить украшения |
|с бриллиантами в подарок к новому тысячелетию, сделали это в 2000 |
|году и вряд ли снова будут делать подобные покупки и к следующему |
|Новому году. Ведь кольцо или колье с бриллиантами к каждому празднику|
|не покупают. |
| |
|"Надо было ожидать падения спроса, - признает Арарат Эвоян. - В итоге|
|мы получили картину, когда есть сырье (в настоящий момент рынок |
|перенасыщен сырьем на 30-40%), есть бриллианты, есть "ювелирка", а |
|торговли нет. Если 2001 год гранильные предприятия завершат без |
|убытков, мы будем считать, что справились с ситуацией". |
|Переизбыток товара на рынке привел к падению цен на сырье и |
|ограненные алмазы. К примеру, цены на "каратники" (бриллианты массой |
|1 карат) упали в среднем на 10%. По мнению Николая Ковалева, на |
|конъюнктуру рынка повлияла также серия терактов в США. "Рынок |
|рухнул... Сегодня все осторожничают, не хотят платить по |
|установленным нами ценами", - резюмирует он. |
|Однако с этой точкой зрения не согласны многие производители. Спад |
|объясняется, в первую очередь, ошибочной ценовой политикой, однако он|
|также связан и с изменениями в социальной психологии: люди сегодня |
|уже не рассматривают покупку ювелирных изделий как инструмент |
|сохранения и приумножения денег, считают некоторые диамантеры. |
|В ближайшее время "Алмазный мир" ближе познакомит вас с компаниями: |
|СГУП "ПО "Кристалл"" (смоленский завод под руководством Юрия |
|Николаевича Ребрика), ОАО "Туймаада Даймонд" (гранильное предприятие |
|алмазодобывающей компании "АЛРОСА"), ЗАО "Руиз Дайамондс Лимитед" |
|(предприятие мирового "бриллиантового короля" - израильского |
|бизнесмена Льва Леваева,- расположенное на территории России) и |
|другими работающими в российской алмазообрабатывающей отрасли |
|предприятиями. |
| | |