В 18-м постановлении (п.2) ФКЦБ от 17 сентября 1996 г. не
разрешалось открывать филиалы региональным регистраторам кроме
нескольких перечисленных. [ 2.12 ] Это противоречило Федеральному
Закону «Об акционерных обществах» и ставило региональные и
центральные регистраторы в неравные условия. [ 2.1 ]
Устанавливалось, что обязательными условиями для получения лицензии на
право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев ценных
именных бумаг являются: наличие в Уставе юридического лица,
претендующего на получение лицензии, положений об осуществлении
деятельности по ведению реестра владельцев ценных именных бумаг как
исключительной (за исключением случаев, когда возможность совмещения с
другими видами деятельности установлена Федеральным законом, актами
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, далее по тексту - Федеральной
комиссией);
наличие у заявителя, осуществляющего ведение реестров на момент подачи
заявки, не менее 25 реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных
бумаг каждого эмитента более 500, при этом местом нахождения эмитентов и
заявителя должна являться территория одного субъекта Российской Федерации
(данное положение не распространяется на регистраторов, находящихся в
Москве, Московской области, Омске, Ростове, Самаре, Санкт-Петербурге,
Ленинградской области, Нижнем Новгороде, Новосибирске ,Екатеринбурге,
Иркутске, Казани, Челябинске, Хабаровске), или наличие, как правило, не
менее 100 тыс. счетов, включая количество лицевых счетов в реестрах,
ведение которых осуществляется заявителем, и количество счетов клиентов,
ведение которых осуществляется номинальными держателями для учета ценных
бумаг эмитентов, реестры которых ведутся заявителем, подтвержденное
справкой заявителя; наличие у заявителя, не
осуществлявшего ведение реестров на момент подачи заявки, не менее 15
договоров, заключенных с эмитентами на ведение их реестров на момент подачи
заявки (в том числе и договоров, возникновение прав и обязанностей, по
которым было поставлено в зависимость от получения заявителем лицензии); размер собственного капитала - не
менее чем 5 000 минимальных размеров оплаты труда, установленных
законодательством Российской Федерации, а для заявителей, осуществляющих
ведение реестров акционеров акционерных обществ, контрольный пакет акций
которых закреплен в федеральной собственности, - не менее чем 10 000
минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством
Российской Федерации, на момент подачи заявки; остаток денежных средств на счетах
заявителя, а также средств в Государственных краткосрочных бескупонных
облигациях (ГКО), облигациях Государственного сберегательного займа (ОГСЗ),
облигациях Федерального займа (ОФЗ) и облигациях внутреннего
государственного валютного облигационного займа на момент подачи заявки
должен быть не менее 50 процентов от величины его собственного капитала; членство заявителя в одной из
саморегулируемых организаций, объединяющей профессиональных участников
рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестров
владельцев именных ценных бумаг; уставный капитал
специализированного регистратора не может быть оплачен ценными бумагами,
эмитентами которых являются его акционеры, учредители, а также ценными
бумагами эмитентов, ведение реестров которых осуществляет заявитель
(регистратор).
Такое расхождение в законодательстве было устранено постановлением
ФКЦБ от 27 ноября 1997г. №41, пункт 2 приложения 1 к настоящему постановлению изложен в новой редакции, где уже были сняты
ограничения для региональных регистраторов. [ 2.13 ] С момента
действия постановления в новой редакции ЗАО «Регистратор» активно
занялось открытием филиала в республике Татарстан и планирует
открыть сеть филиалов в других регионах.
Установили, что обязательными условиями для получения (продления) лицензии на право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг являются:
Наличие в уставе юридического лица, подавшего заявку
на получение (продление) лицензии (далее - заявитель), положений об
осуществлении деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных
бумаг как исключительной (за исключением случаев, когда возможность
совмещения с другими видами деятельности установлена законами Российской
Федерации, актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг).
Вклад любого акционера (участника) в уставный капитал заявителя не должен превышать 20 процентов от уставного капитала заявителя (вступило в силу с 1 апреля 1998 года).
Наличие у заявителя, осуществляющего ведение
реестров на момент подачи заявки на продление лицензии, не менее 25
реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг каждого
эмитента более 500, а у заявителей, местом нахождения которых является
Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская, Нижегородская,
Самарская и Свердловская области, - не менее 50 реестров эмитентов с числом
владельцев именных ценных бумаг по каждому эмитенту более 500. От действия
настоящего требования регистратор может быть освобожден при наличии в
перечне ведущихся реестров эмитентов федеральной группы ( вступило в силу с
1 апреля 1998 года).
Наличие у заявителя, не осуществляющего ведение реестров на момент подачи заявки на получение лицензии, не менее 15 договоров на ведение реестров, заключенных с эмитентами, с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 у каждого, возникновение прав и обязанностей, по которым поставлено в зависимость от получения заявителем лицензии.
Собственный капитал заявителя на момент подачи
заявки на получение (продление) лицензии и в течение всего периода его
деятельности должен быть не менее суммы, эквивалентной 200 000 ЭКЮ (в
рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на
дату составления расчета размера собственного капитала в соответствии с
требованиями настоящего приложения), а для заявителей, осуществляющих
ведение реестров владельцев именных ценных бумаг эмитентов, контрольный
пакет акций которых закреплен в федеральной собственности, - не менее 400
000 ЭКЮ (настоящий пункт вступает в силу с 1 апреля 1998 года).
Неснижаемый остаток денежных средств на счетах
заявителя, а также средств в государственных краткосрочных бескупонных
облигациях (ГКО), облигациях государственного сберегательного займа (ОГСЗ),
облигациях федерального займа (ОФЗ), облигациях государственного валютного
облигационного займа и государственных ценных бумагах субъекта Российской
Федерации (по месту нахождения заявителя) на момент подачи заявки и в
течение всего срока деятельности регистратора должен составлять не менее 20
процентов от величины, установленной в подпункте 2.5 настоящего приложения.
В случае, если заявитель имеет договор страхования своей ответственности по
возмещению имущественного вреда третьим лицам в результате осуществления им
деятельности в качестве регистратора, зарегистрированный саморегулируемой
организацией, имеющей лицензию Федеральной комиссии и объединяющей
профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность
по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг, - не менее 10
процентов от величины. Данное требование является обязательным для
регистратора в течение всего периода его деятельности (вступило в силу с 1
апреля 1998 года).
Наличие не менее двух специалистов в штате
юридического лица - заявителя, удовлетворяющих квалификационным требованиям
по данному виду профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в
соответствии с нормативными актами Федеральной комиссии (вступило в силу с
1 апреля 1998 года).
Членство заявителя в саморегулируемой организации, объединяющей профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг.
Наличие ходатайства саморегулируемой организации на выдачу (продление) лицензии в лицензирующих органах.
Уставный капитал юридического лица - заявителя не может быть оплачен ценными бумагами, эмитентами которых являются его акционеры, учредители, а также ценными бумагами эмитентов, ведение реестров которых осуществляет или предполагает осуществлять заявитель.
ЗАО «Регистратор» строит свои отношения с отдаленными
предприятиями, используя трансфер-агентские услуги, взаимодействует с
организациями из других регионов и участниками центрального
фондового рынка (в Рязани - ЗАО «Депозит-Навигатор», в Москве -
Московская фондовая биржа, в Казани - «Регистратор»).
Таким образом, происходит выход региональных эмитентов и инвесторов на фондовые рынки других регионов, и создается распределенный реестр с возможностью удаленного доступа.
С недавнего времени функционирует ЗАО «Депозит», которое оказывает услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и ведет учет прав собственности на ценные бумаги, т.е. ведет счета, на которых учитываются ценные бумаги, переданные ему клиентами на хранение, а также непосредственно хранит сертификаты этих ценных бумаг.
Так, с принятием Закона Республики Мордовия «Об инвестиционном
займе» [ 2.5 ] ЗАО «Депозит» предложило свои услуги по размещению и депозитарному обслуживанию облигаций инвестиционного займа Республики
Мордовия, хранению находящихся в государственной собственности
пакетов акций приватизированных предприятий Республики Мордовия в
соответствии с Указом президента РФ №1034 от 16.09.97г. [ 2.7,2.16]
На мой взгляд, дальнейшее развитие рынка ценных бумаг республики должно быть связано с совершенствованием деятельности организаций, составляющих инфраструктуру рынка.
4. Организация муниципальных займов
Анализируя структуру рынка ценных бумаг Республики Мордовия, необходимо остановиться на рассмотрении организации выпуска ценных бумаг республиканскими органами власти.
Ключевым условием экономического подъема в условиях снижающейся инфляции становится способность отечественного рынка ссудных капиталов обеспечить доступ российских предприятий к финансовым ресурсам.
Недостаточное доверие инвесторов к платежеспособности отечественных предприятий существенно влияет на котировку их долговых обязательств. Даже при максимально возможном снижении доходности государственных ценных бумаг, высокая ликвидность, надежность будут способствовать их большей привлекательности по сравнению с конкурирующими корпоративными облигациями, доходность которых ограничена показателями рентабельности реализуемых инвестиционных проектов. Мобилизацию денежных средств для производственного инвестирования может обеспечить использование такого финансового инструмента, как облигации субъектов Российской Федерации и местных органов власти, обладающие статусом государственных ценных бумаг и характеризующиеся повышенной надежностью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10