«Мордовская депозитарная компания «Депозит», осуществляющая профессиональную деятельность по стандартам объединения юридических лиц «Депозитарно-расчетного Союза» (ОЮЛ ДРС) на основе их программного обеспечения. Программное обеспечение установлено на сервер в ЗАО «Депозит», а также на основании договора №97-11-3 от
18.11.97г. с ЗАО «Центр защиты конфиденциальной информации» на сервере ЗАО «Депозит» установлен и пущен в эксплуатацию программно- аппаратный комплекс защищенного абонентского пункта Депозитарной системы, исключающей несанкционированное проникновение в базы данных система (ФАПСИ). [ 2.16 ]
Таким образом, ЗАО «Депозит» через ОЮЛ ДРС, созданного для
обслуживания торговой системы Московской фондовой биржи, имеет
возможность выставить облигации инвестиционного займа Республики
Мордовия на торговые площадки России. Это позволит за счет
повышения ликвидности перевести рынок облигаций инвестиционного займа
Республики Мордовия в качественно новое состояние, обеспечив
привлечение широкого круга инвесторов, как Москвы, так и других
регионов России.
2.5. Регулирование фондового рынка Республики Мордовия
Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. [ 1.20 ]
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.
Регулирование участников может быть внешним и внутренним.
Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной
организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам
и др. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной
организации нормативным актам государства, других организаций,
международным соглашениям.
Регулирование охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые, т.д.
Различают государственное регулирование, регулирование со стороны проф.участников, общественное регулирование.
Регулятивная инфраструктура фондового рынка в России характеризуется:
-смешанной моделью инфраструктуры;
-гипертрофированной ролью государства в регулировании;
-значительными пробелами в законодательстве о ценных бумагах;
-жесткими предписаниями и слабым контролем за их исполнением;
-отсутствием правил честной практики на рынке ценных бумаг, формально предназначенных профессиональным сообществом фондового рынка;
-отсутствием традиций и обычаев (в связи с 70-летним перерывом в работе рынка).
Государственное участие в регулировании фондового рынка необходимо, поскольку этот рынок является очень масштабным и рискованным для финансовой безопасности страны. Особенно активную роль государство должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране, т.к. только оно может "запустить" это рынок в его цивилизованной безопасной форме.
Основные функции государства в регулировании: а) идеологическая и законодательная (концепция рынка, программа
ее реализации и т.п.; б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его
инфраструктуры; в) установление "правил игры" (требований к участникам,
операционных и учетных стандартов); г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка
(надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие
мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и
этических норм, применение санкций); д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг
и обеспечение ее открытости для инвесторов; е) формирование системы защиты инвесторов от потерь (в т.ч.
государственные или смешанные схемы страхования инвестиций); ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок
других видов государственного регулирования (монетарного, валютного,
фискального, налогового); з) предупреждение чрезмерного развития рынка государственных
ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).
Другим аспектом роли государства на рынке ценных бумаг является то, что оно выступает крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков), использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политики и, в лице центрального банка, является крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.
Российский фондовый рынок имеет исключительно сложную и
противоречивую структуру государственных органов, регулирующих рынок.
Эта сложность объясняется тремя причинами:
1) смешанная модель рынка ценных бумаг (центральный банк и
небанковские государственные органы в качестве регулирующих инстанций);
2) активное вмешательство в регулирование рынка ценных бумаг
приватизационного агентства (Госкомимущества);
3) неустойчивость и конкуренция властных структур.
Структура основных государственных органов, регулирующих фондовый рынок, приведена, на схеме [ см. приложение 8 ].
Прямое регулирование деятельности большинства участников рынка
входит в компетенцию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
(ФКЦБ России).
Регулирование деятельности ряда участников рынка (коммерческих
банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов),
полностью или частично отнесено к компетенции других ведомств. В
итоге совокупное регулирование рынка ценных бумаг в России
осуществляется несколькими органами, в компетенцию которых входят
разные аспекты. Этими органами, помимо ФКЦБ, являются Центральный
Банк России (ЦБР), Министерство Финансов России (Минфин),
Антимонопольный комитет, Госналогслужба России и другие органы.
Правительство Республики Мордовия также пытается взять на себя
роль регулятора фондового рынка республики, издавая Постановления и
Указы. Однако часто они вступают в противоречие с Федеральными
Законами и бывают неудачны. [см.приложение 4-7]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимым условием развития экономики России является эффективное функционирование рынка ценных бумаг. Несмотря на многочисленные проблемы, с которыми столкнулся российский фондовый рынок, он позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы в свою очередь с помощью рынка ценных бумаг получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым получая большие возможности для выбора.
При существовании рынка ценных бумаг вкладчик может получить прямой доступ к предприятию, и точно также предприятие может обратиться к вкладчику непосредственно как к источнику финансирования. Рынок ценных бумаг дает возможность привлечения финансовых ресурсов для Республики Мордовия.
В Мордовии наблюдается еще слабое развитие и пассивный характер рынка ценных бумаг. Оживление рынка будет только при росте инвестиционной активности, осуществлении вторичных эмиссий и общем подъеме экономики.
Ключевую роль в формировании рынка ценных бумаг Мордовии должно играть государство, создающее нормативную базу, которая была бы способна обеспечить функционирование рынка по четким правилам.
Другим фактором, играющим важную роль в формировании фондового
рынка республики, является создание инфраструктуры, которая должна
включить нормально функционирующую систему ведения реестров,
расчетную и депозитарную сеть.
В настоящее время в Мордовии создана Комиссия по ценным бумагам, чтобы запустить механизм фондового рынка. Следует активизировать ее
роль на рынке ценных бумаг республики.
Создав эти условия и подготовив кадры, можно надеяться, что рынок будет отвечать потребностям республики в привлечении в экономику инвестиций путем построения взаимоотношений между теми, кто испытывает необходимость в средствах, и теми, кто хочет инвестировать избыточный доход.
1. Список использованных источников и литературы
1. Алексеев М. Депозитарная деятельность // Рынок ценных бумаг, 1997,
№22, с.118-120
2. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг - М.:Финансы и статистика, 1992
3. Базовый курс по рынку ценных бумаг / Под ред. А.Д, Радыгин, Л.П.
Хабарова, Москва,1997
4. Биржевая деятельность / Под ред. А.Г. Грязновой, Р.В.Корнеевой -
М.:Финансы и статистика, 1995
5. Голубев С.В. Ценные бумаги как инвестиционный товар // Финансы,
1995, №2, с.34
6. Гудков Ф.А. Инвестиции в ценные бумаги, М.: ИНФРА-М, 1996
7. Зайцев Д. Бурный и трудный рост. / Журнал для акционеров, N3,
1995, с.23-26.
8. Иванов А.Н. Обращение и регистрация ценных бумаг.-М.:ИНФРА-М,1996
9. Кольцова Н. Информационное обеспечение.// Журнал для акционеров, N4,
1995, с.33-36.
10. Кудряшов А., Рожецкин Л. Поворотный этап в развитии фондового рынка России // Рынок ценных бумаг, 1997, №2, с.25-28
11. Лысихин И. Регулирование рынка – дело рук самих участников рынка
//Рынок ценных бумаг, №100, с.89-90
12. Мильчакова Н. Новые институты фондового рынка и проблема защиты прав акционеров // Вопросы экономики, 1997, №12, с.132-148
13. Миловидов В. Рефлексы фондового рынка: нужны дилеры // Рынок ценных бумаг, 1997, №22, с.116-117
14. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок.М.:Перспектива, 1995.
15. Настольная книга финансиста / Под ред. В.Г.Панскова, Москва, 1995
16. Овчинников В. Инфраструктуры рынка ценных бумаг: настоящее и будущее // Рынок ценных бумаг, 1996, №15, с.49-51
17. Петров В. Инфраструктура фондового рынка: проблемы и преспективы
// Рынок ценных бумаг, 1997, №20, с.65-68
18. Петрова Н. Лицензия – лицо регистратора / РЦБ, №10, 1997,с.54-57
19. Российский фондовый рынок: Законы, комментарии, рекоммендации /
Под ред. А.А.Козлова.,М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.
20. Рынок ценных бумаг / Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова, 1996.
21. Рынок ценных бумаг и его финансовые институты: уч.пособие / Под. ред. Торкаловского В.С., С.-Петербург,,1994
22. Семенкова Е.В. Операции с ценными бумагами. Учебник – М.:
Перспектива, 1997
23. Симонова М.Н. Ценные бумаги, Москва, 1997
24. Снегирев О. Провинциальный реестродержатель: право на существование // Рынок ценных бумаг, 1996,№13, с.57-58
25. Фондовый портфель. Книга эмитента, инвестора, акционера. /
Под ред. А.В.Петракова.,М:Соминтэк, 1992.
26. Фондовый рынок России ищет себя // Финансы, 1996, №5, с.14-17
27. ФЗ «О рынке ценных бумаг» – М.: БУКВИЦА, 1996
28. ФЗ «Об акционерных обществах» - М.:БУКВИЦА, 1995
29. Финогенов А. Регистраторы. Жизнь после смерти // Рынок ценных бумаг, №100, с.102-104
30. Хакамада И. Фондовый рынок России: год спустя // Рынок ценных бумаг, 1996, №5, с.14-17
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10