Рынок информационных услуг в России: проблемы формирования и развития
|
Кафедра общей экономической теории
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине «Экономическая теория» на тему:
Рынок информационных услуг в России: проблемы формирования и развития.
|
Пермь, 2008
Содержание:
Содержание
Введение
1. Рынок информационных технологий в России
1.1 Краткий анализ рынка ИТ
1.2 ИТ в России сегодня и завтра
2. Интернет (Рунет)
2.1 Интернет общая характеристика развития
2.2. Интернет, online – игры
3. Великая «черная дыра» российской экономики. ИТ в сельскохозяйственном комплексе
3.1. Иностранный опыт применения ИТ в сельскохозяйственном комплексе
3.2. Российские проекты ИТ в сельскохозяйственном комплексе
3.3. Национальный проект «Образование» в сельской местности
4. ИТ в торговле и общественном питании
4.1. Оптовая торговля
4.2. Розничная торговля
4.3. Предприятия общественного питания
Заключение
Список используемых источников
Введение
По оценкам IDC, объем мирового ИТ-рынка (расходы всех категорий конечных пользователей на ИТ) в 2006 году составили порядка 1,16 трлн долларов. В период до 2010 года эта цифра будет увеличиваться со среднегодовым показателем роста 6,3%, и в конце декады объем ИТ-рынка достигнет 1,48 трлн долларов [#"1.files/image001.jpg">
Рис.1 Структура российского рынка ИТ по видам затрат предприятий и организаций в 2005 году.
По оценкам CNА, российский ИТ-рынок в 2005 году вплотную приблизился к отметке в 300 млрд.руб. Примерно 250 млрд. руб. было потрачено на закупку нового программного обеспечения и аппаратных средств, около 46 млрд. руб. израсходовано на оплату услуг ИТ-аудита и ИТ-консалтинга и, наконец, немногим менее 3 млрд.руб. предприятия и организации инвестировали в повышение квалификации своих сотрудников в сфере ИТ (ИТ-обучение), что отчетливо видно на рисунке 1.
Существующий объем и структура рынка обеспечивается спросом на ИТ со стороны трех основных групп предприятий. В первую очередь, традиционно стоит отметить спрос со стороны ограниченного числа гигантов экономики, заказывающих масштабные дорогостоящие ИТ-проекты. Типичный пример в этом случае — внедрение ERP стоимостью от $1-2 млн. и до нескольких десятков млн. долларов. 70-80 % этой суммы, как правило, составляет оплата лицензий и закупка необходимого ПО и АО [#"1.files/image002.jpg">
Рис. 2 Отраслевая структура рынка ИТ в 2005 году (по отдельным видам экономической деятельности).
Традиционно присутствующий в тройке лидеров сектор добычи полезных ископаемых, ядро которого составляет топливная промышленность, в 2005 году занимает 2-е место после машиностроения по объемам затрат на ИТ. Добывающие отрасли относятся к первому эшелону предприятий-заказчиков ИТ, насыщение которого современными информационными технологиями уже полностью произошло и в настоящее время объемы потребления в этом секторе создаются в основном за счет модернизации ранее внедренных информационных систем. Примечательно, что по индексу ИТ-емкости, отражающем затраты предприятий отрасли на ИТ к объему произведенной в отрасли продукции, добывающая промышленность отстает не только от машиностроения, но и от экономики в целом.
Сходная ситуация в металлургии, хотя на протяжении всего своего существования она продолжает оставаться одной из передовых отраслей российской экономики и, соответственно, потребителей на рынке ИТ, замыкая тройку лидеров в промышленности. В отечественном экспорте продукция металлургии занимает второе место после нефтегазовой промышленности. Ориентация на внешний рынок обязывает предприятия отрасли удовлетворять всем требованиям, предъявляемым мировой экономикой к основным игрокам. Ясно, что это достаточно мощный вынуждающий фактор, ввиду которого российская металлургия, скорее всего, не выйдет из тройки отраслей-лидеров информатизации [#"1.files/image003.jpg">
Рис.3 Число зарегистрированных доменов в зоне .RU, 2001-2005
В тройку самых посещаемых ресурсов Рунета вошли поисковые сервера Yandex (в апреле 2006 года его посетили около 23,4 млн человек, с учетом международного трафика) и Rambler (20,8 млн посетителей), а также почтовый портал mail.ru (18 млн).
Рис.4 Индекс Rambler, 2006 год.
Ожидается, что к 2011 г. общее число фиксированных Интернет-соединений в России достигнет 16,6 млн., что почти вдвое превосходит уровень, достигнутый к концу 2006 г. – 7,3 млн. Согласно недавно опубликованным прогнозам IDC, в 2007 г. в результате дальнейшего распространения широкополосного доступа и роста числа поставщиков услуг широкополосного доступа, предлагающих наряду с доступом в Интернет услуги передачи голоса и видео, широкополосные фиксированные соединения станут преобладать над соединениями по коммутируемой телефонной линии.
В России поставщики предлагают новейшие услуги, инвестируя в развитие предоставления тройных услуг (голос, видео, данные) по широкополосному доступу и используя различные технологии доступа в Интернет от FTTx до WiMAX.
Наибольший среди крупнейших российских городов и регионов уровень распространения доступа в Интернет отмечен в Москве, где в 2006 г., им были обеспечены 42% домохозяйств. Исторически наибольшее количество Интернет-соединений в России сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге. Тем не менее, по мере роста спроса на доступ в Интернет в регионах, особенно в жилом секторе, доля городов-лидеров несколько сокращается [#"1.files/image005.jpg">
Рис. 5 Широкополосный доступ в России.
Специфика России состоит в том, что лидирующей технологией «домашнего» ШПД является не ADSL (как в большинстве других стран) и не сети кабельного телевидения (как в Северной Америке), а кабельные Ethernet-сети. На конец 2005 года на долю Ethernet-провайдеров, по оценке J’son & Partners, приходилось 62 % «домашних» широкополосных подключений против 32 % у ADSL и 6 % у сетей кабельного ТВ. По количеству широкополосных подключений, не использующих технологию ADSL, Россия находится на 8 месте в мире и на 3-м в Европе [#"1.files/image006.jpg">
Рис.6 Технологии широкополосного доступа в Интернет «домашних» пользователей 2005 год
Как показали результаты исследования ROMIR Monitoring, по сравнению с началом года в IV квартале 2005 г. значительно уменьшилась доля «домашних» пользователей, выходящих в Интернет по модему — с 43 % до 30 %. При этом медленно, но уверенно растет число интернетчиков, которые используют для выхода в Сеть выделенную линию Ethernet (с 32 % до 39 %), а также доля тех, кто подключается к Интернету по широкополосному ADSL-доступу (с 18 % до 23 %). Москвичи наиболее активно (51 %) по сравнению с выборкой в целом используют для выхода в Интернет выделенную линию. И еще треть жителей столицы используют для выхода в Сеть широкополосный доступ [#"1.files/image007.jpg">
Рис.7 Российский рынок услуг доступа в Интернет, млрд. руб.
Тем временем в столице, по данным Pyramid Research, в декабре 2004 г. проникновение широкополосного доступа составляло 8,7 %, в сентябре 2005 г. эта цифра увеличилась до 18,2 %. К 2010 г. быстрым Интернетом, по прогнозам, будут пользоваться 56,2 % московских домохозяйств. Это более чем на порядок выше, чем в целом по стране — по оценкам того же источника к 2010 г. услуги широкополосного Интернета будут доступны 4,8 % жителям российских домохозяйств. При этом коммутируемый доступ в Интернет к 2008 году, по прогнозам Мининформсвязи, будет приносить провайдерам 14,1 млрд. руб., в то время как объем доходов от широкополосного доступа составит почти в два раза больше — 26,5 млрд. руб. Вполне возможно, что в ближайшие годы услуги передачи данных и доступа в Интернет будут самым быстро растущим сегментом рынка телекоммуникаций, причем рост будет происходить в основном за счет услуг широкополосного доступа [#"1.files/image008.jpg">
Рис. 8. Телекоммуникационная инфраструктура отделений Почты России.
И это несмотря на то, что преимущества WiMAX общеизвестны — это хорошее покрытие, доступные цены на оборудование, короткие сроки ввода сети в эксплуатацию (при условии наличия у оператора разрешений на использование частот) и пр. Построены и адекватные модели взаимодействия операторов беспроводного широкополосного доступа и интеграторов. Одну из них предлагает ГК «Синтерра», которая предлагает развивать региональные мини-сети WiMAX. В рамках такого взаимодействия магистральный оператор инвестирует в транспортную инфраструктуру и оказывает услуги связи партнеру, который, в свою очередь, инвестирует в сети широкополосного беспроводного доступа и оказывает телекоммуникационные услуги конечным пользователям. Третий участник — интегратор — обеспечивает логистику и сопровождение проекта. При оптимальном сценарии окупаемость проекта составляет не более трех лет [#"1.files/image009.jpg">
Рис.9. Динамика экономических показателей по проекту строительства региональных мини-сетей WiMax.