Рынок информационных услуг в России: проблемы формирования и развития

В технологическом плане для использования беспроводных технологий в сельской местности нет ничего сложного. Один из вариантов создания «беспроводного IP-села», предложенный компанией IskraTel, подразумевает использовать WiMAX-канал «точка-точка», а на отрезке непосредственной подачи трафика в дома — технологию Wi-Fi рис. 10.



Рис. 10. Схема организации беспроводного доступа в сельской местности.

Развитие беспроводного доступа на селе тормозит как по-прежнему громоздкая процедура получения операторами разрешений на частоты, так и сам механизм универсальной услуги. Последний построен таким образом, что в результате операторами универсальных услуг становятся, как правило, традиционные операторы — компании «Связьинвеста», а альтернативные операторы, включая провайдеров беспроводной связи, часто остаются в стороне. Последние и сами не особенно заинтересованы в предоставлении услуг на селе, ведь операторам будут компенсировать текущие убытки (включая амортизацию), но сразу капитальные затраты им никто не вернет. С другой стороны, во многих российских селах проводная связь обходится конечным абонентам существенно дороже, чем сотовая. Большинство сельских жителей, которые проживают в районах, охваченных мобильной GSM-связью, просто отказываются от услуг проводной телефонии, поскольку установка телефона и абонентская плата за него заметно выше, чем не очень интенсивное использование мобильного телефона. В качестве технологии доступа в Интернет используется GPRS/EDGE.

Первый в России оператор сотовых сетей 3G компания «Скай Линк», предоставляющий услуги на базе стандартов семейства CDMA 1X, указывает на высокий потенциал этой технологии для предоставления услуг связи в сельских районах. К преимуществам стандарта, в частности, относятся возможность подключения до 1000 домохозяйств на 1 сектор (127 одновременных пользователей в секторе), обеспечение прямого канала с пиковой скоростью 3,1 Мб/c (обратного — с 1,8 Мб/c), поддержка качества сервиса (QoS), большой радиус действия базовой станции — до 50 км на открытой местности (до 7-10 км при сложных рельефах) и пр. Решение на базе CDMA 1X обеспечивает пользователей комплексом услуг: телефония, доступ в Интернет и передача данных, организация видеонаблюдения и пр. Оно характеризуется быстротой развертывания сети и относительно низкими эксплуатационными и капитальными затратами.

Там же, где сигнал от базовой станции сотовой связи отсутствует, а использование проводной инфраструктуры и сотовой связи затруднительно или невозможно по техническим и финансовым причинам, оптимальным решением являются системы спутниковой связи на основе технологии VSAT. В этом сегменте дела обстоят неплохо. Так, во втором квартале 2007 года закончился монтаж 743 спутниковых станций, а в третьем квартале 2007 года планировалось внедрить еще 225 станций. Наибольшее их количество пришлось на регионы Сибири и Дальнего Востока. Так, в Иркутской области установлены 179 станций, в Республике Саха (Якутия) — 245, в Хабаровском крае — 220

[#"1.files/image011.jpg">


Рис.11. Соотношение подключенных к Интернет городских и сельских образовательных учреждений, 2006-2007 гг.


Наиболее распространена при подключении школ к Интернету технология xDSL (с ее использованием подключено 80% сельских образовательных учреждений), далее следуют спутниковый доступ VSAT (19%) и наземные радиолинии (1%). При этом в тех селах, где используется технология VSAT, другая телекоммуникационная инфраструктура, как правило, полностью отсутствует.


Рис. 12 Технология подключения сельских школ к Интернет.


Потребность подключения путем использования спутникового канала связи неравномерна в различных регионах страны. Лидирующие позиции по установке VSAT занимают Чечня и Дагестан, Иркутская и Читинская области, а также Красноярский край. Меньше всего в спутниковой связи нуждаются Ярославская, Липецкая и Тульская область, Чувашия и Кабардино-Балкария [#"1.files/image013.jpg">

Рис. 13 Информатизация сектора оптовой торговли*.


ИТ-расходы оптовиков — самые крупные в сравнении с другими отраслями торговли, более 9,6 млрд.руб. в 2006 году. По этому показателю отрасль занимает устойчивую долю в 3-3,5%% в объеме всех ИТ-затрат в экономике. При этом, по показателю доли, которую составляют ИТ-расходы в валовой прибыли (немногим более 0,6%), сектор оптовой торговли, напротив, стоит на одном из самых последних мест как среди прочих секторов торговли, так и в по сравнению с большинством отраслей российской экономики. При этом в течение последних трех лет оптовые компании все большую часть прибыли отчисляют на ИТ. Так, в 2004 году доля расходов на ИТ в секторе была ниже 0,4%.

С точки зрения динамики информатизации, оптовые компании демонстрируют довольно высокие результаты, темпы роста ИТ-расходов держатся на уровне 33-35% в год. Исключение составлял лишь 2004 год, когда спрос на ИТ упал на 7,8%. Однако это было следствием перегрева рынка годом ранее (рост ИТ-затрат в 2003 году составил 46,5%, что в 20 раз превышало темпы роста по рынку ИТ в целом) и не нарушало общей картины уверенного наращивания объемов ИТ-расходов. Опережающие темпы роста ИТ-расходов имели место в секторе оптовой торговли и в 2006 году — 35% роста против 22,55 по экономике в целом [#"1.files/image014.jpg">


Рис. 14 Темпы информатизации сектора оптовой торговли*.


Потребности предприятий оптовой торговли являются более узкопрофильными, чем в остальных секторах торговли. Эффективность функционирования, с одной стороны, определяется состоянием и динамикой товарных запасов, с другой — отношениями с поставщиками (производителями продукции). Поэтому основную роль в информатизации оптовых предприятий играют информационные системы, управляющие цепочками поставок, а также системы автоматизации складов (SCM, MRP и WMS-системы).

Предприятия оптовой торговли крайне заинтересованы в грамотной организации работы складов и магазинов, оптимизации запасов и поддержании ассортимента. Специфика оптовых компаний также заключается в применении информационных технологий для организации быстрой логистики и сбыта скоропортящихся товаров. Склад — явление довольно тонкое, в условиях интенсивного товарообмена, ускорения и роста числа сношений с хозяйствующими субъектами разных типов, роста номенклатуры хранящейся продукции, роста интенсивности отгрузок и прочих внешних факторов, склад, оставленный на откуп «человеческому фактору», по меткому выражению одного из экспертов, неотвратимо превращается «черную дыру». Автоматизация работы складов — единственный способ обуздать эти процессы.

Среди основных задач, которые решаются в оптовой торговле посредством автоматизации процессов — это оптимизация использования площади склада, сокращение затрат на хранение товара на складе, времени проведения всех складских операций, количества ошибочных складских операций, повышение точности учета товара, снижение потерь, связанных с ограниченным сроком реализации товара, уменьшение зависимости от «человеческого фактора».

Оптимизация взаимоотношений с поставщиками и предприятиями розницы позволяет создавать цепочки поставок, состоящие из большого числа участников — производителей, дилеров, дистрибьюторов и потребителей товаров. В данном случае важен акцент на сокращении общего времени поставки, возможности контроля движения товаров в цепочке, отслеживании образования добавочной стоимости.

Автоматизация оптовых предприятий включает и традиционный для современной компании набор ИТ: кабельные сети, системы безопасности электропитания, кондиционирования, видеонаблюдения, телекоммуникационную инфраструктуру и проч. Однако, оптовые компании не столь критичны, как например, розничные предприятия, к фронт-офисным решениям — к установке программируемых контрольно-кассовых аппаратов с терминалами, поддержке высокотехнологичных систем оплаты, применению в работе мобильной связи, спутникового ТВ и т.п. При этом наличие в сall-центров, корпоративного портала, доступа в Интернет, услуг или поддержки услуг электронной торговли для оптовых компаний столь же важны, как и для предприятий других секторов торговли и сферы услуг.

Итак, крупные российские оптовые компании набирают обороты. Несомненно, влияние информатизации на торгово-административный процесс растет. Затраты на ИТ технологии растут с каждым годом. ИТ могут максимально уменьшить «человеческий фактор». Соответственно и уровень обслуживания, спектр предоставляемых услуг, маркетинговая политика оптовых сетей все теснее взаимодействуют с рынком информационных технологий. На сегодняшний день, ни одна крупная российская оптовая сеть не может обойтись без ИТ в своей повседневной работе.


4.2. Розничная торговля.

Предприятия торговли вообще и розничной торговли, в частности, не относятся к числу отраслей, особо чувствительных к информационным технологиям. Тем не менее, предприятии розницы одни из самых активных ИТ-заказчиков в торговле. По итогам 2006 года затраты на ИТ (включая внутренние ИТ-затраты и расходы на телекоммуникационные услуги) составили около 4,7 млрд.руб., что соответствует  доле 1,6% в общих затратах на ИТ в экономике и доле в 1,5% в валовой прибыли отрасли. Предприятия остальных секторов торговли инвестируют в ИТ гораздо меньшую часть прибыли: предприятия общественного питания — 1,3% от валовой прибыли, автодиолеры — около 1%, оптовики — чуть более 0,6% [#"1.files/image015.jpg">


Рис. 15. Информатизация сектора розничной торговли*.


При этом, надо отдать должное российским предприятиям розницы и в том, что на фоне экономики в целом, они сохраняют достаточно стабильные позиции по ИТ-развитию — не опережая, но и не отставая от большинства отраслей. В данном случае можно даже и не скромничать. Динамика темпов роста ИТ-расходов весьма впечатляет, особенно для классической капитало- и ресурсоёмкой отрасли. Достаточно рассмотреть временной отрезок 2003-2006 гг., чтобы убедиться в этом. По данным Росстата, в 2003 году прирост ИТ-затрат в рознице составил 14%, на фоне более чем скромного роста ИТ-затрат по экономике в целом — 2,7% (розничные операторы нарастили объем ИТ-затрат почти в 5 раз больше чем вся экономика). 2004 год удивил ещё больше: прирост ИТ-затрат составил 109% при всё тех же 2,3% прироста в целом по экономике. В 2005 году ИТ-затраты в рознице сократились на 2,6%, однако в действительности это означает, что сектор розничной торговли почти не сдал взятых в предшествующем году позиций, перейдя (с незначительными потерями) на этот новый уровень инвестиционной политики [#"1.files/image016.jpg">

Рис. 16. Темпы информатизации сектора розничной торговли*


Относительно высокий объем и устойчивый рост ИТ-расходов в секторе розничной торговле является заслугой продолжающих расти торговых сетей, которые аккумулируют в своих штаб-квартирах огромные финансовые ресурсы. Крупным сетям нужны и стандартные ИТ (минимально необходимые для торгового павильона современного уровня), и более «продвинутые» технологии — нормальные для Запада, но экзотические пока для России.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать