Потребность в большинстве стандартных ИТ диктуется расширением сетей, через взаимопоглощения и экспансию в регионы. В этой связи необходимо внедрение систем, обеспечивающих оперативный доступ к единой, обновляемой on-line, информационной базе, что позволяло бы повысить эффективность и эффективность взаимодействия внутри сети, а также в связях с поставщиками. Для розницы особенно важны технологии хранения данных и системы аналитической обработки информации, так как данные о состоянии в различных точках сети и на рынке быть доступны «час-в-час». Отдельный упор в последнее время делается на внедрении единой (для торговой сети) корпоративной мультисервисной телекоммуникационной сети, обслуживаемой одним оператором и обеспечивающей передачу разнородного трафика (звук, видео, Интернет, количественные данные и т.д.).
Есть и экзотические технологии, пока не нашедшие ещё применения в отечественных магазинах — это автоматизированное обслуживание покупателя, когда ИТ, считывая штрих-код, выбранного покупателем товара, показывает месторасположение в торговом павильоне аналогичного (близкого по стилю, стоимости, размеру или иным параметрам) товара. В результате покупателю может быть без особых временных и трудо- затрат предложен целый набор близких по характеристикам товаров на выбор. Другой вариант, столь же экзотической пока для российских магазинов и российского покупателя ИТ, — приложения на базе беспроводного Интернета, позволяющие покупателям, не покидая места рядом с полкой, на которой лежит понравившийся товар, выйдя в сеть, сравнить цены на него со средними ценами по другим торговым сетям, в других магазинах, районах и т.п.
Как бы ни были экзотичны многие из перечисленных технологий для российской культуры обслуживания и потребления, динамика ИТ-затрат свидетельствует о том, что предприятия розницы, похоже, входят во вкус. Затраты на ИТ технологии растут с каждым годом. Соответственно и уровень обслуживания, спектр предоставляемых услуг, маркетинговая политика розничных сетей все теснее взаимодействуют с рынком информационных технологий. На сегодняшний день, ни одна крупная российская розничная сеть не может обойтись без ИТ в своей повседневной работе.
4.3. Предприятия общественного питания.
В секторе общественного питания, как и в торговой отрасли в целом, определяющими факторами конкурентоспособности являются не высокие технологии, а совершенно другие, никак не связанные с ними вещи. Так, принципиальное значение имеет наличие так называемого «якоря», обеспечивающего постоянный поток клиентов. Во многом конкурентное преимущество ресторана определяет именно месторасположение. Это в равной степени относится к заведениям общественного питания всех уровней и типов (ресторанов, кафе, баров, кофеен, фаст-фудов и т.д.). Для предприятий фаст-фуда и демократичных кафе наиболее выгодным является расположение возле метро или на пересечении больших улиц и проспектов. Для элитных ресторанов важно расположение в центральных, элитарных районах города, местах с развитым комплексом искусств и развлечений и т.п.
Тем не менее, технологии автоматизации ресторанного бизнеса всё больше начинают рассматриваться как важный и необходимый компонент успешного бизнеса. Пока о четких трендах в информатизации сектора общепита говорить нельзя, однако существуют факты, указывающие на то, что и этот вид бизнеса начинает приобщаться к высоким технологиям.
Объем ИТ-затрат в секторе общественного питания (чуть более 500 млн. руб. за 2006-й год и 0,18% в общих ИТ-расходах по экономике) — самый низкий не только в секторе торговле, но и в сравнении с подавляющим большинством производящих и обслуживающих отраслей экономики. При этом в объеме прибыли уровень расходов достаточно высок — 1,27%, что не намного ниже , чем в рознице (1,6%), зато больше, чем у автодилеров (1%), и в 2 раза больше, чем у оптовиков (0,6%) [#"1.files/image017.jpg">
Рис. 17. Информатизация сектора услуг общественного питания*.
В 2005 г. госстатистикой был зафиксирован рост ИТ-расходов в секторе в 566%. На рубеже 2004-2005 гг. ИТ-затраты предприятий общепита выросли с 140 до 950 млн руб. До этого темпы были ещё более неопределенные — в 2003 году скромные 3% роста, в 2004-м — падение почти на 19%. Таким образом, до 2005 года доля средств, расходуемых в секторе общественного питания на ИТ составляла 0,6-1% от валовой прибыли предприятий, что, как уже говорилось, один из самых низких показателей по экономике. В 2006 году расходы снова резко упали (по предварительным оценкам — на 45%), и хотя это выглядит закономерным (как правило, за резким «взлетом» следует «провал»). Следует констатировать, что сегодняшний уровень ИТ-расходов сопоставим с уровнем 2002 года. Таким образом, на протяжении периода 2002-206 гг. можно говорить скорее о стагнации спроса на ИТ в секторе общественного питания, нежели о каких-либо тенденциях развития. Скорее всего, внедрения происходят локальные и большей частью «разовые», без особых усилий по дальнейшему развитию ИТ-инфраструктуры предприятий
[#"1.files/image018.jpg">
Рис. 18. Темпы информатизации сектора общественного питания*.
При этом предложение ИТ для предприятий общественного питания существует, а опыт имевших место внедрений показывает, что ИТ в ресторанном бизнеса далеко не «пятое колесо в телеге». Современный ресторан — это не просто место, где продают еду и выделяют место для её поглощения, это красивый способ времяпрепровождения, один из основных элементов досуга в современных городах. Организация подобного процесса крайне сложна по своему содержанию и наполнению, требует соблюдения санитарных и технологических норм, контроля за стилем и культурой поведения обслуживающего персонала, за учетным процессом, а также анализа транзакций, учета поступления продуктов, формирования стоимости блюд и полуфабрикатов, процедур списания продуктов «под ноль» и т.д. Требование автоматизации всех этих процессов вытекает, прежде всего, из необходимости учёта большого количества деталей.
Удобство автоматизации и информатизации процессов на предприятии общественного питания очевидно не только с точки зрения «ведения дел», но и с позиций клиентов, так как ИС позволяют более оперативно работать с расчетами с посетителями, очередностью обслуживания, обеспеченностью предлагаемого меню всеми необходимыми ингредиентами, без опасения, что их либо не хватит и всю вторую половину вечера меню сократится вполовину, либо, наоборот, их окажется в избытке и они сгниют, так и не попав на стол в составе блюда [http://www.rarus.ru/company/press/rsc074full.asp].
Современные ИТ, разработанные специально для предприятий общественного питания, позволяют значительно упростить, оптимизировать и ускорить целый ряд рутинных повседневных, специфических для этого бизнеса операций.
Во-первых, ИТ берут на себя процедуру формирования блюда на основе набора ингредиентов ]произвольно и часто меняющегося во времени) и схемы закупки продуктов (не только от организаций, но и с рынка по закупочным актам) и т.д. Автоматизируется ведение списка блюд с учетом нормативов расхода продуктов, сезонных норм закладок продуктов в блюда, «вложенности блюд» на основе использования справочников продуктов и блюд (список ингредиентов может включать в себя как продукты, так и другие блюда — с любой степенью вложенности).
Во-вторых, современные приложения автоматически определяют расход ингредиентов по каждому блюду, списывают нужное количество продуктов и рассчитывают себестоимость блюд, рассчитывают себестоимость блюд, формируют калькуляционные карточки на блюда в условиях динамического изменения закупочных, учетных и продажных цен. В большинстве ИС заложены возможности ведение количественно-суммового учета продуктов и блюд с контролируемым процентом наценки при назначении розничных цен на блюдо, а также ведение «истории» отпускных цен на блюда и продукты.
В-третьих, ИТ значительно облегчают и делают более строгим ведение учета продуктов и блюд на нескольких кухнях и точках реализации. В данном случае ИС позволят автоматически устанавливать разные цены на блюда и услуги, в зависимости от места реализации и единиц измерения. За счет автоматизации упрощается процесс движения товаров, например, организация поступления товаров непосредственно на кухню или место реализации, минуя кладовую или перемещение продуктов на кухни для производства блюда, либо в розничную продажу на точки реализации.
Наконец, ИТ позволяют формировать меню для зала и прейскуранта барной продукции, а также всего комплекса документов и отчетов по общественному питанию (меню, наряд, марочный отчет, товарный отчет, заборный лист и проч.).
Подводя итог можно сказать, что предприятия общественного питания начинают рассматривать использование ИТ как неотъемлемую часть бизнес-процесса. Расходы на ИТ растут вместе с развитием инфраструктуры предприятий. Информатизация предприятий общественного питания — ещё не до конца и не всеми осознанная, но жесткая необходимость для современного ресторатора. Правда, пока говорить о четких трендах в информатизации отечественного общепита несколько преждевременно, в связи с относительной молодостью отрасли для экономики России.
Заключение.
Подводя итоги отметим, что новые технологии являются главной движущей силой в дополнение к существующим силам мирового рынка.
Развитие ИТ в России в двадцать первом веке – это первый и основной (если не единственный) шанс России создать массовую производящую отрасль критической важности на базе частной инициативы и отработать партнерские отношения бизнеса и государства. Учитывая положение России в мире, она должна иметь высокий уровень использования ИТ у населения, в бизнесе, сфере образования и у государства, как всякая крупная цивилизованная страна. Но для великой державы принципиально важно стать и крупным производителем ИТ высокого уровня на внутренний и внешний рынок. Экономический эффект от развития производства ИТ будет не столько сказываться в самой отрасли ИТ, сколько распространяться в остальных сферах деятельности человека.
Опережающий рост выпуска информационного и коммуникационного оборудования наблюдается уже десятилетиями. С начала 90-ых годов две трети прироста общего развития ИТ-комплекса связано с услугами и ПО. В России именно в этом секторе есть потенциал развития. Бизнес активно начинается включаться в борьбу за рынок ИТ, что привлекает не только западные но и отечественные инвестиции в данный сектор экономики, но пока явно недостаточные.
Новая программа «Электронная Россия» дает определенные перспективы на будущее (если она будет профинансирована) для развития спроса на продукцию ИТ в стране. Она лежит в русле традиционных программ расширения потребления ИТ за счет бюджетных средств в рамках госуправления и образования. Можно с уверенностью заявить, что высокотехнологичный комплекс российского рынка не останется без поддержки государства, для этой надежды у нас есть все основания.
Российская зона Интернета – Рунет активно растет. Число пользователей и IP-адресов увеличивается с каждым годом, превосходя все прогнозы аналитиков. И что не мало важно, охватываются не только крупные мегаполисы и областные, краевые центры, но и провинция, сельская местность. Сближение города и деревни, на сегодняшний день, напрямую зависит от использования ИТ технологий, правильной расстановки приоритетов. Бездумное копирование западного опыта России не нужно.
Все больше и больше торговых сетей обращаются к современным телекоммуникационным технологиям. Сегодня это не дань моде, а способ выживания в жесткой конкурентной борьбе. Торговые сети ведут агрессивную экспансию в регионы, и для эффективного управления структурными подразделениями им необходимо широко внедрять ИТ в своей работе. Качество оказания услуг, контроль за спросом и предложением, расширение сферы влияния, общий контроль за подразделениями – все это для оптовых и розничных сетей находится в прямой зависимости от информатизации компании.
Все аналитики сходятся к тому, что рынок ИТ в России будет развиваться и дальше, для этого у него есть все предпосылки. Быстро растущий спрос, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, поддержка государства уже не на уровне слов, а конкретных дел и долгосрочных программ. Уровень информационной грамотности населения также растет, но существует целый ряд проблем: отдаленность региона, низкий уровень жизни и т.д. Остается и непонимание использование ИТ и со стороны руководителей предприятий, что также вредит развитию рынка ИТ.
Однако, ИТ-рынок в России растет, отрасль для экономики страны в целом, по сравнению с Западным рынком ИТ, молодая, но очень перспективная. Российские мозги, западные инвестиции и поддержка государства – вот трио возможного успеха. В ближайшем будущем мы увидим, во что все это вольется. Но судя по нынешним раскладам, по текущей расстановке сил, нас явно ожидает что-то грандиозное, к которому стоит идти навстречу. И мы пойдем...
Список используемых источников:
1. Сайт Агентства CNews, http:// www.cnews.ru.
2. Сайт ФЦП (Федеральная целевая программа) «Электронная Россия», http://e-rus.ru.
3. Сайт Министерства информационных технологий и связи РФ, http://www.minsvyaz.ru.
4. Сайт Русский Tom's Hardware Guide, http://www.thg.ru.
5. Сайт Свободная энциклопедия «Википедия»,http://ru.wikipedia.org.
6. Сайт Федеральный образовательный портал ЭСМ, http://www.ecsocman.edu.ru.
7. Сайт компании Maximaster Group, http://www.maximaster.ru.
8. Сайт компании Microsoft, http://www.microsoft.com.
9. Сайт РИА ERPNEWS, http://erpnews.ru.
10. Сайт Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), http://www.nair-it.ru.
11. Сайт аналитического агентства IDS Russia/CIS, http://www.idc.com/russia.
12. Сайт Российский НИИ развития Общественных Сетей, http://www.ripn.net.
13. Сайт компании Rambler, http://www.rambler.ru.
14. Сайт компании J'son & Partners, http://www.json.ru.
15. Сайт компании Romir Monitoring, http://romir.ru.
16. Сайт HabraHabr, http://www.habra.ru.
17. Сайт Сервисы DirectCod, http://direct.cod.ru.
18. Сайт компании Nikitaonline, http://www.nikitaonline.ru.
19. Сайт компанииWeb Interactiv World, http://wiw.ru.
20. Сайт компании It-territory http://www.it-territory.ru.
21. Сайт компании GDTeam, http://gdteam.com.
22. Сайт РосБизнесКонсалдинг, http://marketing.rbc.ru.
23. Сайт Деловой квартал, http://dkvartal.ru.
24. Сайт межрегионального центра Gis Market Support Association, http://gisa.ru.
25. Сайт Wimax, http://wimax.livebusiness.ru.
26. Сайт Приоритетный национальный проект «Образование», http://rost.ru.
27. Сайт издательство Открытые системы, http://www.osp.ru.
28. Сайт Внедренческий центр 1С-рарус, http://www.rarus.ru.
29. Сайт Федеральная служба государственной статистики, http://www.gks.ru.
30. Сайт поисковая система Yandex, http://www.ya.ru.
31. Сайт поисковая система Google, http://google.com/ru.