Сбережения и инвестиции в российской экономике

         Инвестиционный договор определяет взаимоотношения собственников или владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в распределении доходов от последующей эксплуатации проекта, а также устанавливает право на объект.

         Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объёмы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев  оговоренных в законодательстве); передачи части своих полномочий другим организациям.

         Объектами инвестиционной деятельности могут быть:

-        вновь создаваемые и модернизируемые основные и оборотные средства;

-        целевые денежные вклады;

-        научно-техническая продукция;

-        права на интеллектуальную собственность;

-        имущественные права;

-        другие субъекты собственности.

         Государство выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества. Государственное регулирование инвестиционной деятельностью может выступать в форме:

- государственных инвестиционных программ;

- прямого управления государственными инвестициями;

- налоговой политике;

- предоставления финансовой помощи на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

- финансовой, кредитной, ценообразовательной и амортизационной политике;

- антимонопольной политике;

- приватизации объектов государственной собственности;

- контроля за соблюдением норм и стандартов.

         В соответствии со статьёй 12 закона об инвестиционной деятельности решения по государственным инвестициям принимаются высшим представительным органом на основе прогнозов экономического и социального развития РФ, схем развития и размещения производственных сил, научно-технических и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.

         Финансирование осуществляется за счёт средств государственного бюджета РФ и внебюджетных источников, т.е. от субъектов, участвующих  в реализации этих программ. Источником инвестиций могут быть и кредиты банков под государственные гарантии.

         Предварительный объём государственных капитальных вложений устанавливается Министерством экономики и сообщается госзаказчикам. Они, на основании предварительных объёмов, разрабатывают перечень объектов с технико-экономическим обоснованием и необходимыми расчётами. Утверждённый перечень является основанием для проведения торгов подряда. Результатом проведения торгов считается заключение государственных контрактов, в которых уточняются все необходимые данные: стоимость, сроки и т.д.

         Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается  в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует, прежде всего, стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях. Инвестиции могут быть приостановлены лишь в случае стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и  экологических нарушениях.

         К сожалению, стоит заметить, что большинство гарантий, предусмотренных в законе, носят декларативный характер, поскольку не разработаны механизмы их реализации.

         В целях управления инвестиционной политики указом президента была создана Государственная инвестиционная корпорация для федеральных и региональных программ социального и экономического развития, а также для привлечения иностранных инвесторов и стимулировании внутренних инвестиций. Корпорация создана в форме государственного предприятия, имущество передано ей на праве полного хозяйственного ведения. Уставной фонд корпорации состоит из имущества, оцениваемого в 1 млрд. долларов, которые могут использоваться в качестве гарантий возврата иностранным инвесторам. Корпорация осуществляет экспертизу, конкурсный отбор и реализацию инвестиционных проектов, используя при этом средства, выделяемые им для централизованных капитальных вложений, кредиты ЦБ России, привлечённые и собственные средства.

         В соответствии с законом "Об иностранных инвестициях в РФ" иностранными инвесторами признаются: иностранные юридические лица, иностранные граждане, иностранные государства и международные организации. Возможности объектов для иностранного инвестирования не ограничены - любые объекты за исключением запрещённых законодательством. Кроме того, в отдельных случаях предусматриваются дополнительные требование к учредительным документам и порядку регистрации и проведения независимой экспертизы.


         Важнейшим фактором, влияющим на объём инвестиций является рыночная процентная ставка. Она зависит от характера спроса на инвестиционные средства.

         Капитал пользуется спросом, так как он производителен и является неотъемлемым фактором производства. Спрос на капитал это, прежде всего спрос на инвестиционные средства, необходимые для приобретения производственных фондов без которых невозможен процесс нормального воспроизводства. Предложение капитала это отказ от его использования в данный момент. Таким образом, совпадение спроса ссудного капитала с его предложением устанавливает категорию процента.

         Ставкой или нормой процента называется отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к самому размеру ссужаемого капитала. При определении уровня ставки процента важную роль играет фактор риска: чем выше риск при предоставлении ссуды, тем выше должна быть ставка процента.

         Рыночная ставка процента играет важную роль при принятии инвестиционных решений. Предприниматель всегда сравнивает ожидаемый уровень дохода на капитал с текущей рыночной ставкой процента. Сами по себе инвестиции нельзя считать рентабельными или нерентабельными, если не принимать во внимание ставку процента. Различается номинальная и реальная процентная ставка. Номинальная - это текущая рыночная ставка без учётов инфляции. Реальная  - это номинальная ставка за вычетом ожидаемых темпов инфляции.

         Таким образом, процент выполняет важную задачу эффективного распределения ресурсов в рыночном хозяйстве, выбор наиболее доходного из возможных инвестиционного проекта.

За последние три года российская экономика, по мнению Правительства, вышла на новый уровень развития и стала рассматриваться инвесторами как объект потенциальных вложений. Подтверждением этому является характеристика инвестиционных перспектив России, которая прозвучала на ежегодном конгрессе в Лондоне, организованном в феврале журналом Euromoney для представителей крупнейших инвестиционных банков и компаний. Лучшим выбором 2002 г. «киты» инвестиционного бизнеса назвали Россию. По мнению управляющего директора компании «Ренессанс-Капитал» Джонни Бэвериджа, «рынки начинают платить России за те реформы, что прошли в последние полтора года».


Вкладываемые средства западных инвестфондов по праву считаются катализаторами роста и, соответственно, привлекательности российского фондового рынка. «Есть западные заказы — мы растем, нет — мы стоим или »проседаем», — обычно объясняют движение котировок акций российские брокеры. Третий вариант — внутренние участники «разогревают» рынок (обычно — после выхода значимых новостей) в ожидании прихода капиталов из-за рубежа.

Иностранных инвесторов привлекает недооцененность акций внутренних эмитентов. С точки зрения «нормальных» оценок, российские бумаги действительно дешевы. Так, отношение рыночной стоимости акций компании к годовой выручке в 200 крупнейших российских предприятиях было в три раза ниже среднеевропейского показателя. А вот отношение прибыли после налогообложения к объему реализации за год оказалось в среднем вдвое выше, чем в Европе. Иными словами, акции недооценены в два-три раза. (диаграмма 1,2-доли акций отдельных эмитентов в обороте РТС в 2000 и 2001гг.)

Но в минувшем году успехи России в макроэкономике стали тем магнитом, который притягивает средства из-за рубежа. Когда ряд стран с переходной экономикой демонстрировал негативную динамику, экономический рост у нас продолжался. Российский рынок показал себя в прошлом году достаточно устойчиво, в том числе на фоне кризиса в Турции и Аргентине. В результате на него начали поступать деньги тех, кто хотел бы рисковать в меньшей степени.

Правда, поступление этих средств было весьма ограниченным. Достаточно сказать, что в 2001 г. объемы торгов на РТС снизились на 23–24%. Спад объема портфельных инвестиций наблюдался практически на всех рынках. Проходящая почти синхронно рецессия в трех экономических центрах планеты — США, Японии и Европе — «иссушила» потоки капитала. Но и относительно скромных средств для узкого российского рынка хватило с лихвой.

Рыночные аналитики полагают, что и в нынешнем году западные фонды продолжат инвестировать в Россию, поскольку риски, связанные с состоянием российской экономики, пусть медленно, но снижаются. Отражением этого процесса является и изменение отношения к нашей стране со стороны международных рейтинговых агентств. Так, представители Standard & Poor’s заявили на днях о готовности вновь на одну ступеньку повысить страновой рейтинг России в течение ближайших трех-шести месяцев.

Кроме того, и государство, и компании прикладывают усилия к тому, чтобы повысить привлекательность участников российского рынка. Принимаются законы, которые способствуют развитию экономики. В их числе нормативные акты, касающиеся изменений в Налоговом кодексе, и, прежде всего, снижения ставки налога на прибыль для предприятий и организаций. «Дебюрократизация» Германа Грефа, включая упрощение правил лицензирования, защиту прав компаний при проверках, также способствует улучшению условий для ведения бизнеса в России.

Со своей стороны, компании-эмитенты проявляют заботу о рыночной капитализации, об имидже в глазах инвесторов, о корпоративном управлении.

Дело в том, что после кризиса 1998 г. отношение Запада к России стало более придирчивым. Те компании, которые испытывали потребность в зарубежных инвестициях, и те, что занялись экспансией на западные рынки, столкнулись с необходимостью завоевать доверие инвесторов. Бизнес в промышленно развитых странах привык действовать по строго определенным правилам, и финансовая прозрачность плюс информационная открытость — одно из главнейших его условий. Именно поэтому многим пришлось пересмотреть и дивидендную политику, и отношение к миноритарным акционерам, и принципы корпоративного управления. Естественно, это благоприятно сказалось на курсе акций.


В России рост курсовой стоимости, тем не менее, имеет к проблеме привлечения инвестиций достаточно опосредованное отношение. В развитых странах рыночная капитализация заемщика является одним из факторов, определяющих условия банковского кредита. У нас в стране банки руководствуются несколько иными критериями, главный из которых — наличие ликвидного залога. Лишь в последнее время в этой сфере наблюдаются отдельные изменения. Впрочем, о полном отсутствии инвестиционных возможностей у российского рынка речь не идет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать