Сбережения и инвестиции в российской экономике

По мнению аналитиков, уровень прямых инвестиций в 2001 году не упал, а всего лишь выровнялся после насыщения спроса на прямые инвестиции на фоне роста общего объема иностранных инвестиций.


По данным Госкомстата за январь, итоги развития российской экономики в этом месяце также оказались значительно хуже, чем прогнозировалось. Главным образом это произошло из-за машиностроения и электроэнергетики, где начался спад. Аналитики полагают, что спрос на продукцию этих отраслей значительно упал из-за ухудшения финансового состояния предприятий. Так, по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, с октября по декабрь норма прибыли в промышленности снизилась с 14 до 9%. В нефтяной отрасли рентабельность достигла минимального с начала 1999 г. значения — 19%. Объем промышленного производства в январе вырос всего на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в 2001 г. январский прирост составил 7,8%). Выпуск продукции в базовых отраслях (промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и розничной торговле) увеличился за январь 2002 г. всего на 3% (в 2001 г. — на 6,7%). Как видим, темпы роста экономики неуклонно снижаются. По мнению экспертов, в ближайшие годы эта тенденция сохранится. По прогнозам, рост ВВП в I-ом квартале не превысит 2,8% в годовом выражении (в январе рост составил 3,3%). Интересную метаморфозу претерпел уровень инфляции: в январе текущего года он составлял 3,1%. Эта цифра плохо вписывалась в правительственный прогноз на 2002 г. — 12–14%. В итоге уже в феврале, по данным Госкомстата, инфляция составила 1,2%, а с 1 по 11 марта — 0,4%, хотя, эксперты утверждают, что объективных причин для резкого снижения ее темпов пока нет.

Конечно, если говорить о предпочтениях российских предприятий и компаний, то западные инвестиции по-прежнему остаются для них более предпочтительными. На сегодняшний день ситуация складывается так, что внутри страны средств для инвестирования недостаточно. Это объясняется как невозможностью привлечения внутренних ресурсов по причине высокой ставки кредита (20–25% годовых), так и нехваткой кредитных ресурсов из-за низкого уровня капитализации российских банков, просто несопоставимого с капитализацией банков западных. Кроме того, по словам Евгения Ясина, в России после осуществленных преобразований практически не работает механизм трансформации сбережений в инвестиции. При валовых сбережениях более 30% ВВП инвестиции составляют примерно 17%. Относительно снижается вывоз капитала, но растут выплаты по внешнему долгу. В итоге не хватает инвестиций, способных вызвать рост производительности. В зародышевом состоянии находится фондовый рынок, который наиболее эффективно трансформирует сбережения в инвестиции. Также практически полностью отсутствует межотраслевой перелив капитала, в результате чего даже осуществляемые инвестиции вкладываются неэффективно.

Но и для западных инвесторов основные болевые проблемы все еще не сняты. Зачастую сложно спрогнозировать сроки окупаемости вложений, поскольку тарифы на услуги естественных монополий и фискальная политика государства практически непредсказуемы. Правительство предприняло ряд шагов для исправления данной ситуации, ограничив рост тарифов естественных монополий. Однако сегодня трудно оценить, каким будет рост тарифов через год, два, пять лет. Ясно только одно: тарифы будут расти и дальше. Кроме того, для инвесторов остаются нерешенными вопросы налогового законодательства, несмотря на все усилия Правительства в этой области.

Наконец, не стоит забывать и о том, что у Запада накопился солидный негативный опыт инвестирования в России. Этот опыт, в буквальном смысле слова, «дорогого стоит», хотя инвесторы прекрасно понимают, что, несмотря на риски, потенциальная доходность вложений в Россию на порядок выше, чем на Западе. Вот почему изменения в экономике страны меняют взгляды инвесторов на Россию. Это значит, что западные инвестиции сюда могут вернуться в ближайшем будущем.

Ситуация, в которой государство мучительно размышляет над тем, как вернуть миллионы и миллиарды, ушедшие из-под его контроля, не является уникальной. На протяжении практически всего XX века разные страны тем или иным способом разрешали вопрос возврата в свои экономики "сбежавшего" капитала. Соединенные Штаты, например, после отмены "сухого закона" пошли на легализацию нажитых незаконным путем состояний, чем обеспечили дополнительное, и существенное, финансирование активно возрождавшейся после кризиса экономики. Расчетливые американцы до сих пор используют практику налоговой амнистии.

Есть и другие успешные примеры: Ирландия, Турция, Индия, Франция в восьмидесятых-девяностых годах также объявляли об экономической или налоговой амнистии. Среди наших ближайших соседей аналогичную практику ввел Казахстан.

Уникальность ситуации России заключается в астрономических объемах средств, покинувших страну: сумма всех активов, принадлежащих россиянам за рубежом, по оценкам как наших, так и зарубежных экспертов, приближается к 300 млрд. долл.! И это без учета средств, вложенных в недвижимость.

Стоит ли говорить, что большая часть этих огромных денег покинула пределы России незаконно? В условиях "экспериментального капитализма" 90-х годов и неустойчивой политической ситуации в стране владельцы капитала всеми правдами и неправдами стремились перевести свои состояния в тихие и предсказуемые офшорные гавани. Неправд, конечно, было больше. Но все же основная часть этих средств не имеет криминального происхождения. Это могут быть нелегально вывезенные из страны, но вполне легально заработанные деньги. При обсуждении способов возврата утекших капиталов важно об этом помнить.

Многие из причин, побудивших российский капитал к бегству, к настоящему времени либо ослабили свое влияние, либо устранены вовсе. Так, политическая обстановка стабилизировалась, инфляция не превышает допустимых пределов, курс рубля становится предсказуемым ЦБ России, финансовая система страны крепнет, и, как следствие, оживляется производство.

Соответственно, растут инвестиционная привлекательность и международный авторитет России: в сентябре нашу страну исключили из черных списков FATF (справедливости ради надо сказать, что НИС активно этому содействовал). А капитал всегда стремится туда, где соотношение "риск - прибыль" для него наиболее оптимально. Неслучайно, сейчас, с точки зрения "сбежавшего" российского капитала, наиболее привлекательной областью для размещения становится Россия. Во-первых, потому что заставить реально работать на Западе вывезенные средства крайне сложно. Для вхождения в мировой рынок, утекший российский капитал должен преодолеть жесточайшую конкуренцию. Реинвестировать же его "дома" значительно легче. Во-вторых, в России, как уже говорилось, может быть достигнута несравнимо более высокая прибыль. Наконец, в-третьих, осевшие на офшорных счетах российские капиталы приходят в нашу экономику "под крышей" иностранных инвестиций, что создает для их владельцев дополнительные гарантии. Вот почему можно смело говорить о начале пусть еще робкого, но исхода российского капитала с теплых банковских счетов в заморских странах. Только офшорный Кипр по объемам прямых инвестиций оставляет позади США и Швейцарию, а по объему накопленных инвестиций не уступает Франции и Великобритании. По оценкам Минэкономразвития, в 2000 г. в экономику страны вернулось от 4,2 до 4,5 млрд. долл. Правда, это, увы, только капля в море глубиною в 300 миллиардов...

Тенденция к возврату еще очень хрупка. Поэтому для ее укрепления так важны и необходимы комплексные шаги со стороны Правительства РФ. Дружеского одобрения явно не достаточно. Добиться же значительной репатриации капиталов можно только в одном случае: если власть решится на их полную легализацию через анонимные счета и экономическую амнистию, не интересуясь происхождением этих средств. Использовать же вернувшиеся средства, считаю, необходимо для осуществления конкретных экономических проектов, имеющих важнейшее государственное значение. Причем речь идет не об администрировании, а о четком определении точек роста и о создании режима наибольшего благоприятствования для финансирования и кредитования таких проектов. Очевидно, что особое внимание должно быть уделено контролю за исполнением репатриационных схем, разработке и применению дополнительных мер контроля за вывозом капитала и борьбы с криминальными деньгами. Мы не можем позволить себе наступать на одни и те же грабли дважды. Велика вероятность того, что в результате усиленных мер по борьбе с "грязными деньгами" возрастет объем конфискованного российского капитала. И это тоже немалые средства. Учитывая значительные размеры российского внешнего долга, представляется целесообразным выдвижение Россией инициатив по направлению части этих средств на погашение внешней задолженности. Это касается, между прочим, и репатриации - высвобождаемые бюджетные средства вполне могут пойти на развитие стратегических отраслей экономики.

В общем, мы в начале долгого пути. Но - да осилит дорогу идущий! Настал период интенсивной законотворческой работы, разумного налогового режима, создания механизмов защиты капиталов и их эффективного использования. Нужна, наконец, банковская реформа, система гарантирования сохранности вкладов. То есть все то, что позволит инвестору чувствовать себя в стране комфортно и с уверенностью смотреть в будущее. И сделать все возможное для этого должны не только российские власти, но и политики, общественные организации, представительные структуры бизнеса.

В частности, Национальный инвестиционный совет в 2002 г. разработал и представил общественности доклад "Проблема "бегства" капитала из России и способы его репатриации в отечественную экономику". На основе этого доклада наши эксперты в тесном взаимодействии с фракцией "Единство" подготовили пакет законодательных инициатив, который в скором времени будет передан в Госдуму, заинтересованным министерствам и ведомствам. Без нормативно закрепленных условий по репатриации капитала вряд ли вообще будет возможно говорить о возвращении в отечественную экономику каких-либо значительных средств.


Сегодня работа по повышению инвестиционной привлекательности России, безусловно, находится в более благоприятных условиях. Об этом свидетельствуют и статистические данные. Макроэкономическая стабильность уже стала привычной  — снижаются темпы инфляции и процентные ставки, растут валютные резервы Центрального банка, бюджет исполняется с общим профицитом. На этом фоне устойчивый рост ВВП, регистрируемый уже почти на протяжении трех лет, продолжился и в текущем году. В целом за январь–август физический объем ВВП превысил уровень соответствующего периода прошлого года примерно на 5%, и по итогам года мы ожидаем роста экономики на уровне 5,5%.

Но главное, на что я хотел бы обратить внимание, это то, что сегодня гораздо большее значение приобретают другие источники роста, условия для которых формировались в последние годы. Эти источники — более устойчивые и долговременные. Речь идет о двух факторах: во-первых, это увеличение потребительского спроса на основе роста доходов населения, во-вторых  — активизация инвестиционного спроса. Это подтверждается опережающим ростом в таких отраслях, как машиностроение и пищевая промышленность. Помимо всего прочего, это означает, что зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры постепенно понижается.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать