В разв рын эк-ки след вычленить неск важн закономерностей. Одна из них имеет тенденцию к пост усл . Время приводитк тому, что во взыимод вступает всё большее число эк аспектов. Порой это связ с немалыми издержками.
Однако, доминирующий итог- рост рез-ти рын мех-ма. Эк процессы 17-18в создали качественно новую основу для др взаимосвязи соц-эк процессов между рын и гос. Мех-ми. Разв хоз силы на опр этапе стало нуждаться в усил поодерживающих и корректирующих мер гос-ва. Задача гос-ва помогать рын мех- му методами обесп его инфраструктур той сферы(сист прав норм, усл вмеш-ва и внутр уст нац валюты, сист общ благ) Такая инфраструкт нужна рын мех-му для более Эф-ой его саморегуляции. Эф соц-эк процессов оказ столь высоким , что в 1 пол 20в динамизим эк-ки стал чрезмерным. В то же время у хоз сист ещё не слож мех-м, кот в процессе экспансии мог бы мог бы предупреждать о границах, пределах необх для собл общеэкономич равн-ия. «Великая депрессия»- решающий урок.Итог эк взрыва- вывод о том, что роль гос соуч необх поднять на новый качественный уровень , найти более эф вариант взаимосвязи 2-х соц- эк явлений. С уч динамики рын мех-ма гос меры должны выйти за рамки нейтр поведения в рамки «ночного сторожа». Эк-ка стала нужд в более сложн комплексе гос мер. Возникло явл «экономическая политика» В рамках новой стратегии гос-во резко расширило сист мер инфраструкт хар-ра. Но гл , что потр от него новое кач сост произв мех-ма- нахождение - нахожд способов вмеш , его коррекции отн-ся меры по поддерж макроэк равновесия в услдальнейшего роста рын эк-ки. Само понятие равновесия рассм, рассм не только по эк , но и на соц соц эл-ы, что вызвано ростом самосозн граждан в ходе раз эк-ки. Потребовалось создание обширной сист соц страх. 1-е ростки эк пол-ки были связ со стратегией тн точечного возд, в её рамках нач отн самост явл , практ тамож, соц, пром и др формы пол-ки. В нач 20 в на смену пришёл комплексный вариант. Эк пол-ка приобрела более взимосвяз общеэк хар- р.
72. Концепции рег рын эк-ки: классическая, неоклассическа, кейнсианская,
монетаристская, институциональная.
а) Меркантелисты.
История гос-ного регулирования восходит к концу средневековья. В то время
основной эк-кой школой была школа меркантелистов. Она провозглашала
активное вмешательство гос-ва в эк-ку. Меркантелисты утверждали, что
главный показатель богатства страны-количество золота. В связи с этим они
призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
б) Классическая теория.
В соответствии с классическим подходом гос-во должно обеспечивать
безопасность жизни че-ка и его собственность, разрешать споры, иными
словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить
самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рын-
ной эк-ки Адам Смит доказывал, что именно стремление пред-теля к достижению
своих частных интересов является главной движущей силой эк-го развития,
увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в
целом.
Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной
деятельности должны быть гарантированы основные эк-кие свободы, а именно
свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
в) Кейнсианская теория.
Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль
гос-ва. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает эк-
ку в состоянии депрессии. По его теории, гос-во должно активно вмешиваться
в эк-ку по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-
настоящему обеспечивали бы выход эк-ки из кризиса. Кейнс считал, что гос-во
должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина
кап-ских кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько
инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-
финансовая политика и др.
Модель гос-ного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить
циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий.
Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между
возможностями гос-го регулирования и объективными эк-ми условиями.
Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов
роста. В 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был
опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не
могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только
раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла
кардинальная перестройка системы гос-ного регулирования и сложилась новая,
неоконсервативная модель регулирования.
г) Неоклассическая теория.
Сторонники эк-ки предложения считают необходимым воссоздать классический
механизм накопления и возродить свободу частного пред-ства. Эк-кий пост
рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется
из двух источников: за счет собственных средств, т. е. капитализации части
прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой
теорией гос-во должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и
повышения произ-ти производства.
Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги
ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым
затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому
неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на
базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот
предпринимателям. В неоконсервативной модели гос-во может лишь косвенно
влиять на эк-ку. Главная же роль в реализации эк-го развития страны
отводится рыночным силам.
73. Основные формы и методы гос рег-я.
Необходимость регулирования и функции государства. Государственное
регулирование экономических процессов обусловлено как объективной
необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-
экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя
законодательной и административной власти.
Приоритет государственной власти связан с особым положением и
специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в
ход экономичен кого процесса. Следует иметь в виду и финансово-
экономическую мощь государства. Решение названных задач осуществляется
посредством выполнения государством определенных функций: правовой,
воспроизводственно-технологической, прогностической, регулирующей,
обеспечения текущих потребностей населения.
Регулирующая роль государства — государство использует прямые и косвенные
методы, формирует инфраструктуру, поддерживает сбалансированность
общественного производства. Методы регулирования. Их можно условно
подразделить на прямые и косвенные. Прямые базируются на административных
мерах воздействия. косвенные, могут носить административный, но чаще
экономический характер - антимонопольную политику, ценообразование,
налоговую систему, налоговую инспекцию и систему государственных заказов.
74. Экономич ф-ии гос-ва в рын эк-ке. Границы гос рег-я.
Гос-во активно участвует в формировании макроэкономических рыночных
процессов.
Роль гос-ва в рыночной эк-ке проявляется через следующие важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия эк-ких решений. Гос-тво разрабатывае
и принимает
законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и
обязанности граждан;
б) стабилизация эк-ки. Правительство использует бюджетно-налоговую и
кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для
сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня
цен и национальной валюты;
в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Гос-во организует
производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно
создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта,
определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития
образования, здравоохранения и т. д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Гос-во гарантирует
минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по
безработице, различные виды помощи малоимущим и т. д.
Очень важен вопрос о границах гос вмеш в эк-ку. Если гос-во пусть даже
руководствуясь благими намер переступает предел, то происх деформация рын
мех-ма. В этом случ рано или поздно прих говорить о разгосударствлении эк-
ки. В эк т сущ разл точки зрения по поводу границ.Ответ на вопрос будет
звисеть от того, что отвеч кейнсианцы или сторонники неоклассической
теории, но в люб случ надо иметь в виду, что гос рег нужно пользоваться
осторожно, не осл рын стимулы.
75. Причины возн, осн черты командно-административной эк-ки. Её кризис и
необх реф-ия.
Возникновение и эволюция командно-административной экономики - один из
наиболее сложных и противоречивых процессов. Основная причина, обусловившая
зарождение и существование в течение многих десятилетий различных моделей
экономики данного типа - это общесистемный кризис и обнаружившаяся
историческая предельность капиталистического способа производства.
Административно-командная экономика исторически возникла в форме
хозяйственной системы «военного коммунизма» во время гражданской войны и
иностранной интервенции в России. Данная система характеризовалась
максимальным ограничением товарно-денежных отношений и, в целом,
экономических стимулов. Попытка повысить эффективность хозяйства была
предпринята в условиях НЭПа, что привело к созданию первой исторической
модели смешанной, экономики, в рамках которой сочетались методы
государственного макроэкономического регулирования и рыночные стимулы,
особенно на микро- и мезоуровнях Достаточно эффективная хозяйственная
система НЭПа была ликвидирована конце 20-х годов, после чего утвердились
типичные формы административно-командной экономики с присущей им
бюрократической централизацией управления, ограничением товарно-денежных
отношений, и преобладанием неэффективных экстенсивных методов
хозяйствования.
После второй мировой войны различные модели административно-командной экономики распространились во многих странах, но это распространение продемонстрировало, что, независимо от всех страновых и региональных особенностей, хозяйство остается неэффективным. В 50-е годы начинаются попытки реформирования командной экономики, но их ограниченный характер не способствовал успеху этих попыток. Кризис административно-командной системы углубился и в конце 80-х годов привел к ею разрушению.
Проблемы реформирования.
В 80-е годы необходимость отказа от командно-бюрократической
организации экономики стала абсолютно очевидной; осознание этой
необходимости приобрело всеобщий характер. Окончательно выявилась природа
командно-бюрократического общества как ложной альтернативы капитализму, как
тупиковой ветви на пути объективно необходимого преодоления антагонизма
собственности и труда, действительно присущего капиталистическому обществу.
Половинчатые реформы не смогли изменить командно-бюрократическую экономику,
поскольку не затрагивали вопросов собственности. Кардинальное
реформирование отношений собственности предполагает переход к таким
социально-экономическим формам, которые адекватны современным
производительным силам и способствуют их дальнейшему развитию. В настоящее
время такой переход необходимо связан с процессом сближения социальных
качеств собственности и труда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14