произв возм эк сис-мы огр редкостью применяемых рес-в, от по мере развития общ-ва возраст.Т.к. потребн бзграничны, а ресурсы огранич, тообщ-во долж сделать выбор: от чего нужно отказ, чтобы получить желаемый результат. Суть пробл выбора: если кажд исп для удовл многообразн потребн фактор ограничен, то всегда сущ проблема альтерн его исп и поиска лучшего сочетания ф-в пр- ва.
Любое общ-во должно решить 3 проблемы выбора: что? Как? Для кого?
производить.Эти 3 вопр. Общие для всех сис-м но пути реш-я разн. В
традиц сис-ме повед опред обычаями и при реш-и этих вопр –обращ-е к традиц
методам реш-я дел. В ком-адм эк на эти фундамент вопр дает ответ
гос-во в лице своих администр органов. Рын эк в чистом виде предполог
наличие ответств и самостоят производит и потребит.
Для реш осн эк проблемы исп кривая произв возм, она показ максим кол-во
любово товара. Кот может быть произв в некот эк сис-ме при данном
объеме пр-ва всех др тов, данном кол-ве рес-в и данной технолог.
31.Роль потребителя в экономике. Закономерности потребительского поведения.
При выяснении логики потребит экон-ы выд след закономерн:1)цель,кот пресл
потреб при осущ выбора среди тов и услуг.Цель потребит- получ удовольствия
и удовл потребн от потреблтов и усл. Данная цель –
полезность 2)огранич потребит выбора. К числу самых важн потребит огранич –
ур цен на потребит тов и усл, размеры потребит бюджета.Оба вида усложн
потребит выбор.потреьит не может купить все, т.к. кажд покупка приводит к
уменьш его потребит бюджета 3)варианты выбора.
Потребит повед может форм на эффектах дохода и замещения. Этот вар не
связ с пред пол и ее замешением. Эффект дох –сниж цены с целью. Ув потребит
бюджет - покупка нов тов. Эф замещ доп эф дохода. В любом случае
потребит действ одинаково стремясь к максимиз полезн
32Потребительский бюджет: доходы и расходы. Закон Энгеля
Потреб бюджет- фин план, кот сумир доходы и расхды людей за опр период
врем. 3 вида потреб бюд:1) сбалансир –дох=расх 2)дефецит –расходы больш
дох 3) избыт –дох больш расх. Сост бюджета предполаг 3 послед шага: 1) пост
потреб целей. Осн часть бдж потреб тратит на тек нужды, преслед текущ цели,
однако кажд потреб имеет и перспект фин цели, для реализ кот треб концентр
ден ср-в.сл-но нужно предусмотр сбереж тек доходов 2)оценка ожид доходов
2 осн ист получ дох –труд деят и собств.
Большинство потреб- за сцет дох от профессион деят-ти 3) планир расх
–формир-е рац перечня тов и усл, кот предстоит приобр в теч планир
периода.это самый ответств процесс, в ходе кот потребит отказ от части
затрат чтобы сбалансир бюджет.
33 Сущность законов конкуренции. Формы и методы конкурентной борьбы
конкур- общесв ф столкн субъектов рын хоз-ва. Конкурент борьба за эк
процвет один из важн зак рын хоз ва. З.конкур- сопернич произв для достиж
лучших усл пр-ва. Это обеспеч при борьбе за доступ к эк огранич факторам пр-
ва и при реализ готов тов. Т.о.. онкур –борьба среди прод, покупат, между
покупат и прод.
Осн ср-во осущ конкур-цена.ценоконкур-борьба между произв за получ доп
прибыли поср уменьш издерж и сниж-я цен на прод без изм ее ассорт и кач-ва.
На смену ценконкур, нецен конкур –обеспеч достат спроса. Это достиг разл
мет: новизна и кач тов, его высок тех хар-ки, созд тов-субститутов,
реклама, кач послепродажн обслуж.
Виды конкур: внутр отрасл и межотрасл, сов и несов.
1)Внутротр- склад между хоз субъектами, созд одинак или сходн прод. Цель
такого сопернич –достиж-е лучших усл пр-ва и сбыта, рез-т –фор-е рын ст-ти
и рын цены на эти тов. Эк предпосылка эт вида –разл индивид ст-ти на
однородн тов. Эта конкур выявл и уст рын ст-ть тов, кот совпад с индивид ст-
тью. Произв при равн усл и сост значит массу тов данной катег 2)Межотр
–борьба между предпр разных отр за получ более высок нормы приб. Выраж в
переливе капиталов из отр с более низк нормой приб в отр с более высокой,
это способст расшир пр-ва, увелич предлож. Эта конкур созд объект равновес.
Кот обеспеч получ равной прибыли на равн капит внезавис от места его влож
1)сов конкур-ранний этап разв рын хоз-ва –эпоха прост тов пр-ва,
домонополист капитал. Осн приз –сущ множ-ва прод и покупат на рынке. Кот
независ осн хар-ки: больш кол-во мелких прод и покупат, продаваемый прод
однороден у всех прод, невозм контр над ценой и объемом купли-прод, пост
колеб этих вел, изм рын конъюнктуры, полная свобода входа-выхода на рын Р.
сов конкур- идеальная стр-ра
2)несов конкур- проявл когда отд фирмы на усл реализ тов, т.е. контр цены
на рын, на рын несов конкур 3 типа рын стр-ры
34. Типы современных рын структур: частная монополия, олигополия, монополистическая конкуренция
Част моноп –полный антипод сов конкур. Сущ только 1 прод, он произв тов, не
имеющий близких заменит. Произв может полностью контр объем предл-я, что
позв ему выбирать любую цену из возм в соотв с прямой спроса. Расчит при
этом получить макс приб.
Олигополия- образ при рын ситуации. Когда многочисл покупат сталив с неск
крупн прод. Олигополия наиб хар-на для совр этапа разв рын эк. Основана на
госп на р тандартизир тов небольш числа как правило крупн фирм. Сущность
олигоп- связ с огранич входа на р, немногочисл фирм. Исп цен и нецен конкур
Монополист конкур –относит большое кол-во произв, предлаг похож, но не
идентичн прод. В ротл от сов конкур –предполаг. Что кажд фирма прод особый
вид тов. Кот отл кач-вом. Престиж, оформл, склад нецен предпочт.
Сущ.
35. Монополия, её виды и антимонопольное регулирование
3 вид моноп: естеств исскуств, случайная. a. естеств –возник вследств тех потребн разв произв сил( н-р жд транспотрт, трубопр –любые отр, где необх высок кончентр пр-ва)
Разв на осн люб ф собтв ( моноп на землю) b. искусств –результ вмешат гос-ва или др стр-р, кот могут стать тормозо обществ прогр c. случайная –результ превы спроса над предлож, носит врем хар=р разл между этими видами условны.
Конкур есть самое эффект ср-во достиж-я рын эк и интересов всех членов общ-ва. Когда предпр закл гласное или негласное согл о разд р, потребит вынужд плалить больш цену и сокр объем потреб. Чтобы избежать этого гос-во вмешив в рын процессы. Исп антимоноп регулир: администр контроль за монополиз р, организац мех-м, антимоноп законодат.
36. Сущность, место, формы и ф-ии предпринимательства в рын хоз-ве предпр-во стремление начать и вести дело, генерир и исп
инициативу,решаться на риск, преод сопр рын среды. Осн черты:
1) организ=хоз. Новат –приоритет новат как признака предприн деят-ти вытекает из деление всей чел деят-ти на репродукт, связ с воспр одних и тех же результ и творч – связ с выраб нов идей и ср-в их достиж
2) эк свобода –налич опр совокуп прав. Гарантир предпринимат автономн. Самост принятие реш: выбор стратегии и тактики деят-ти, выбор эк партнеров. Уст цен. Заимств капит , выбор раб силы и т.д.
ф. Предпр –по ф собств: част (склад на базе Ч.С. в част секторе эк гл
фактор пердприн активн явл конкур, ценообр. Доходность, Гос ( участие в
распр рес-в, контроль за их исп и движ, финансир пр-ва. Инвестир в малорент
отр, формир рын инфрастр-ры, онтроль за ден обр. нал полит), смеш (част и
гос, перимущ –в исп возм друг друга.
По функ-организац назнач:мелкое ( в США 80%, Япония –90%), среднее, крупное
По видам деят-ти: произв, банк-кредитн, торговли, сфера обсл, инновац.
Ф-ии: ресурсн, организат, творч.
37. См 1, а также объект- осущ наиб эффект кобинац факт пр-ва и целью максимиз дох.
38. Маркетинг и менеджмент, как формы управленческого предпринимательства. менедж необх в кажд бизн, но в малоп понят менедж и предпр-во неразд, они
чаще всего воплощ в одном чел, но по мере увелич и разв бизнеса они
обосабл. Пердпринимат упр- роникн предпринимат ф-й в управленч деят-ть и
отраж нов задачи, стоящии перед менедж. Предсприимчивый менедж активно ищет
нов возм, намер рискует, добиваясь желаемых изм. Нов, лид, риск как
предпринимат кач-ва применимы и к менеджменту.
Маркетинг –созд спроса. Это процесс опр желания и потр потенц покупат и
напр потока тов и услуг для удовл их нужд. Потр в маркет появил в 60-е гг.
Маркетинг сод 4 вид предпр деят-ти: разраб и созд нов тов, доставка тов на
р, продвиж тов к покупат. Уст разумной и прав цены.
Маркенинг осущ множ метод: маркет исслед, напр на изуч мотивов покупат,
повед групп потреб и т.д.
40. Предприятие, его соц-эк признаки и организационно – правовые формы. препр- ист катег.Это не просто ф функц пр-ва как звена общ разд труда, а
сосбоб. Ист ф пр-ва,кот характериз специфич единств коорерации труда,
организ пр-ва, труда и упр-я. Признаки препр:оно выст звеном обществ разд
труда внутри процесса пр-ва, осущ процесс непоср пр-ва. Облад обособл имущ, выст субъект правовых отн. Соц-эк сторона характериз предпр с точки зр его места и роли в сис-ме хоз отн.
Предпр- эк обособл хоз ед. кот облад специфич хоз интерсами и осущ воспр- во за счет результ хоз оборота. По ф собств выд: част, гос, смешан. По масштабам: крупные, мелкие, средние. По способу сочет данного предпр со смежными произв: унверсальные, специализ, однопроф,
диверсификац
42. Основные фак-ры пр-ва, их взаимодействие и взаимозаменяемость.
Пр-во- процесс изг мат благ. Производя продукт, чел возд на объекты природы придаёт им форму пригодную для удовл мат потр.
Сущ различн подходы в выделении факторов в их классификации в отдельные
группы. Марксистская теория в кач-ве факторов выд-ет: 1)раб силу2)
предметы труда 3)ср-ва труда Подразделяя их на 2 большие группы: личные и
вещественные факторы пр-ва. В кач-ве личного фактора пр-ва всегда рассм раб
сила(совмещ физ и интелект сп-ти человека к труду), а вещественные- ср-ва
пр-ва предст в виде средств и предметов труда. Марженалистская теория
традиц выд-ет 4 ф пр-ва: 1 земля 2 труд 3 капитал 4 предпринимательская
деят-ть Земля рассм как естественный фак-р , Капитал, как ф-р пр-ва
выступает в виде совокупности благ исп в пр-ве товаров и услуг. Труд –
интеллект и физ деятельность напр на изг благ и оказ услуг.
Предприним деят- специфич фак-р пр-ва. Она прдполаг исп инициативы,
смекалки и риска орг-ии пр-ва. Пр-во возможно только при введении в
призводственный процесс всех факторов пр-ва. В рез-те соед ФП созд прод
труда , сов-ть мат благ.
Кол-во созд продукта
Производительность труда= затраты труда
В реальн жизни в пред-ах ис-ой техн –ии предприниматель стремится найти
наилучш соч-е ФП. С тем , чтобы добиться наиб выхода прод-ии Отн-е между
люб набором ФП и макс возм объёмом прод хар-ет произв-ф-ию.
43. Рынки факторов производства. Закон убыающей предельной производит-ти.
Рынки ФП отл от рынков гот товаров и услуг. На этих рынках фирмы явл
покупателями раб силы прир рес-ов, земли, капитала в его разл формах:
денежного, производственного, ссудного, фиктивного капитала(цен бумаги)
Проблема ценообр на рынках ФП трактуется разн эк школами.
По Смиту: 1. Ценообр опр-ся ценой конкр прод-ов потребителя, производ с пом
этих факторов. 2 Ценообр на рынках ФП след связ с доходами собственников
Влад этими факторами.
Особ явл то , что спрос на рынках ФП имеет производный второстепенный хар-р
по сравн со спросом на конечн потреб блага. Произ-й хар-р спроса на факторы
пр-ва объясн тем , что потреб в них возн лишьв том случ с их помощью могут
быть произведены польз спросом конечн потр блага, те товары или услуги
обычного потр назначения. Спрос на любой ФП может возр или пониж в завис-
ти от того, возр или падает спрос на потр товары, изг с пом данного ФП.
Спрос на ФП предъявл лишь предп , т.е. лишь часть общ-ва, кот способна
организовать и осущ-тьвыпуск продуктов и услуг необх для конечн потр-я.
Предложение ФП – это кач-во кот может быть представлено на рынках по сущ-им
на данный момент ценам. Здесь предл во многом зависит от специфики каждого
ФП .Это означает, что предл-е ФП исп-ет на себе действие закона редкости,
ограниченности рес-ов. Бывают такие рынки ФП : Рынок земли , рынок труда и
зарплаты, рынок кап активов.
Закон убывающей предельной производительности "утв, что с ростом исп какого-
либо фактора производства (при неизменности остальных) рано или поздно
достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного
фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска
продукции"12. Увеличение использования одного из факторов (при
фиксированности остальных) приводит к последовательному снижению отдачи его
применения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14