Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. Цена - денежное выражение стоимости товара. В рамках рыночного подхода цена - это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Прослеживается связь цены товара с ценностью, полезностью как объекта потребления. Цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что вне рынка, без купли-продажи нет цены.
Функции цен: 1) измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар; 2) соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров.
Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности; 3) учетная - цена становится вспомогательным инструментом учета, например, в имущественном комплексе предприятия 5 компьютеров по такой-то цене (цену укажите сами) на общую сумму такую-то.
4) инструмент анализа, прогнозирования, планирования; 5) социальная функция
- с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи; 6) внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами; 7) стимулирующая функция - влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.
Виды цен. 1) в зависимости от сфер торговли. Оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями. Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети. Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предприятий. Цены на услуги.
2) виды цен, различающиеся по степени и способам регулирования. Жестко фиксированные, твердые цены - назначаются гос.органами ценообразования.
Регулируемые цены - регулируются гос.органами - утверждение гос.органами предельного уровня рентабельности. Договорные цены - определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем. Свободные рыночные цены.
Мировые цены - цены мирового рынка Сопоставимые или неизменные цены - для определения индекса цен. Проектные, Цены сезонные - изменяются в определенные периоды года, типичны для сельхоз.продукции. Неизменные или сопоставимые цены - необходимы для расчетные цены. Биржевые, аукционные, комиссионные
20. Закон стоимости.
Закон стоимости предполагает формирование у каждого отдельного
товаропроизводителя индивидуальных затрат труда и ресурсов и,
соответственно, формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной
цены, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и,
соответственно, цены, а стоимости и цены общественные, рыночные, в основе
которых лежат ОНЗТ[1].
Закон стоимости имеет объективный характер, однако, эту объективность
нельзя понимать в том смысле, что никакие внешние факторы не в состоянии
влиять на рыночные цены. Конкретные формы и уровни рыночных цен испытывают
на себе влияние самых различных факторов, а не только влияние ОНЗТ.
Закон стоимости есть закон цен, ибо внешней формой проявления стоимости
являются цены. Стоимость – это содержание рыночных отношений между
участниками рынка, цена – форма этого содержания. Закон стоимости и
внутриотраслевая конкуренция формируют отраслевые уровни рыночных цен.
Индивидуальные цены могут не совпадать с отраслевым уровнем цен, поэтому
товаропроизводители одной отрасли получают различные величины прибыли на
единицу капитала. Закон стоимости и межотраслевая конкуренция формируют
межотраслевые рыночные цены производства. Товаропроизводители различных
отраслей получают на единицу капитала различные величины прибыли, что ведет
к переливу капитала и формированию цен производства, которые обуславливают
получение равной прибыли на равные капиталы.
закон стоимости несёт в себе следующие функции:
1Стимулирует тех производителей, у которых индивидуальные затраты труда
ниже общественно необходимых. 2.Обуславливает дифференциацию
товаропроизводителей в зависимости от соотношения их индивидуальных
трудовых затрат с общественно необходимыми. 3Стимулирует снижение затрат.
4Регулирует распределение труда по сферам производства. 5 Проявляется как
закон цен - в основе цен лежит стоимость. Его функции осуществляются как
при равенстве цены со стоимостью, так и при их расхождении 6 Создаёт основы
стоимостного или рыночного механизма регулирования пропорций производства.
21. Рынок как эк категория, как сист экономич отношений.
рынок – особ соц-эк структ, осн Функциями кот явл обмен продуктами между
обособл товаропроизводит в процессе реализации рынок выступает в
кач-ве саморегулят тов. пр-ва, т.е. приводит его объем и стр-ру в
соотв с V и стр-й платежеспособного спроса, стимулирует рост производит
труда, снижение издержек, повышение кач-ва прод, обуславл структурн
сдвиги эк и устанавл нар-хоз пропорции.
Однако рынок, выступающий в кач-ве единств регулят пр-ва давно ушел в
прошлое, и в развитых странах запада р. явл. объектом сознат гос Регулир-
я. Тем не менее, гос. регулир. не таково, чтобы утрачивали силы опр-я
рынка и основанной на нем эк.
Рынок –это не всякий обмен, т.к.1) есть вид обмена. к кот. р. не имеет
прям. отнош-я – это обмен деят-ти людей, обмен результ труда 2) историч.
обмен появился раньше р. прежде чем принять р. форму обмен прошел ряд
нерывн. ступеней: обмен-продуктообмен-товообм.-р.
Т.о., р. заверш. ист. разв обмена, выступает его высшей ф.
22. Субъекты и объекты рынка. Механизм функционирования рынка.
Осн. субъект. р. принято разд. на 3 гр.:дом. хоз-ва, бизнес
(предпр)правит. (гос-во).
Дом.хоз-во- эк. ед., сост. Из 1 или неск. Лиц, кот. самостоят. принимает
реш, явл. собств. какого-либ фактора пр-ва, стремится к макс. удовл. своих
потр.
Бизнес- делов. предпр., действ. с целью получ прибыли. Оно предпол влож.
собст. или заемн. капит., доход от кот. расход. на расшир. производств.
деят-ти.
Правит.- все правит учрежд, имеющие юр и полит власть для осущ в случае
необх контроля над хоз объектами и р., для достиж обществ целей. Осн.
Объекты: недвиж. имущ. (квартира, дом, участок земли), движ. имущ.(машина,
яхта,оборуд, мебель), ителлект. собств. (изобретения, прогр. прод.,
рукописи).
23. Рыночная инфраструктура: сущность и осн эл-ты, ф-ии и роль рынка.
инфрастр. –пространств., необх для полноцен. Функ-я р отнош-й.Осн. эл-ты: гос банки, ком банки, страх. Комп, сбер банки, инвестиц банки,
холдинг компании.
Гос.банки- в наст вр в большинстве стран гос банки явл. центр.Их ф-ии: не
ставят цели получ. прибыли, руковод. деят ком банков, вып эмиссион Ф-ю
Ком банки- прктич во всех высокоразв странах, как и кредит инст, осущ
операции по обслуж нас-я, что явл подсв. унификации, универсализ банк
деят-ти
Страх комп ведущ место после ком банков по вел активов и знач в кач-ве
поставщиков ссудн капитала
Сбер. Учр. –ссудно-сбер ассоциации по мобилиз ср-в нас путем прод акций,
сбер. банки –принимают мелк влож и инвестир их в некот виды ценных бумаг.
Инвестииц. Банки –мобилиз долгоср ссудн капитал и предост его заемщикам
посредст выпуска и размещ облигаций.
Рынок вып след Ф=ии
Реализ –саморегулятор пр-ва, благодаря эт привод в соотв пр-во мат благ
обществ и потребн в них, причем в опр пропорц
Контролир.- поср р выявл обществ затр труда, по отн к кот сравн индивид
затр труда отд товаропр
Стимулир.- р побужд товаропроизвод снижать индивид стом-ть тов, тем самым
исп результ научн-тех прогресса
25. Понятие спроса. Индивидуальный и совокупный (рыночный ) спрос
спрос как эк катег характериз объем тов, кот потреб желают и могут
купить по опр цене за опр время. Спос- не потр- если чел испытует потр, но
не имеет денег, то он не обл покупат спросом. Спрос- платежеспособн потр,
т.е. сумма денег кот покупат могут и намерены запл за нужные им изд. На
спрос возд ряд ф=в: доходы покупат, их вкусы и предпочт, их число на р,цены
тов- заменит и дополняемых тов, цены
индивид. Спрос –желания и возм приобр отд потребит как-либ тов по опр цене.
Р или совок спрос- желания и возм приобр неск или б олее покупат.
Закономерн связи индивид и совок спроса: р спрос при кажд знач цены= сумме спросов отд. Покупат при этом же знач цены. Сов спрос- ВНП
26. Закон спроса и кривая спроса. Ф-ии спроса. Эластичность спроса.
З.спроса –при проч равн усл спрос на тов в колич отн изм в обр завис от
цены.Чем выше ценв тов, тем меньше спрос на него со стор покупат, и
наоборот –чем ниже цена, тем б.спрос.кривая спроса показ разл объемы тов и
усл, т.е. реальный объем нац пр-ва кот готовы купить субъекты при любой
возм ур цен. Кривая нисход- выраж отр (обр) завис между ур цен и объемом
нац пр-ва ф-я спроса –взаимосвязь между желаниями потребит иметь тот или
иной тов и опред его факторами эласт спроса по цене – ст. чувствит спроса
на тов к изм цены на этот тов. Она показ на ск.% ув или умен спрос при
уменьшцены на данный тов на 1%. Вар эласт: 1)эласт- приоб кол-во тов увелич
б. Чем на 1 % на кажд % снижения цены 2)неэласт приобр кол-во тов увелич
меньше чем на 1% yf rfl; % сниж цены эт тов. Сущ на прод пит, на тов первой
необх 3) единичн эласт –покупаемое кол-во тов выраст на 1% при сниж цены
на 1% 4) абсолютн эласт спрос –при неизм цене или крайне незначит изм спрос
умен или увелич до придела покупат возм. Бывает на соверш конкурент р в усл
инфляции 5) абсолют неэласт –любое изм цены не вличет за собой никакого изм
кол-ва треб прод. Н-р при реализ жизненно необх тов
27. Понятие предложения. Индивидуальное и совокупное(рыночное) предложение предл- кол-во тов, кот произв готовы продать по опр цене за опр период времени. На предл влияют: число прод на р, разл в тех мет изг одноименных тов, цены на тов. Цены на тов-субституты, и др виды изд. Эти факторы- внешние, не зависят от производит. Носят объективн хар=р.предл –мат осн для спроса. Совок предл –предл отд продавцов. Для опр р предл -сложить объемы предлаг отд продвцами тов при каждой возможной цене. В масштабе цен- совок предл –все тов и услуги, кот произв эк, или реальный V пр-ва при кажд возм ур цен
28. Закон предложения и кривая предложения. Ф-ии предложения
Закон предл –чем выше при проч равн усл цена на тов, тем больше стремл
продавцов тов прдлагать его на р. З предл отражает противоп интересов
покупат и произв. Кривую –описание как у спроса
29.Взаимосвязь спроса и предложения: равновесие, равновесная цена предл и спрос неразр связ не только с ценой, но и др и др.Это можно заметить если совместить кривые, они пересекутся в опр т. Эта точка характериз равновес спроса и предл, а цена в эт точ –цена равновес.
Р равновес- когда когда цена будет такой что V тов, кот покупат хотят
купить, будет точно совпадать с V тов, кот произв хотят продать.
Спрос и предл неуравн на р, их взаимодейств- путем приспособл. Взаимод
приводит к сниж фактич цены в напр точ равновес через мех-м рынсаморегулир.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14