Например, почти все американцы, скорее всего, считают, что неэтично давать взятку иностранному чиновнику ради получения контракта. В этом случае неэтичны средства. Еще одна иллюстрация: многие люди считают неэтичным ведение компаниями дел с ЮАР или с Югославией вследствие политики, проводимой там. Мнение этих людей является результатом действий правительств ЮАР или субъектов бывшей федерации в Югославии, которые нарушают ценностные представления людей об отношении к индивидам в обществе.
Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей. Приведу пример:
Вы предприниматель, выпускаете шампунь, который препятствует
образованию перхоти и эффективен уже при разовом применении. Специалист из
вашего отдела маркетинга подсказывает, что сбыт пойдет быстрее, если в
инструкции на этикетке указать, что шампунь рекомендуется применять
дважды. Как вы поступите? Предположим, вы последовали совету специалиста.
Конечно же, это не нарушение закона.
Но огромное количество людей наверняка посчитают ваш шаг неэтичным, осудят. А является ли он неэтичным? Ведь такое же огромное количество людей сказали бы: "А что здесь плохого?" Таким образом, поступок (этичен он или неэтичен) оценивается в зависимости от личной системы ценностей.
Другой пример сомнительной этики представлен действиями корпорации
"Менвилл", которая десятилетиями блокировала данные, свидетельствовавшие о
том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирмы. Суд штата Нью-
Джерси, в конечном счете, установил, "что корпорация "Менвилл"
сознательно приняла деловые решения о неприятии защитных или
восстановительных для здоровья мер в полном пренебрежении к правам
других людей". Суд потребовал, чтобы компания перевела 80 % своих акций в
соответствующий фонд для выплаты из него людям, предъявившим иск.
Компанию погубило несоблюдение корпоративной этики. Случай фирмы "Менвилл"
выявляет четкую линию, разграничивающую приемлемое и неприемлемое
поведение руководства. Руководители должны выдерживать равновесие блюсти
интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне
представляется недопустимым.
Этические проблемы в бизнесе имеют отношение к конфликту или, по меньшей мере, к вероятности такого конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми дохода ми, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе.
Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может также действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.
К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:
1. Конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения;
2. Усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые три месяца, т.е. в квартальных отчетах;
3. Неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;
4. Общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте;
5. Нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих;
Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими оказывает поведение их руководителей. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику по ведения своих подчиненных.
Нужно перечислить некоторые черты, которыми должен обладать руководитель, чтобы ему сопутствовал успех в делах и чтобы он нашел полное понимание подчиненных.
Предприниматель будет лучше воспринят людьми, если:
-он будет первым приветствовать собеседника, независимо от его положения (подчиненный или партнер);
-он будет обращаться к сослуживцам по имени и отчеству;
-он будет в деловой обстановке обращаться к подчиненным на "Вы";
-он не будет без особой необходимости отдавать распоряжения "через голову" нижестоящего руководителя, подрывая его авторитет;
-он будет относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
-он установит четкий порядок, при котором максимально уменьшится вероятность того, что ему кто-то помешает в работе;
-установит порядок, когда любой сотрудник в достаточно короткий срок сможет встретиться с ним и обсудить любой вопрос;
-он не будет вести бесед, которые создают впечатление избранности и секретности;
-он обладает искусством собеседника, то есть умеет выслушать человека;
-он умеет эффективно пользоваться "бессловесной информацией", то есть понимать информацию от стиля, манер, одежды, жестов, мимики собеседника;
-он умеет осторожно использовать слово "я";
-он будет высказываться кратко и по существу;
-он будет избегать назидательности;
-он будет всегда безупречно одет;
-он всегда выполняет обещания в срок.
Все названное выше действительно имеет важное значение для удачного ведения дел предпринимателем.
3.4.2. Условия формирования цивилизованной этики
Этика предпринимательства не может возникнуть по нашему желанию. Ее формирование - сложный и длительный процесс, в котором участвуют, прежде всего, сами предприниматели, а так же различные институты государства, средства массовой информации и т. д. Речь идет о создании необходимых предпосылок для интенсификации этого процесса, придании ему определенной идейной направленности, так как обществу далеко не безразлично, какие нравственные принципы лягут в основу идеологии бизнеса.
Я думаю, что условиями формирования цивилизованной предпринимательской этики являются:
-СВОБОДА - как политическая, так и экономическая. А следовательно, демократическое государство, многопартийность, свобода слова, печати, совести, свободная конкуренция товаропроизводителей, свобода выбора экономического субъекта, свободное ценообразование, равенство любых физических и юридических лиц в осуществлении предпринимательской деятельности, суверенитет потребителя и т.д.;
-СТАБИЛЬНОСТЬ - сильная исполнительная власть, парламентские средства политической борьбы, стабильность законодательства;
-ПРОПАГАНДА - создание с помощью средств массовой информации образа преуспевающего делового человека, обладающего высокими моральными принципами, осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции;
- ПРАВО - не только нормативное закрепление наиболее общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность предпринимателя, но и в не меньшей степени борьба с негативными проявлениями в среде отечественного бизнеса. Уважение к закону, действующему праву собственника должно стать непременным атрибутом рыночной идеологии бизнеса. Кроме того, необходимо иметь ввиду, что на первых порах, пока еще не сформировались традиции, общие моральные ценности участников рыночных отношений, роль правового регулирования особенно ответственна. Важно не только принимать хорошие законы, но и неукоснительно добиваться их соблюдения, иметь соответствующие механизмы ответственности за их нарушение;
-АССОЦИИРОВАНИЕ - создание профессиональных объединений предпринимателей. Они должны стать беспристрастным арбитром при оценке уровня нравственности входящих в них членов и применять в случае нарушения групповой морали самые жесткие меры.
Заключение
В работе были рассмотрены необходимые условия жизни общества, т.е. повышение социального и этического уровня общества. Перечисленные знания очень нужны в работе менеджера: пути повышения эффективности использования рабочего времени, нормирование времени исполнителей.
Основная цель моей работы - донести до людей необходимость соблюдения этических и социальных норм поведения, а также рассказать о том, что если ты избрал профессию менеджера, то ты несешь определенную социальную ответственность перед окружающими тебя людьми за здоровье и благополучие.
Приведу пример: Вы – руководитель, Вы должны так распределить обязанности, так просчитать и проанализировать все, чтобы не нанести ущерб своей фирме, а тем самым и служащим, которые из-за этого могут потерять работу. Я надеюсь, что я смогла раскрыть в этой работе всю серьезность и значимость работы менеджера.
Приложение № 1
График № 1
Пути решения проблемы
Приложение № 2
Таблица № 1
Понимание мотивации и ее факторов
|№ |Менеджеры |Специалисты |Служащие |
|1 |Оплата и премии |Продвижение по службе |Оплата и премии |
|2 |Продвижение по службе |Оплата и премии |Продвижение по службе |
|3 |Авторитет |Трудные задачи |Самостоятельность |
|4 |Гордость |Новая квалификация |Уважение |
|5 |Трудные задачи |Самостоятельность |Безопасность труда |
Приложение № 3
Схема № 1
«Пирамида» А.Маслоу
Список литературы
1. Веснин Р.В. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Институт международного права и экономики. Изд. «Триада ЛТД», 1997.
2. Вудок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджмент. М.: Изд. «Дело»,
1991.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Изд. «Банки и биржи», 1995.
4. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М.: Изд.
«Экономика», 1990.
5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. М.: «Финансы и статистика»,
1998.
6. Карнеги Д. Избранное. М.: Изд. «Дело», 1991.
7. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… М.: Изд. «Дело», 1993.
8. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Изд.
«Дело», 1993.
9. Румянцева З.П., Соломатина Н.А. Менеджмент организаций. Учебное пособие. М.: Изд. «Инфра-М», 1995.
10. Уткин Э.А. Профессия менеджера. М.: Изд. «Экономика, 1992.
11. Фаткин Л.Ф., Петросян Д.С. Этика и психология управления. М.: Изд.
«Российская экономическая академия», 1991.
12. Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая (с алфавитно- предметным указателем). – М.: Изд. группа ИНФРА-М – НОРМА, 1996.
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8