Индексация доходов возможна со стороны, как государства, так и предприятия, которое для этого отдаёт часть прибыли.
Необходимо учитывать, что на выплаты в порядке индексации должна все же приходиться незначительная доля общих доходов трудящихся. В противоположной ситуации создаются условия для угасания стимулирующей роли оплаты по труду и по созданной стоимости, индексация же доходов переходит разумные границы своей основной функции - социальной защиты.
В мировой практике индексация осуществляется через такой промежуток времени, как квартал или полгода. В некоторых сферах надбавки к зарплате производятся по скользящей шкале: в случае повышения индекса цен на заранее установленное число пунктов или процентов - на определенную, загодя оговоренную величину возрастает и заработная плата.
Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США,
Японии, Канаде и более чем в десяти западноевропейских странах; в последнее время - и в бывших социалистических государствах Восточной
Европы, выполняя по отношению к значительной части населения защитные функции, он необходим еще и для предотвращения социальных взрывов, и с последним обстоятельством было бы опрометчиво не считаться.
1.2. Политика государства на рынке труда.
В двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на
“откуп” стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами развития и
активизации деятельности государства в сфере занятости были:
1) развитие НТР и повышение роли человека в общественном производстве;
2) обеспечение общих условий воспроизводства, в том числе
воспроизводство рабочей силы;
3) обеспечение предпринимательства необходимыми кадрами;
4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;
5) способствование развитию и совершенствованию интеллектуального
потенциала общества;
6) влияние идей и конкретных социальных достижений (отсутствие явной
безработицы - прежде всего) капитализма;
Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными
средствами.
Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Возможна и
неизбежна, из-за экономического кризиса производства, смены форм
собственности, курса на реализацию производства, технического прогресса
и структурных сдвигов в экономике, конверсии ВПК.
Есть два варианта развития рынка труда. Первый заключается в том, чтоб
всем сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и мало,
рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы
существенно повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а
дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство.
При этом вводить трудосберегающую технику и технологию, сокращать
избыточные кадры, выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит
от уровня зарплаты, и предоставлять бесплатно возможность
переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно
уменьшает качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это
модель развития рынка труда во всех развитых странах. Речь ведется о
перемене концепции рабочей силы, то есть об отказе от концепции полной
занятости и принятии на вооружение концепции эффективной занятости.
Эффективная занятость - это модель развития и использования
квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей силы, ориентирована на
переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую
роль в реализации концепции эффективной занятости должны играть
государственная служба трудоустройства, учрежденный государством фонд
улучшения занятости (отчисления на него составляют 1% от фонда
заработной платы независимо от формы собственности). Необходимо
организовать также службу прогнозирования процессов, которые происходят
в сфере спроса и предложения труда, разрабатывать программы
преобразования всех форм уровней образования и обучения, подготовки и
переподготовки рабочих кадров. Политика эффективной занятости является
более рациональной, социально направленной, что отвечает требованиям
рынка рабочей силы.
Страхование от безработицы предоставляется из специальных страховых
фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода
безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В
первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты)
выплачиваются в первые месяцы безработицы в течение определенного
периода. Далее суммы выплат уменьшаются.Во втором случае берется во
внимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к
труду, время предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж
должен составлять не менее 6 месяцев занятости в течение 3-х лет.
Важным звеном социальной защиты на рынке труда являются программы
трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих
программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские
фирмы тратят на эти меры млрд. долларов. Государство тратит на
реализацию программ переквалификации большую часть средств. С целью
создания новых рабочих мест государство берет на себя также выполнение
таких общественных работ, как строительство дорог, канализаций и т.д.
Во время экономического кризиса государство увеличивает
капиталовложения в государственные предприятия. Программы
трудоустройства осуществляются также путем льготного налогообложения
компаний, которые создают рабочие места.
В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения
армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком
уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста продуктивности труда.
Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная
политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать
так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей
силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. Конкретные
результаты в осуществлении политики трудоустройства может дать
сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых
стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое.
Исключением из этого правила стала только Япония.
Обеспечение компенсации потери рабочего места государством. Речь идет о
пособиях по безработице, выплате подъемных на новом месте жительства,
выходных пособий и т.п. Вопрос упирается в источники финансирования
служб занятости, системы переподготовки кадров, информационных
центров, сосредоточивающих данные об излишках рабочей силы и
потребности в ней.
В настоящее время предприятия выплачивают часть своих доходов для фонда
занятости. Эти отчисления расходуются преимущественно на пособия по
безработице работникам бюджетных учреждений, на переобучение кадров и
содержание служб занятости.
Наиболее перспективной и эффективной, представляется система
экономических льгот предприятиям, которые сами создадут у себя
дополнительные рабочие места и трудоустраивают высвобождающих
работников, переобучают их. В награду такие предприятия могут
освобождаться от части налогов, получать льготные инвестиции под
прирост рабочих мест и другие предпочтения. Если же предприятие (любой
формы собственности) выталкивает излишнюю рабочую силу, то сумма ее
шести - двенадцатимесячного содержания должна вноситься в муниципальные
органы, которые перераспределяют и переподготавливают высвобожденных
людей. Работодателя полезно ставить перед альтернативой: создавать
новые рабочие места на собственном предприятии или оплачивать
содержание своих бывших рабочих. Именно такой механизм, кстати,
существует в Швеции, где, как и в Японии, безработица заметно меньше,
чем в других государствах с развитой рыночной экономикой.
Минимальная заработная плата является одним из важнейших рычагов
воспроизводства рабочей силы и её стимулирования, кроме того, на основе
минимальной зарплаты устанавливаются различные пособия (в том числе по
безработице), пенсии и т.д. При установлении минимального уровня
заработной платы рекомендуется учитывать потребности работников и их
семей, стоимость жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также
показатели, которые влияют на уровень занятости. За базу минимального
уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг,
которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды
отдельного человека или типовых семей разного типа (с одним ребенком,
двумя и др.). К этому набору в разных странах включают неодинаковые
компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного жилья, около
20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного
автомобиля и др.
Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада
составляет от 30 до 50% размера средней заработной платы. В США этот
показатель сегодня составляет 4.5 долларов в час. Отдельный минимум
устанавливается для молодежи.
Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее
точным является метод потребительской корзины. Так, в Болгарии в состав
такой корзины на семью из двух человек включались 552 позиции, из трех
- 639, а из четырех - 652. Потребительская корзина составляется из 149
позиций по продовольственным товарам (или 23-27% общего количества
позиций названных трех типов семей) с таким расчетом, чтобы структура
еды обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве 2822
кал, для пенсионеров - 2026 и для детей - 2123. В Белоруссии и
республиках Прибалтики для расчета прожиточного минимума берется
показатель социального прожиточного минимума, в России, Казахстане -
физиологического. С 1 апреля 1992 г. в Белоруссии введен показатель
среднедушевых минимальных потребительских бюджетов, которые
обеспечивали бы норму калорийности для трудоспособных мужчин в суме
3050 калорий и 2525 калорий для трудоспособных женщин.
Большое значение на рынке труда имеют коллективные и тарифные
соглашения. Зарплата для наемных работников регулируется с помощью
тарифных соглашений. Более широкий круг вопросов регулируется
коллективными договорами. У них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируются
продолжительность рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по
отношению к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы, за
предоставление дополнительного питания и т.д. В тарифном соглашении
устанавливаются минимальный уровень заработной платы в тех или иных
отраслях и минимальные гарантии уровня зарплаты для работников разной
квалификации. Тарифное соглашение при участии представителей
предприятия и работников составляется при посредничестве государства.
Оно выступает гарантом его выполнения. Во время действия тарифного
соглашения забастовка считается незаконным средством решения трудовых
споров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9