Социальная политика в России
p> По данным российских правительственных учреждений, средняя зарплата в России продолжала расти весь 1993 год. В пересчете на доллары россиянин получал в среднем за январь 65 “зеленых”; за сентябрь –
85.3; а в декабре –уже 112.1. Но с учетом налогов и инфляции реальные доходы россиян росли не столь быстро и увеличились за год всего на 9.1 процента.

Существуют виды стабильной социальной поддержки определенных слоев и категорий населения со стороны государства, правительства, общества, не связанные непосредственным образом с чрезвычайными ситуациями. Речь идет о людях, находящихся на длительном или постоянном иждивении государства и общества, живущих в основном за счет гособеспечения. Для того, чтобы помочь этим людям, гарантировать их необходимыми средствами, существует социальная отрасль экономики, называемая социальным обеспечением.
Организации социального обеспечения принимают на себя заботу о тех категориях, частях населения, которые в законодательно установленном порядке располагают правом на длительную или постоянную помощь в связи с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью, отсутствием других источников существования.
Наиболее распространенный вид социального обеспечения – пенсионное обеспечение. В России свыше 30 миллионов человек пенсионеры.
Большинство из них, пенсионеры по возрасту. Согласно российскому законодательству женщины, начиная с возраста 55 лет, а мужчины – 60 лет, имеют право выхода на пенсию. Для лиц, работавших на вредных производствах, а также военнослужащих этот возраст еще ниже.
Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, зависящая от стажа работы и уровня заработной платы, которую получил пенсионер до выхода на пенсию. Наряду с пенсией по старости выплачивается пенсия по инвалидности. Пенсии по инвалидности не зависят от возраста и обусловлены только состоянием здоровья, невозможностью или ограниченностью человека осуществлять трудовую деятельность.
Пенсии выплачиваются за счет средств пенсионного фонда, образуемого из отчислений предприятий и организаций в этот фонд и частично за счет госбюджета. По мере перехода к рыночным отношениям и повышения хозяйственной самостоятельности, предприятия получают возможность создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим работникам.

Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям и нуждающегося населения. Пособия могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой социальной помощи.
Пособия выдаются с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, безработных, лиц, лишенных средств существования.
Для детей, лишенных родителей, не имеющих родительской заботы и поддержки, создаются детские дома, интернаты, заботу о них принимает на себя государство. А для престарелых людей оказавшихся в той же ситуации, создаются дома престарелых.
Социальная помощь оказывается также в виде предоставления людям, семьям кредитов на строительство жилья. Благоустройства, приобретения домашнего имущества.
Распространенным видом денежной помощи учащейся молодежи является выплата стипендий.
Особый вид социальной помощи – медицинская помощь. В значительной степени такая помощь оказывается бесплатно. Однако, практически, даже богатые страны не способны целиком возложить расходы здравоохранения на плечи государственного бюджета, часть медицинских услуг и лекарств являются платными. В период перехода России к экономике рыночного типа неизбежно частичное использование денежных средств населения и предприятий на нужды здравоохранения в форме платной и страховой медицины. Страховая медицина предусматривает формирование страховых фондов из заработной платы и других отчислений предприятий и организаций. Денежные средства страховых фондов передаются медицинским учреждениям, что дает право участнику фонда обратиться в любое время за необходимой медицинской помощью, заранее оплаченной.

Государство оказывает значительную помощь безработным. Это проявляется в пособиях по безработице, которые предоставляются в течение полугода со времени потери работы. Наряду с пособиями, государственный фонд занятости затрачивает средства на обучение безработных, помощь им в овладении новой специальностью.
Безработица – это проблема многих стран мира, не исключение и Россия.

Безработицу относят к макроэкономическим проблемам потому, что она:
1) пораждается процессами, происходящими в масштабах всей экономики страны;
2) сама оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всего хозяйства страны.
Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработными. Эти критерии устанавливаются законом или правительственными документами и немного различаются по странам. Но как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:
- трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но меньше возраста, по достижении которого начинается пенсия по старости;
- отсутствие у человека постоянного заработка в течение некоторого времени;
- доказанное стремление человеком, найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют сотрудники этой службы.)
Уровень безработицы оценивается с помощью расчета доли безработных в общей численности рабочей силы страны.
Во-первых, человек – экономический ресурс особого типа. Если он сейчас востребуется экономикой, его нельзя зарезервировать до лучших времен, так как рабочее время невостановимо, и тот объем благ, который не был сегодня произведен из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.
Во-вторых, даже если человек не работает, он не может перестать потреблять и ему все равно нужно кормить семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или превращения в бандитов.
В-третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке.
В-четвертых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране.
В-пятых, рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.
Безработица – явление широкого масштаба: по данным ООН, безработными являются 800 миллионов человек.

Социальная справедливость - понятие конкретно-историческое, экономико- филосовское и правовое. Социальная справедливость как понятие, в связи с этим имеет различные аспекты рассмотрения и определения. Во-первых, - это в социально психологических взглядах людей совокупность их идей и оценок, включая позитивные и негативные представления о порядках и нормах их взаимоотношений в обществе.

Механизм воздействия для разрешения противоречия между экономической эффективностью и социальной справедливостью действует следующим образом:
- устанавливается гарантированная защита минимума заработной платы работников, не позволяющая на предприятиях различных типов и фирм собственности, снижать так называемую “цену труда”;
- в защиту наемных работников, их социальных и экономических прав одновременно выступают профсоюзы, левые политические партии, их фракции в парламентах;
- создаются нравственные, правовые и экономические условия для проявления тенденции роста “цены труда”, в конечном итоге номинальной и особенно реальной заработной платы, что в первую очередь относится к квалифицированным работникам и на основе этого превращения их в так называемый “средний класс”;
- для предпринимателей в условиях жестких ограничений (не допускается снижение заработной платы работникам) остается только наращивать прибыль на основе повышения конкурентоспособности товаров производительности труда, экономии ресурсов, использования на производстве новой техники и технологии, а также различного рода инноваций;
- открываются действительные возможности для выгодного , различным слоям общества (наемным работникам, предпринимателям, правительственным чиновникам, законодателям) перехода к социально ориентированной экономике.
К сожалению, в нашем обществе, в течение многих лет отрицались религиозные ценности, человеческое достоинство, кодексы подлинной чести и морали, гуманизм, человеколюбие. В итоге, в обществе возникло стойкое убеждение, что забота о других – дело государства, а каждый должен заботиться только о себе, своей семье, своих близких и родных. Это не означает, что доброта, взаимопомощь были изъяты из обихода.
Сердолюбивые люди были и остаются в любом обществе, милосердие проявляется во многих жизненных ситуациях.
Следует хорошо усвоить положение, что никакое государство не в силах само, с помощью законов, выделения средств, оказания государственной социальной помощи, справиться с проблемами социальной экономики.
Всегда за чертой, границей официальной, узаконенной, обязательной государственной помощи будут находиться тысячи людей, которым способен эффективно помочь только ближний, непосредственно видящий чужую беду, проявляющий сострадания к бедствующим, нуждающимся, способный глубже всего понять, что же им нужно.
Полезными могут оказаться и советы людей, стремление следовать примеру других, но надо твердо усвоить мысль, согласно которой добро лишь в минимальной степени творится по повелению, указанию извне. Оно должно проистекать из собственной воли, желания, внутреннего позыва.
Отсутствие последних лишь подчеркивает, что данная личность лишена элементарных человеческих достоинств.
В 2000 году был подготовлен проект “Закон о меценатстве”, для его рассмотрения и обсуждения в Думе Российской Федерации.
Социальная экономика, изучающая экономические процессы и явления в тесной увязке с жизнью людей, образом и уровнем жизни, несомненно включает в себя экологические вопросы и проблемы. Ведь экология и жизнь связаны между собой узами, которые становятся более тесными. Человек, стремясь к лучшей жизни, настолько глубоко трансформировал и безжалостно эксплуатировал природу, что жизнь оттого стала намного хуже и опасней, способна стать и более короткой.
Поэтому, актуальнейшая социальная задача состоит в установлении разумного равновесия между тем, что мы берем от природы, насколько вмешиваемся в нее, и тем, что мы даем природе, насколько охраняем защищаем, восстанавливаемее во имя жизни настоящего и будущих поколений. Все это вместе взятое образует предмет и объект экономической экологии и социальной экономики.

Осознание значимости экологии проявляется в постоянном увеличении средств, выделяемых на охрану и восстановление окружающей среды в государственном и местном бюджетах, в бюджетах предприятий. Вместе с тем, пока этих средств недостаточно для предотвращения разрушающего воздействия производства на природу, в связи с чем экологическая ситуация в ряде зон России ухудшается.
Обычно, последствия пренебрежительного отношения предприятий и людей к природе, окружающей среде проявляется не сразу. Те, кто допускает вредные выбросы в воздушную среду, загрязняет отходами почву и воду, не склонны воспринимать свои действия, как социальные, наносящие ущерб жизни и здоровью людей. Лишь когда обнаруживаются тяжелые социальные последствия таких действий, общество поднимает тревогу.
Из сказанного следует, что охрана и восстановление окружающей среды должны рассматриваться как составная часть социальной экономики и социальной политики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать