85.3; а в декабре –уже 112.1. Но с учетом налогов и инфляции реальные доходы россиян росли не столь быстро и увеличились за год всего на 9.1 процента.
Существуют виды стабильной социальной поддержки определенных слоев и
категорий населения со стороны государства, правительства, общества, не
связанные непосредственным образом с чрезвычайными ситуациями. Речь
идет о людях, находящихся на длительном или постоянном иждивении
государства и общества, живущих в основном за счет гособеспечения. Для
того, чтобы помочь этим людям, гарантировать их необходимыми
средствами, существует социальная отрасль экономики, называемая
социальным обеспечением.
Организации социального обеспечения принимают на себя заботу о тех
категориях, частях населения, которые в законодательно установленном
порядке располагают правом на длительную или постоянную помощь в связи
с возрастом, инвалидностью, ограниченной трудоспособностью, отсутствием
других источников существования.
Наиболее распространенный вид социального обеспечения – пенсионное
обеспечение. В России свыше 30 миллионов человек пенсионеры.
Большинство из них, пенсионеры по возрасту. Согласно российскому
законодательству женщины, начиная с возраста 55 лет, а мужчины – 60
лет, имеют право выхода на пенсию. Для лиц, работавших на вредных
производствах, а также военнослужащих этот возраст еще ниже.
Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, зависящая от стажа работы
и уровня заработной платы, которую получил пенсионер до выхода на
пенсию. Наряду с пенсией по старости выплачивается пенсия по
инвалидности. Пенсии по инвалидности не зависят от возраста и
обусловлены только состоянием здоровья, невозможностью или
ограниченностью человека осуществлять трудовую деятельность.
Пенсии выплачиваются за счет средств пенсионного фонда, образуемого
из отчислений предприятий и организаций в этот фонд и частично за счет
госбюджета. По мере перехода к рыночным отношениям и повышения
хозяйственной самостоятельности, предприятия получают возможность
создавать собственные пенсионные фонды для выплаты пенсий своим
работникам.
Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов
предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям и
нуждающегося населения. Пособия могут носить постоянный, длительный и
временный характер. Возможно предоставление разовой социальной помощи.
Пособия выдаются с целью социальной поддержки детей, больных,
престарелых, безработных, лиц, лишенных средств существования.
Для детей, лишенных родителей, не имеющих родительской заботы и
поддержки, создаются детские дома, интернаты, заботу о них принимает на
себя государство. А для престарелых людей оказавшихся в той же
ситуации, создаются дома престарелых.
Социальная помощь оказывается также в виде предоставления людям,
семьям кредитов на строительство жилья. Благоустройства, приобретения
домашнего имущества.
Распространенным видом денежной помощи учащейся молодежи является
выплата стипендий.
Особый вид социальной помощи – медицинская помощь. В значительной
степени такая помощь оказывается бесплатно. Однако, практически, даже
богатые страны не способны целиком возложить расходы здравоохранения на
плечи государственного бюджета, часть медицинских услуг и лекарств
являются платными. В период перехода России к экономике рыночного типа
неизбежно частичное использование денежных средств населения и
предприятий на нужды здравоохранения в форме платной и страховой
медицины. Страховая медицина предусматривает формирование страховых
фондов из заработной платы и других отчислений предприятий и
организаций. Денежные средства страховых фондов передаются медицинским
учреждениям, что дает право участнику фонда обратиться в любое время за
необходимой медицинской помощью, заранее оплаченной.
Государство оказывает значительную помощь безработным. Это
проявляется в пособиях по безработице, которые предоставляются в
течение полугода со времени потери работы. Наряду с пособиями,
государственный фонд занятости затрачивает средства на обучение
безработных, помощь им в овладении новой специальностью.
Безработица – это проблема многих стран мира, не исключение и Россия.
Безработицу относят к макроэкономическим проблемам потому, что она:
1) пораждается процессами, происходящими в масштабах всей экономики
страны;
2) сама оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всего хозяйства
страны.
Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко
определить, кого следует считать безработными. Эти критерии
устанавливаются законом или правительственными документами и немного
различаются по странам. Но как правило, несколько признаков
присутствуют во всех определениях. Это:
- трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше
минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать
по найму, но меньше возраста, по достижении которого начинается пенсия
по старости;
- отсутствие у человека постоянного заработка в течение некоторого
времени;
- доказанное стремление человеком, найти работу (например, обращение
его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его
направляют сотрудники этой службы.)
Уровень безработицы оценивается с помощью расчета доли безработных в
общей численности рабочей силы страны.
Во-первых, человек – экономический ресурс особого типа. Если он
сейчас востребуется экономикой, его нельзя зарезервировать до лучших
времен, так как рабочее время невостановимо, и тот объем благ, который
не был сегодня произведен из-за безработицы, уже нельзя компенсировать
в будущем.
Во-вторых, даже если человек не работает, он не может перестать
потреблять и ему все равно нужно кормить семью. Поэтому общество
вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти
или превращения в бандитов.
В-третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем
рынке.
В-четвертых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране.
В-пятых, рост безработицы может вести к росту числа преступлений,
которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.
Безработица – явление широкого масштаба: по данным ООН, безработными
являются 800 миллионов человек.
Социальная справедливость - понятие конкретно-историческое, экономико- филосовское и правовое. Социальная справедливость как понятие, в связи с этим имеет различные аспекты рассмотрения и определения. Во-первых, - это в социально психологических взглядах людей совокупность их идей и оценок, включая позитивные и негативные представления о порядках и нормах их взаимоотношений в обществе.
Механизм воздействия для разрешения противоречия между экономической
эффективностью и социальной справедливостью действует следующим
образом:
- устанавливается гарантированная защита минимума заработной платы
работников, не позволяющая на предприятиях различных типов и фирм
собственности, снижать так называемую “цену труда”;
- в защиту наемных работников, их социальных и экономических прав
одновременно выступают профсоюзы, левые политические партии, их фракции
в парламентах;
- создаются нравственные, правовые и экономические условия для
проявления тенденции роста “цены труда”, в конечном итоге номинальной и
особенно реальной заработной платы, что в первую очередь относится к
квалифицированным работникам и на основе этого превращения их в так
называемый “средний класс”;
- для предпринимателей в условиях жестких ограничений (не допускается
снижение заработной платы работникам) остается только наращивать
прибыль на основе повышения конкурентоспособности товаров
производительности труда, экономии ресурсов, использования на
производстве новой техники и технологии, а также различного рода
инноваций;
- открываются действительные возможности для выгодного , различным
слоям общества (наемным работникам, предпринимателям, правительственным
чиновникам, законодателям) перехода к социально ориентированной
экономике.
К сожалению, в нашем обществе, в течение многих лет отрицались
религиозные ценности, человеческое достоинство, кодексы подлинной чести
и морали, гуманизм, человеколюбие. В итоге, в обществе возникло стойкое
убеждение, что забота о других – дело государства, а каждый должен
заботиться только о себе, своей семье, своих близких и родных. Это не
означает, что доброта, взаимопомощь были изъяты из обихода.
Сердолюбивые люди были и остаются в любом обществе, милосердие
проявляется во многих жизненных ситуациях.
Следует хорошо усвоить положение, что никакое государство не в силах
само, с помощью законов, выделения средств, оказания государственной
социальной помощи, справиться с проблемами социальной экономики.
Всегда за чертой, границей официальной, узаконенной, обязательной
государственной помощи будут находиться тысячи людей, которым способен
эффективно помочь только ближний, непосредственно видящий чужую беду,
проявляющий сострадания к бедствующим, нуждающимся, способный глубже
всего понять, что же им нужно.
Полезными могут оказаться и советы людей, стремление следовать
примеру других, но надо твердо усвоить мысль, согласно которой добро
лишь в минимальной степени творится по повелению, указанию извне. Оно
должно проистекать из собственной воли, желания, внутреннего позыва.
Отсутствие последних лишь подчеркивает, что данная личность лишена
элементарных человеческих достоинств.
В 2000 году был подготовлен проект “Закон о меценатстве”, для его
рассмотрения и обсуждения в Думе Российской Федерации.
Социальная экономика, изучающая экономические процессы и явления в
тесной увязке с жизнью людей, образом и уровнем жизни, несомненно
включает в себя экологические вопросы и проблемы. Ведь экология и жизнь
связаны между собой узами, которые становятся более тесными. Человек,
стремясь к лучшей жизни, настолько глубоко трансформировал и
безжалостно эксплуатировал природу, что жизнь оттого стала намного хуже
и опасней, способна стать и более короткой.
Поэтому, актуальнейшая социальная задача состоит в установлении
разумного равновесия между тем, что мы берем от природы, насколько
вмешиваемся в нее, и тем, что мы даем природе, насколько охраняем
защищаем, восстанавливаемее во имя жизни настоящего и будущих
поколений. Все это вместе взятое образует предмет и объект
экономической экологии и социальной экономики.
Осознание значимости экологии проявляется в постоянном увеличении
средств, выделяемых на охрану и восстановление окружающей среды в
государственном и местном бюджетах, в бюджетах предприятий. Вместе с
тем, пока этих средств недостаточно для предотвращения разрушающего
воздействия производства на природу, в связи с чем экологическая
ситуация в ряде зон России ухудшается.
Обычно, последствия пренебрежительного отношения предприятий и людей
к природе, окружающей среде проявляется не сразу. Те, кто допускает
вредные выбросы в воздушную среду, загрязняет отходами почву и воду, не
склонны воспринимать свои действия, как социальные, наносящие ущерб
жизни и здоровью людей. Лишь когда обнаруживаются тяжелые социальные
последствия таких действий, общество поднимает тревогу.
Из сказанного следует, что охрана и восстановление окружающей среды
должны рассматриваться как составная часть социальной экономики и
социальной политики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9