Современная инфляция

Современная инфляция

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра «Финансы и кредит»







КУРСОВАЯ РАБОТА


На тему  Современная инфляция

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка «4-1ЭФ» группы

Экономического факультета

Мальцева Я.В.

 

Научный руководитель:

Горобец Л.И.






Нижний Новгород

2002



Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3


Глава 1. Сущность и причины инфляции.

1.1   Понятие инфляции, характеристика современной инфляции…………………….4

1.2   Причины инфляции…………………………………………………………………..7

1.3   Инфляция спроса, инфляция издержек……………………………………………..10


Глава 2. Виды и классификация современной инфляции……………………………..15


Глава 3. Влияние инфляции на состояние экономики и социальное положение

населения.

3.1 Социально-экономические последствия инфляции……………………………….24

3.2  Антиинфляционная политика……………………………………………………….41


Заключение……………………………………………………………………………….48

Список использованной литературы……………………………………………………49



























 

Введение

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана.

Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин "инфляция" (от лат. inflatio) означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Термин инфляция впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. Инфляция так же была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843 - 1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775 - 1783 гг. Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX в.. Франции - в период Французской революции 1789 - 1791 гг. Особенно высоких темпов инфляция достигла в Германии после первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигала 496 квинтиллионов марок, а денежная единица обесценилась в триллион раз.

Как  показывает  опыт  нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения   сопровождается   быстрым   ростом   цен,   усилением  действия инфляционных  факторов.  Очень  важно  правильно  оценить, является ли сам переход  на  рыночные  отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.

Очевидно,  что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания  инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в  принятии  решений  по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы. Опыт    многих   стран   показал,   что   длительное   функционирование централизованного   планирования,   как   правило,  приводит  к  нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.
















Глава 1. Сущность и причины инфляции

1.1 Понятие инфляции, характеристика современной инфляции.

Изучая экономику, нельзя не затронуть тему инфляции, поскольку это явление чрезвычайно тесно вплетено в политическую и экономическую жизнь современного общества и впрямую связано с его денежными механизмами.

Разнообразие научных подходов, объясняющих инфляцию, в первую очередь обусловлено многофакторностью самого объекта исследования. Термин «инфляция» происходит от латинского слова inflatie, что означает «вздутие». Современный словарь иностранных слов определяет ее как переполнение сферы обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценением в результате повышения цен на товары и услуги, падением покупательной способности денег.

В словарях экономических и финансовых терминов, как правило, дается следующее определение инфляции: постоянная повышательная тенденция в развитии общего уровня цен, сопровождаемая соответствующим снижением покупательной стоимости денег. (6, с. 30)

Наиболее лаконичное определение инфляции — повышение общего уровня цен, наиболее общее — переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен снижении реального жизненного уровня трудящихся.

 Однако, инфляция, хотя и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это дисбаланс спроса и предложения, других пропорций национального хозяйства, проявляющийся в росте цен. Дж. Кейнс считал, что при умеренном росте денежной массы и цен часть увеличившегося эффективного спроса обусловливает развитие экономики. Другая часть может вызвать повышение уровня цен вне связи с экономическим ростом, т.е. быть основой для подлинной инфляции.

Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной способности.

Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров. Не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары и услуги могут расти быстрее, чем на остальные. Например, в отраслях высокой технологии, где происходит наиболее быстрое внедрение достижений науки, производство новой потребительской продукции довольно часто сопровождается снижением цен при одновременном быстром росте величины спроса. В основах этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

Таким образом, более конкретным является определение: инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, то есть повышение общего уровня цен, а не цены какого отдаленного товара на рынке. В случае превышения товарной массы над денежной, в экономике присутствует дефляция.

Следует помнить так же, что к инфляции приводит не всякий рост цен. На последний могут оказать влияние изменения в динамике производительности труда, циклические и сезонные колебания, структурные сдвиги в экономике и попытки её слишком активного регулирования со стороны государства, непродуманная налоговая политика, перепады рыночной конъюнктуры.

Таким образом, инфляция – многоплановый феномен, вбирающий в себя производственный, денежный и воспроизводственный аспекты. (4, с. 121)

При определении инфляции — этого сложного, многофакторного процесса, следует исходить из того, что она проявляет себя в денежной сфере, а ее корни (истоки) вытекают из нарушения экономической жизни государства, кризисного состояния экономики. Поэтому, инфляция — это нарушение требования закона денежного обращения, результатом которого является избыточный выпуск денег в обращение, который приводит к всеобщему повышению цен и обесценению денег, инфляция проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. (6, с. 31)

Обобщив все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что инфляция – это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательской способности; повышение общего уровня цен в стране, возникающее в связи с  длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса; превышение количества денежных единиц в обращении над суммой товарных цен; многофакторное явление, обусловленное действием ряда причин, ведущих к росту диспропорций общественного производства и оказывающих влияние на цены в сторону их повышения.

Современная инфляция представляет собой сложный многопрофильный процесс, в той или иной мере охвативший все страны. Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб экономическому развитию страны, ее населению. Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и не денежных факторов сопровождается серьёзными изменениями в распределительных процессах (в распределении не только доходов, но и ресурсов), ведёт к выигрышу одних и проигрышу других экономических агентов.

Следовательно, современная инфляция испытывает воздействие многих факторов.

Ранее инфляция возникала, как правило в чрезвычайных обстоятельствах, к примеру во время войны. Однако в последние два -три десятилетия во многих странах она стала постоянной.

Следует отметить, сколько бы ни было определений инфляции, не одно из них не может охватить все содержание инфляции как явления экономической жизни. Они лишь отражают ее черты.

Измерение инфляции.

Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. (5, с.183)

Существует три способа измерения инфляционных процессов.

Первый - измерение с помощью индекса цен. Используется индекс цен валового национального продукта, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг ("рыночной корзиной") выражается в процентах. И так,  для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать