34
11
Таджикистан
21,6
45,6
Украина
28,4
14,1
Туркменистан и Узбекистан не предоставили статистических данных.
Результаты реформирования экономики бывших советских республик Закавказья и Средней Азии в большей степени определяются тем, что они вовлечены в прямые военные межнациональные конфликты (Азербайджан, Армения, Грузия, Таджикистан, Молдова). В государствах СНГ применение либеральной модели реформирования длительное время сопровождалось снижением объема производства и уровня жизни преобладающей части населения, финансовой нестабильностью и высокой инфляцией. Соответствующие показатели в целом были хуже в странах, которые стали на путь радикальной либерализации экономики (Россия, Украина, Казахстан); их правительства позже внесли коррективы в неоправдавшие себя методы проведения реформ. В этих странах под влиянием экономического и социального кризиса сократилась численность населения. Изменение демографических показателей является в этом смысле одним из наиболее объективных индикаторов результатов и эффективности проводимых реформ, оценки их соответствия интересам страны и общества. К дореформенному уровню производства ВВП в 2000 г. приближался лишь Узбекистан; наименее оно снизилось (на 11,2 % к 1990 г.) в Белоруссии, но там уровень инфляции последние годы был выше, чем в России и других государствах СНГ. Более или менее устойчивые тенденции преодоления кризиса их экономики, усиленного началом рыночных реформ, проявляются в большинстве из них лишь с 1999 г. В гораздо меньших объемах в страны СНГ поступала финансовая помощь Запада, заинтересованного главным образом в импорте топливно-энергетических ресурсов и сырья, сбыте на рынках этих стран продовольствия и продукции обрабатывающей промышленности. Действие отмеченных факторов по отдельным странам заметно отличалось. Тем не менее не случайно, что относительно меньшие потери при либерализации экономики понесли средние и малые государства СНГ, где ниже доля добывающей промышленности и предприятий, производящих продукцию оборонного назначения, более развито сельское хозяйство и проявлена большая осмотрительность при проведении приватизации и использовании механизмов рыночного саморегулирования. В 2001 г. ВВП России поднялся до 69 % уровня 1990 г., Белоруссии — до 92, Казахстана — 78, Украины — 47, Узбекистан превысил этот уровень на 3 %; все они обеспечили увеличение конечного потребления домашних хозяйств населения и снижение уровня инфляции (кроме Белоруссии).
В государствах СНГ обеспеченность экономического оборота денежной массой существенно ниже, чем в других странах, и соответственно выше процентные ставки за кредит.
Снижение темпов роста экономики в 2001 г. отмечалось в Белоруссии (4,1 против 5,8 % в 2000 г.); на Украине, в Казахстане и Узбекистане они, наоборот, возросли. Так, на Украине прирост ВВП составил 9 % (5,9 % в 2000 г.), в Казахстане 13,2 % (9,8 % в 2000 г.), Узбекистане - 4,5 % (против 4 %). Наиболее высокий прирост ВВП в прошлом году достигнут в Казахстане; в целом по СНГ его увеличение замедлилось (6 % прироста вместо 8,3 % в 2000 г.). Соответственно изменились показатели занятости и производительности труда. Во всех рассматриваемых странах СНГ увеличилось количество рабочих мест, сократилась безработица. В странах, где произошло ускорение развития экономики, повысились темпы роста производительности труда. К 2000 году дореформенный уровень производительности труда восстановлен Белоруссией и Казахстаном.
В преобладающей части анализируемых государств СНГ прошлый год характеризовался снижением уровня инфляции. Наиболее высокий уровень инфляции в 2001 г. сохранялся в Белоруссии, самый низкий— в Азербайджане и Армении. В большинстве рассматриваемых стран СНГ был обеспечен профицит государственных бюджетов: в России он составил 3,4 % к ВВП; в Белоруссии сохранялся бюджетный дефицит (4,7 % против 3,6 % в 2000 г.).
Итоги 2001 г. подтверждают положение об относительно большей эффективности в рамках либерализма политики, сочетающей развитие рыночных механизмов с применением обеспечивающих устойчивость экономики мер ее государственного регулирования. (17, с. 5)
Ежегодный прирост ВВП и инфляции в ведущих в экономическом отношении странах мира, в %. Таблица № 2
Страна
Прирост реального ВВП
Темпы инфляции
Уровень безработицы в % от численности рабочей силы
1998
1999
2000
1998
1999
2000
1998
1999
2000
США
4,4
4,2
5,0
1,6
2,2
3,4
4,5
4,2
4,0
Япония
-1,1
0,8
1,7
0,6
-0,3
-0,7
4,1
4,7
4,7
ЕЭВС, В том числе:
2,7
2,5
3,4
1,1
1,1
2,3
10,9
10,0
9,0
Германия
1,8
1,4
3,1
0,6
0,6
2,1
11,0
10,5
9,6
Франция
3,3
3,2
3,2
0,7
0,6
1,8
11,9
11,2
9,7
Италия
1,6
1,5
2,9
2,0
1,7
2,6
11,8
11,4
10,6
Великобритания
2,6
2,3
3,0
2,7
2,3
2,1
4,7
4,3
3,7
Канада
3,3
4,5
4,7
1,0
1,7
2,7
8,3
7,6
6,8
В 2000 г. заметно возросли темпы инфляции в развитых странах, что во многом было связано с повышением цен на энергоносители. Усиление инфляции предопределило проведение жесткой денежно-кредитной политики в этих странах.
Среднегодовой прирост потребительских цен в США в 2000 г. составил 3,4% по сравнению с 2,2% в предыдущем году. Внутренние причины ускорения инфляции в этой стране заключались в сокращении безработицы и увеличении потребительских расходов населения. В ЕЭВС темпы инфляции составили 2,3% (в 1999 г. - 1.1%). Во второй половине 2000 г. они устойчиво превышали пороговое значение 1% к соответствующему периоду предыдущего года, являющееся ориентиром денежно-кредитной политики Европейского центрального банка. Важным фактором усиления инфляции в ЕЭВС помимо роста цен па энергоносители стало понижение курса евро к доллару США.
В Японии сохранилась тенденция к снижению потребительских цен. В 2000 г. темпы дефляции возросли до 0.7%, что было связано со значительным понижением цен в период с марта по май (в 1999 г. цены понизились но 0,3%). В Южной Корее потребительские цены в 2000 г. возросли на 2,3% (в послескризисном 1999 г. - всего на 0,8%).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13