Современная инфляция

34

11

Таджикистан

21,6

45,6

Украина

28,4

14,1


Туркменистан и Узбекистан не предоставили статистических данных.

Результаты реформирования экономики бывших советских республик Закавказья и Средней Азии в большей степени определяются тем, что они вовлечены в прямые военные межнациональные конфликты (Азербайджан, Армения, Грузия, Таджикистан, Молдова). В государствах СНГ применение либеральной модели реформирования длительное время сопровождалось снижением объема производства и уровня жизни преоблада­ющей части населения, финансовой нестабильностью и высокой инфляцией. Соответствующие показатели в целом были хуже в странах, которые стали на путь радикальной либерализации экономики (Россия, Украина, Казахстан); их правительства позже внесли коррективы в неоправдавшие себя методы проведения реформ. В этих странах под влиянием экономического и соци­ального кризиса сократилась численность населения. Изменение демографи­ческих показателей является в этом смысле одним из наиболее объективных индикаторов результатов и эффективности проводимых реформ, оценки их соответствия интересам страны и общества. К дореформенному уровню про­изводства ВВП в 2000 г. приближался лишь Узбекистан; наименее оно снизи­лось (на 11,2 % к 1990 г.) в Белоруссии, но там уровень инфляции последние годы был выше, чем в России и других государствах СНГ. Более или менее ус­тойчивые тенденции преодоления кризиса их экономики, усиленного нача­лом рыночных реформ, проявляются в большинстве из них лишь с 1999 г. В гораздо меньших объемах в страны СНГ поступала финан­совая помощь Запада, заинтересованного главным образом в импорте топ­ливно-энергетических ресурсов и сырья, сбыте на рынках этих стран продо­вольствия и продукции обрабатывающей промышленности. Действие отме­ченных факторов по отдельным странам заметно отличалось. Тем не менее не случайно, что относительно меньшие потери при либерализации экономики понесли средние и малые государства СНГ, где ниже доля добывающей про­мышленности и предприятий, производящих продукцию оборонного назна­чения, более развито сельское хозяйство и проявлена большая осмотритель­ность при проведении приватизации и использовании механизмов рыночно­го саморегулирования. В 2001 г. ВВП России поднялся до 69 % уровня 1990 г., Белоруссии — до 92, Казахстана — 78, Украины — 47, Узбекистан превысил этот уровень на 3 %; все они обеспечили увеличение конечного потребления домашних хозяйств на­селения и снижение уровня инфляции (кроме Белоруссии).

В государствах СНГ обеспеченность экономического оборота денежной массой существенно ниже, чем в других странах, и соответственно выше процентные ставки за кредит.

Снижение темпов роста экономики в 2001 г. отмечалось в Белорус­сии (4,1 против 5,8 % в 2000 г.); на Украине, в Казахстане и Узбекистане они, наоборот, возросли. Так, на Украине прирост ВВП составил 9 % (5,9 % в 2000 г.), в Казахстане 13,2 % (9,8 % в 2000 г.), Узбекистане - 4,5 % (против 4 %). На­иболее высокий прирост ВВП в прошлом году достигнут в Казахстане; в це­лом по СНГ его увеличение замедлилось (6 % прироста вместо 8,3 % в 2000 г.). Соответственно изменились показатели занятости и производительности труда. Во всех рассматриваемых странах СНГ увеличилось количество рабо­чих мест, сократилась безработица. В странах, где произошло ускорение раз­вития экономики, повысились темпы роста производительности труда. К 2000 году дореформенный уровень производительности труда восстановлен Белоруссией и Казахстаном.

В преобладающей части анализируемых государств СНГ прошлый год ха­рактеризовался снижением уровня инфляции. Наиболее высокий уровень инфля­ции в 2001 г. сохранялся в Белоруссии, самый низкий— в Азербайджане и Армении. В большинстве рассматриваемых стран СНГ был обеспе­чен профицит государственных бюджетов: в России он составил 3,4 % к ВВП; в Белоруссии сохранялся бюджетный дефицит (4,7 % против 3,6 % в 2000 г.).

Итоги 2001 г. подтверждают положение об относительно большей эффек­тивности в рамках либерализма политики, сочетающей развитие рыночных механизмов с применением обеспечивающих устойчивость экономики мер ее государственного регулирования. (17, с. 5)

Ежегодный прирост ВВП и инфляции  в ведущих в экономическом отношении странах мира, в %.     Таблица № 2


Страна

Прирост реального ВВП

Темпы инфляции

Уровень безработицы в % от численности рабочей силы

1998

1999

2000

 1998

1999

2000

1998

1999

2000

США

4,4

4,2

5,0

    1,6

2,2

3,4

4,5

4,2

4,0

Япония

-1,1

0,8

1,7

   0,6

-0,3

-0,7

4,1

4,7

4,7

ЕЭВС, В том числе:

2,7

    2,5

  3,4

   1,1

1,1

2,3

10,9

10,0

9,0

Германия

1,8

1,4

3,1

   0,6

0,6

2,1

11,0

10,5

9,6

Франция

3,3

3,2

3,2

    0,7

0,6

1,8

11,9

11,2

9,7

Италия

1,6

1,5

2,9

    2,0

1,7

2,6

11,8

11,4

10,6

Великобритания

2,6

2,3

3,0

    2,7

2,3

2,1

4,7

4,3

3,7

Канада

 3,3

  4,5

4,7

    1,0

1,7

2,7

8,3

7,6

6,8

    

      В 2000 г. заметно возросли темпы инфляции в развитых странах, что во многом было связано с повышением цен на энергоносители. Уси­ление инфляции предопределило проведение жесткой денежно-кредитной политики в этих странах.

Среднегодовой прирост потребительских цен в США в 2000 г. составил 3,4% по сравнению с 2,2% в предыдущем году. Внутренние причины ускоре­ния инфляции в этой стране заключались в со­кращении безработицы и увеличении потребитель­ских расходов населения. В ЕЭВС темпы инфляции составили 2,3% (в 1999 г. - 1.1%). Во второй по­ловине 2000 г. они устойчиво превышали пороговое значение 1% к соответствующему периоду предыду­щего года, являющееся ориентиром денежно-кре­дитной политики Европейского центрального бан­ка. Важным фактором усиления инфляции в ЕЭВС помимо роста цен па энергоносители стало по­нижение курса евро к доллару США.

В Японии сохранилась тенденция к снижению потребительских цен. В 2000 г. темпы дефляции возросли до 0.7%, что было связано со значитель­ным понижением цен в период с марта по май (в 1999 г. цены понизились но 0,3%). В Южной Ко­рее потребительские цены в 2000 г. возросли на 2,3% (в послескризисном 1999 г. - всего на 0,8%).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать