Индекс потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции.
Дефлятор валового национального продукта (ВНП), т. е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен). Дефлятор призван устранить ценовые колебания при изменении динамики ВВП для выявления реального объема ВВП и соответствующей корректировки экономической политики. Дефлятор ВВП представляет собой отношение номинального ВВП, исчисленного в текущих ценах к реальному, то есть к ВВП в неизменных ценах. Оба показателя берутся в текущем периоде
Второй способ определить силу инфляционных процессов - измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия).
Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение цен).
Темп инфляции - изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.
ИПЦ в отчетном периоде - ИПЦ в базовом периоде *100% темп инфляции = ИПЦ в базовом периоде
Третий способ- это вычисление "по правилу величины 70". Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах. Имея ввиду эти основополагающие сведения, перейдем к рассмотрению причин инфляции. Главная из них - это дисбаланс национального хозяйства, приводящий к превышению спроса над предложением, что получило название инфляционного разрыва. Причин, вызывающих дисбаланс много. Их роль каждой из них зависит от конкретной ситуации.
Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
приблизительное количество
лет, необходимых для удвоения ___________70___________________
темпов инфляции = темп ежегодного увеличения уровня цен (%)
Например, при ежегодном уровне инфляции в 3% уровень цен удвоится приблизительно через 23 года. При 8%- ной инфляции уровень удвоится приблизительно через девять лет. Следует отметить, что «правило величины 70» обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или Ваши личные сбережения удвоились. (3, с. 32)
1.2. Причины инфляции
Действие рыночного механизма хозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения, и благодаря этому - ориентиром для субъектов рыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономического поведения субъекта, в том числе в области ценообразования, является основой действия законов рынка. Развитие экономических процессов в последнее время вновь вызвало интерес к проблеме инфляции, ее природы и оценки.
Основные различия при подходе к теории инфляции заключаются в определении ее причин, в качестве которых выдвигаются: превышение денежной массы над товарной, несоответствие темпов роста производительности труда и заработной платы, непроизводительный характер расходов государственного бюджета, его дефицит, избыточные инвестиции, чрезмерный рост заработной платы и издержек производства и др.
Рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров, однако такая диспропорция между спросом и предложением во многих случаях не является инфляцией. Пример - энергетический кризис 70х в США, когда нефтедобывающие страны подняли цены на нефть в десятки раз, а на другие товары и услуги в то время цены возросли на 7-9%.
Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут изменяться вследствие роста производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий, и т.п. Так, рост цен, связанный с циклическими колебаниями конъюнктуры, нельзя считать инфляционным. По мере прохождения фаз цикла, особенно при иногда имеющей место их “нестандартной” растянутости, заметно будет меняться и динамика цен. Цены будут повышаться в фазах бума, и падать в фазах кризиса, а затем снова возрастать в последующих фазах выхода из кризиса. (5, с. 200)
Повышение производительности труда при прочих равных условиях приводит к снижению цен. Однако возможны случаи, когда повышение производительности труда приводит к повышению заработной платы. В этом случае повышение заработной платы в какой-то отрасли сопровождается повышением общего уровня цен.
Стихийные бедствия нельзя считать причиной инфляции. Например, в результате стихийного бедствия на какой-то территории разрушены дома. Очевидно, что возрастает спрос на стройматериалы, услуги строителей, транспорт и т.д. Большой спрос на услуги и промышленную продукцию будет стимулировать производителей к увеличению объемов производства и по мере насыщения рынка цены будут опускаться.
Очевидно, что не всякий рост цен - инфляция, поэтому особенно важно выделить действительно инфляционные.
Итак, к важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести следующие:
- Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов - т.е. дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования «печатного станка» что приводит к увеличению денежной массы и как следствие - инфляции. Особенно отчетливо это видно на примере России, где в 1993 г. главной причиной абсолютно неприемлемой инфляции была постоянная «накачка» денежной массы Центральным банком.
- Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики, т.е. инфляционно опасным являются инвестиции в военной области. Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия.
- Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов госбюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги.
- Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части. Современный рынок в значительной степени огополистичен, а олигополист имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении “гонки цен”. Олигополист также заинтересован в сокращении производства и предложения товаров создается дефицит, используемый им для поддержания или поднятия цены на товар. В нашей стране, где до сих пор действует дефицитный рынок с очень высокой долей уникальных предприятий, давление монополий на масштаб цен весьма ощутимо.
- Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны. Возможности для борьбы у государства довольно-таки ограничены. Пример - энергетический кризис 70х в США, когда нефтедобывающие страны подняли цены на нефть в десятки раз, а на другие товары и услуги в то время цены возросли на 7-9%. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие “ внешнего ” повышения цен на импортируемые товары.
- Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающий характер инфляции. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Ожидая повышения цен, мы пытаемся опередить его, и покупаем в запас: соль килограммами, сигареты блоками, сахар и муку – мешками. В итоге получается, что население само способствует совершенно неоправданному росту спроса, а следовательно, росту цен. Но цены не отстают, догоняют рост спроса, и спираль закручивается еще туже. Так экономика попадает в инфляционную спираль, на которой «мы пытаемся догнать инфляцию, а она догоняет нас». Производители, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию, тем самым, раскачивая механизм инфляции.
Многие экономисты Запада особо выделяют фактор инфляционных ожиданий, подчеркивая, что их преодоление - важнейшая задача антиинфляционной политики.
Инфляцию может вызвать государство, повышая налоги с целью покрыть возрастающие расходы на оборону, управление, социальные программы. (6, с. 35)
Высокие налоговые ставки увеличивают издержки производства непосредственно, а также косвенно - через рост з/п. Это уменьшает возможности накопления, а значит, и инвестирования, тормозит производство, снижая предложение. Высокими налоговыми ставками государство душит производство, что в конечном итоге снижает предложении товаров и ведёт к инфляции.
Из теории "экономики предложения" следует, что для содействия росту производства товаров государство не должно устанавливать чрезмерно высокие налоги. При этом предложение будет расти, сближаясь со спросом, инфляция станет сокращаться. В то же время абсолютная величина дохода государства будет такой же, как при более высокой ставке налога.
Существует и несколько иной взгляд на природу инфляции, что вполне естественно, т. к. инфляция представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Как считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике. Инфляция - это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. В условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы логически невозможно. (3, с. 39)
На практике сложно выделить ту или иную причину возникновения инфляции т.к. обычно они все присутствуют в экономической жизни страны, просто воздействуют с разной силой, в зависимости от действия ЦБ и правительства. И задача правительства выделить степень влияния каждого фактора и принимать соответствующие меры.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13