Современный рынок информационных услуг

                       Появление информационных услуг расширило спрос на информационные продукты, так как способствовало индивидуализации предложения данных — его приближению к индивидуальным предпочтениям отдельных пользователей, а также сближению информационных моделей производителей и пользователей. Кроме того, пользователю не обязательно уже обладать целиком информационным продуктом, что при прочих равных условиях удешевляет реально полученную информацию.

                       Таким образом, информационная услуга является наряду с информационным продуктом важнейшей характеристикой новых информационных технологий (это единство отражается и в вошедшей за последнее время в обиход аббревиатурой “ИПУ”—“информационные продукты и услуги”). Поэтому, дальнейший анализ, предлагаемый в данном параграфе, будет связан в основном с выявлением специфики ИПУ, вытекающей из особенностей той или иной технологии коммерческого распространения информации. Различия между технологиями с точки зрения применяемых технических и программных средств будут рассматриваться в гораздо меньшей степени.

                       В наиболее общем виде современные технологии коммерческого распространения информации подразумевают, что пользователи со своего терминального устройства “общаются” с информационными продуктами, основными из которых являются базы данных (БД)\ при помощи специальных программных средств. Поскольку подобное “общение”, или сеанс, осуществляется по схеме “запрос —ответ” и протекает в реальном времени (т. е. отклик на запросы появляется непосредственно в ходе сеанса, а не по его окончании, как при пакетном (batch) режиме), о соответствующих технологиях говорят как о диалоговых, или интерактивных (online). Основные их виды — удаленные банки данных, ИПУ на технических носителях, видеотекс.

                       Удаленные банки данных. Этот вид технологии предполагает коллективный доступ пользователей к информационным продуктам, сосредоточенным на едином компьютере, или хост-ЭВМ (host computer), в диалоговом режиме по сетям передачи данных.

                       Информационными продуктами здесь выступают БД по различным предметным областям, а также различные метаданные: директории, рубрикаторы и другие данные, облегчающие пользователю поиск в БД. Информационные услуги предоставляются благодаря наличию разнообразных средств поиска, обработки и выдачи информации. Информационные продукты и программные средства являются главными элемента-ми банков данных или автоматизированных банков данных (АБД) —основной организационной формы, в которой развиваются современные технологии коммерческого распространения информации.

                       В соответствии с определением Международной конфедерации обществ авторов и создателей (International Confederation of Societies of Authors and Composers) банком данных называется совокупность (ensemble) наборов данных, а также связанных и реляционных файлов. Однако не каждая совокупность данных, занесенная в память компьютера, образует АБД. Для этого необходимо выполнение двух условий:

                       данные должны составлять некоторое единое целое, т. е. должны быть отобраны на основании стабильного классификационного критерия;

                       к соответствующим информационным продуктам должен быть организован доступ определенного числа пользователей.

                       В результате АБД может быть определен как система специальным образом организованных данных, программных, технических, языковых и организационно-методических средств, предназначенных для централизованного накопления и коллективного многоцелевого использования этих данных .

                       Базами данных называются массивы машиночитаемой информации, относящиеся к определенной предметной области и организованные на соответствующем логическом и физическом уровнях представления. Доступ к АБД осуществляется с терминалов пользователя, которыми могут быть какое-либо специальное оборудование, но чаще всего персональные компьютеры или другие интеллектуальные терминалы, позволяющие пользователю производить послесеансовую обработку найденной информации.

                       Основными особенностями данной технологии, определяющими во многом и ее достоинства, и ее недостатки, являются:

                       предоставление пользователю только информационных услуг, а не непосредственно информационных продуктов, в результате чего он получает (а часто и оплачивает) только ту информацию, которая ему действительно нужна;

                       полнота информации, связанная с загрузкой на хост-ЭВМ больших массивов данных;

                       высокая скорость обновления информации;

                       относительно развитое программное обеспечение, позволяющее не только находить и получать информацию, но и при необходимости осуществлять ее графическую, наукометрическую и эконометрическую обработку.

                       Услуги АБД, или интерактивные услуги, могут предоставляться в локальном (local) и удаленном (remote) режимах. В первом случае пользователь работает с терминалов, напрямую подключенных к хост-ЭВМ (пример: читатели библиотеки, осуществляющие поиск в АБД, расположенном на ее вычислительном центре, с терминалов, разбросанных по всему помещению библиотеки). Удаленный режим, напротив, предполагает, что АБД может физически находиться сколь угодно далеко от пользователя, так что для их соединения требуются специальные сети ЭВМ (сети передачи данных). Хотя в последнее время локальные услуги начинают активно конкурировать с удаленными, последние продолжают оставаться наиболее популярным видом интерактивных услуг.

                       Впервые система видеотекста была представлена на рынок в 1972 г. компанией Prestel (Великобритания). Учитывая высокий уровень обеспеченности населения телевизорами и телефонами, западные компании высоко оценивали емкость потенциального рынка, в результате чего индустрия видеотекса развивалась в 70-х—начале 80-х гг. достаточно быстрыми темпами. Так, система Minitel (Франция) — крупнейшая система видеотекса в мире, обслуживала к середине 80-х гг. 2,3 млн. домашних терминалов, устанавливаемых пользователям бесплатно (они должны были платить только за реальное использование системы). В Великобритании примерно в этот же период только у системы Prestel насчитывалось более 36 тыс. пользователей, работающих на условиях подписки. В США у каждой из восьми крупнейших систем видеотекса (из примерно 40 функционирующих) число подписчиков превышало 20 тыс..

Тем не менее, индустрия видеотекса существенно уступала индустрии АБД по доходности. В США, например, валовой доход от услуг видеотекса составил в 1985 г. 75 млн. дол., что составляет всего около 5% от соответствующего показателя для АБД. Аналогичное соотношение (6%) отмечалось и в Великобритании.

                       Однако дальнейший ход событий не оправдал оптимистических прогнозов и ознаменовался провалом нескольких крупных проектов. Так, убытки только американских фирм составили: Knight — Ridder — 50 млн. дол., Times/Mirror—30 млн. дол., American Express—20 млн. дол. Основная причина подобных неудач кроется, по-видимому, в переоценке желания “простых людей” работать с такими системами. Причины этого нежелания лежат, во-первых, в неподготовленности значительной части потенциальных пользователей к работе в интерактивном режиме, даже в той упрощенной форме, которая предполагается технологией видеотекса, и, во-вторых, в неготовности рядовых пользователей к восприятию ИПУ как товара. К тому же, услуги видеотекса, хотя и сравнительно дешевые (цена подписки в США, например, составляет в среднем 15—25 дол. в месяц), все же оплачиваются из личного дохода пользователей, а не из бюджета компаний, как это часто происходит в случае использования удаленных банков данных.

                       И все же эксперты считают, что слухи о “смерти” видеотекса несколько преувеличены, связывая перспективы его развития прежде всего с ростом квалификации рядовых пользователей, в настоящее время использующих видеотекст, главным образом, для игр; внедрением в профессиональный сектор; появлением недорогих и простых в обращении технических средств; снижением цен на передачу данных; еще большим упрощением процедуры поиска (в том числе за счет стандартизации команд).

                       Как отмечалось, рассмотренные технологии в той или иной степени направлены на предоставление пользователю интерактивных услуг, т. е. услуг по поиску, обработке и выдаче информации в режиме диалога. Первоначально этот термин (“online”, точнее “on-line”) относился только к работе пользователей с удаленными банками данных на отдельных хост-ЭВМ, соединенных линией связи (“on-line” и означает буквально “на линии”). Впоследствии он был распространен практически на все новые технологии. В широком смысле понятие “online” охватывает все случаи соединения и общения в реальном времени между хост-ЭВМ и терминалом вне зависимости от того, находятся ли они в одной комнате. на разных этажах одного помещения или в разных точках планеты. Хотя в целом вопрос о границах индустрии “online” принадлежит к числу дискуссионных, подобное объединение различных видов технологий представляется оправданным, поскольку:

а) методы и приемы информационной работы, предполагаемые этими технологиями, достаточно схожи между собой;

б) конкурируя между собой, технологии в совокупности создают единое информационное пространство: для производителей БД, например, они выступают как альтернативные и взаимодополняющие способы распро-странения информации, для пользователей— как разные возможности ее получения.

                       Большой интерес в качестве технологического средства информации представляет INTERNET. INTERNET - по определению - метосеть (совокупность взаимосвязанных сетей) со стандартизованным единым протоколом внутри- и межсистемного обмена. С точки зрения пользователей, представляет собой ряд источников информации (хостов), каждый из которых имеет свой уникальный адрес. Благодаря новому протоколу хранения/просмотра информации удалось решить задачу организации доступа пользователей к информации в реальном масштабе времени (запрос-ответ). Информация может распространятся одним из следующих способов:

•        электронная почта - это канал адресного распространения информации вне реального масштаба времени( без синхронизации отправителя и получателя). Самый старый метод внутрисетевого обмена, работает даже на очень плохих и очень низкоскоростных каналах связи. На сегодня является одним из основных методов распространения информации в группах по интересам, а также важным каналам межличностного обмена информацией, равно как и каналом получения ответа по запросу.

•        FTP - средство передачи файлов вне зависимости от их структуры и содержимого. Поиск и пересылка файлов ведется в реальном масштабе времени. Возможность хотя бы частичного просмотра файлов до пересылки отсутствует. Файл (как правило, в формате архива) пересылается как есть и (по получении) просматривается на машине получателя вне связи с хостом - передатчиком. Один из основных каналов свободного распространения информации и программного обеспечения. Работоспособен даже на среднескоростных каналах с высоким уровнем помех.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать