Инфляция спроса генерируется путем более быстрого роста спроса над предложением. Факторами инфляции спроса могут быть: повышения производственного и потребительского спроса вследствие увеличения объемов государственного финансирования производства, социальных расходов; заработной платы. Все это приводит к повышению совокупного спроса в экономике. Если в ответ не произойдет повышение предложения, то рост спроса компенсируется повышением уровня цен. Уровень инфляции вырастет.
Дополнительная эмиссия со стороны государства ведет к образованию так наз.
«инфляционного разрыва» (г. Фридмен): если в экономику выбрасывается определенная сумма денег, не обеспеченных товаром, то этот разрыв компенсируется ростом цен и соответственно усилением инфляции. По сообщению
Министерства статистики Украины, “эмиссия денег за 1993 год увеличилась в
25 раз и составляла 123 трлн. карбованцев, в том числе за четвертый квартал
7,5 трлн. крб., а только за декабрь 3,8 трлн. крб».
Увеличение суммы необеспеченных товарной массой денег в украинской экономике было связано с покрытием наличного спроса, бюджетными дотациями, кредитованием производителей и потребителей (включая и явных банкротов).
Только в первом квартале 1993 г. для поддержки АПК было предоставлено почти
1 трлн. крб льготных кредитов и 3 трлн. крб. финансовой помощи. В течение
1993 г. монетарная масса увеличилась 3 26 до 47,2 трлн. крб., т.е. в 1,8 раз.
Авторитет украинских купоно-карбованцев, выпущенных в начале 1992 г. вместо русского рубля, было подорвано. Ведь в 1992 г. после введения в обращение купоно-карбованца его неофициальный курс к русскому рублю составлял 1: 10.
Это было обусловлено тем, что в обращении было малое количество карбованцев, их высокая покупательная состоятельность содействовала нагромождению последних. За январь- февраль 1993 года в обращение было выпущено 43,0 млрд., крб. За тот же период к кассам банков поступило только
21,0 млрд. крб. Возникла потребность в наличных деньгах для уплаты заработной платы, пенсий, стипендий. Этот вопрос был решен путем дополнительной эмиссии денег.
Денежные эмиссии в украинской экономике 1992 1993 гг. были инфляционным фактором еще и тому, что содействовали падению валютного курса национальной денежной единицы относительно иностранных валют. Это, в свою очередь, привело к тому, что украинский карбованец не выполнял классических денежных функций. Более сильная иностранная валюта вытесняла национальные деньги. В экономике господствовали бартерные операции.
1.1.4 Переход от экспансионной к реструкторизационной политике.
Причины и последствия.
гипервысокие ТЕМПЫ ИНФЛЯЦИИ В 1993 ГОДУ, КОТОРАЯ СОПРОВОЖДАЛАСЬ ПАДЕНИЕМ
ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА, ТОВАРООБОРОТА, КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ, УХУДШЕНИЕМ
СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ И ТОМУ ПОДОБНОЕ, ПРИВЕЛИ К КРИЗИСУ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ.
Выполняя функции Центрального банка государства Национальный банк Украины
должен направлять свои действия на регулирование объемов денежной массы в
обращении, утверждения национальной валюты, объемов кредитования, уровня
процентных ставок. Именно эти моменты составляют суть денежно-кредитного
регулирования макроэкономического состояния государства.
До 1993 г. государство руководствовалось экспансивной фискальной политикой
(политика повышения совокупного спроса путем увеличения государственных
расходов и уменьшения чистого объема налоговых поступлений), которая
включала:
прямое государственное регулирование цен на уголь, газ, электроэнергию,
контроль за формированием цен на нефтепродукты, что реализовывались на
территории Украины;
поддержку АПК путем льготных тарифов на электроэнергию, горючее, газ;
жесткое установление предельных уровней рентабельности и торговых надбавок
на продукты питания и лекарства;
установление транспортных тарифов на перевозку продовольственных товаров,
прессы, др.
снижение цен и тарифов на ряд товаров и услуг для населения (топливо,
жилищно-коммунальные услуги, и тому подобное) за счет государственных
дотаций.
Избыточный уровень инфляции в 1993 г. принудил правительство и НБУ коренным
образом изменить свою политику. Денежно-кредитная политика была изменена с
экспансивной на жесткую раструктуризационную. В 1994 году монетарная
политика НБУ строилась, ориентируясь на укрощение инфляции.
Еще в конце 1993 года был внедрен ряд мероприятий по сдерживанию роста
денежной массы в обращении. Если в IV квартале 1993 года среднемесячные
темпы инфляции составляли 66,4 %, то в II квартале 1994 года темпы инфляции
было снижено до 12,4 %, а в II квартале до 5,0 %.
В 1995 году темпы инфляции продолжали снижаться со 21,2 % в январе до 4,6%
в августе с традиционным для Украины осенним повышением в сентябре до 14,1
% и 9,1 % в октябре. За десять месяцев 1995 года индекс инфляции составил
253,5 %. При этом продовольственные товары подорожали в 2,2 раза или 218,1
%, непродовольственные товары в 3 раза или 203,6 %. Платные услуги
выросли в 5,5 раза или 549,8 %.
Снижение темпов инфляции создало основание к уменьшению учетной ставки
НБУ, что также является одним из инструментов денежно-кредитной политики.
Невзирая на то, что уже в январе 1994 года уровень инфляции существенно
снизился (со 90,8 % в декабре 1993 года до 19,2 % в январе 1994 года), НБУ
удерживал учетную ставку на уровне 20,0 % на месяц с середины 1993 года.
Начиная с января 1994 года, уровень заимообразного процента приобрел
позитивное значение, которое хранилось к октябрю 1994 года. Наконец, с
февраля 1994 года позитивного значения приобрел и уровень депозитного
процента, что стимулировало ускоренный рост депозитных вкладов: за первые
три квартала они выросли более как в 4,3 раза.
При условиях реструктуризационной кредитной политики это привело к
опережающему росту остатков свободных средств коммерческих банков на
корреспондентских счетах в НБУ: за три квартала они выросли приблизительно
в 20 раз. Политика дорогих денег содействовала нагромождению населением
денег, уменьшению скорости их обращения.
Принимая во внимания позитивные результаты внедряемой политики, следует
признать, что она имела тактический характер. Реструктурзационная политика
или политика сдерживания, которая базируется на мероприятиях по сокращению
расходов бюджета, ограничению денежной эмиссии и заимообразного процента,
способна сдержать “пиковые нагрузки" темпов инфляции, ее внедрение
позволило достичь внешнего уменьшения темпов инфляции, однако ее глубинные
причины не было ликвидировано. Именно поэтому дальнейшее соблюдение жесткой
монетарной политики привело к ряду негативных последствий.
У коммерческих банков возникли серьезные проблемы с размещением
привлеченных и собственных финансовых ресурсов. И, что интересно, чем
большие объемы финансовых ресурсов имел банк, тем более существенные
проблемы он имел с их размещением. Если к этому времени банки обслуживали,
главным образом, посреднически торговые структуры под высокие проценты и на
короткий срок времени, то теперь у банков имеющиеся в наличии массивы
финансовых ресурсов стали высшими, нож потребности их клиентов. При этих
условиях нужна была переориентация на промышленность и инвестиционные
программы. Но вследствие их низкой эффективности, упадка производства,
сплошных неплатежей и задолженности в экономике этот вариант был
недоступен. Свободные, но дорогие деньги не нашли своего полного
применения. В условиях двойного запаса ликвидности банковской системы она
попала в кризисное состояние. Платежный кризис угрожал банкротством
предприятиям Украины.
Эти негативные процессы в течение 1995 года привели к появлению предложений
дальнейшего осуществления над установленных Национальным банком Украины
лимитов, дополнительной денежно-кредитной эмиссии.
Жесткая монетарная политика содействовала ликвидации определенных
проявлений инфляции. Но, к сожалению, она не только не ликвидировала, но и
содействовала активизации такого инфляционного фактора, как спад
производства и усиление стагфляции - инфляционного процесса, который
сопровождается падением объемов производства.
Падение объемов производства хранилось на предприятиях всех ведущих
отраслей. Наибольшим оно оставалось в легкой промышленности, промышленности
строительных материалов и машиностроении и металлообработке.
Следовательно, можно сделать вывод, что простое ограничение денежной массы
хотя и тормозит динамику цен, но в то же время гнести производство, не
позволяет разорвать цепь долговых обязательств. В украинской экономике
сложилась парадоксальная ситуация, коды рядом с инфляцией возник реальный
дефицит денег, т.е. дефляция. Развивался «платежный кризис».
Именно поэтому государство должно осуществить переход к прямой бюджетной
поддержке некоторых производств, которые отвечают приоритетам ее
структурной политики и какие в состоянии при такой поддержке выйти на
уровень эффективного ведения хозяйства.
1.1.5 Долларизация экономики, валютная политика в Украине и проблемы инфляции.
Еще одной проблемой, которая провоцирует инфляцию в нашем государстве,
стало параллельное вращение вместе с национальной валютой сильной
иностранной, точнее доллара.
Анализ структуры денежной массы свидетельствует о росте удельного веса
иностранной валюты. По состоянию на 1.08.1994 года удельный вес
национальной валюты составляла 86,5 %, иностранной валюты- 13,5 %.
Состоянием на 1.01.1995 г. соответственно- 68,6% и 31,4%. Влияние
иностранной валюты тем более сильный, чем более интенсивный темп падения
валютного курса. В подобных условиях иностранная «свободно-конвертируемая»
валюта и дальше остается одной из наиболее привлекательных средств хранения
денег. Ведь, невзирая на уменьшение темпов инфляции, валютный курс
продолжает расти. По данным Министерства статистики Украины, в течение 1995
года постоянно растет объем расходов населения на покупку иностранной
валюты:
первый квартал 16,80 трлн. крб.;
второй квартал 32,86 трлн. крб.;
третий квартал 59,60 трлн. крб.;
за девять месяцев 1995 года 109,30 трлн. крб.
Параллельно продолжали увеличиваться суммы средств, размещенных на счетах в
банках за пределами Украины. Если состоянием на 1.01.1995 г. остаток
отмеченных валютных средств составлял 23573,9 тыс. дол. США, то на
1.07.1995 г. эти суммы выросли до 62297,1 тыс. дол. США.
Повышение спроса на «свободно-конвертируемую» валюту содействует росту
валютных курсов, повышению инфляционных ожиданий, вызывает недоверие к
национальным деньгам. А это, с одной стороны, опять же, является одним из
факторов инфляционных процессов, а с другого, свидетельствует, что в
Украине среди факторов инфляции можно назвать также инфляционные
адаптационные ожидания процесс зависимости уровня предложения от
ожидаемого уровня цен на факторы производства, который основывается на
предыдущем инфляционном опыте.
Нужно также отметить, что уровень валютного курса национальной денежной
единицы к иностранным валютам может выступать как в виде инфляционного, так
и антиинфляционного фактора. Низкий курс национальной валюты способствует
дорогому импорту и удешевляет за границей экспорт. Это приводит к росту цен
на импортированные товары. Поэтому есть прямая зависимость между
инфляционными процессами и объемом чистого экспорта (разница между
экспортом и импортом). Низкий валютный курс удораживает импорт и удешевляет
экспорт. Таким образом, при условиях снижения валютного курса национальной
денежной единицы объем чистого экспорта растет.
При условиях стремительного падения валютного курса национальной валюты
объективно необходимым было внедрение административного регулирования
валютного курса украинского карбованца и приостановки валюты биржевых
торгов. Оправданным есть и частичное государственное регулирование
валютного курса - мероприятие, которое вызывает особенно острые дискуссии.
В условиях стабильной развитой экономики обменные курсы бесспорно должны
оговариваться соотношением спроса и предложения. Но экономика Украины
нуждается во временной протекционистской защите.
Следует отметить, что существование значительного разрыва между
регулируемым официальным курсом и коммерческим негативно влияет на объемы
экспорта, содействует оставлению валютной выручки от экспорта на счетах
иностранных банков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8