Специфика и причины инфляции в Украине и антиинфляционная политика
p>Таблица 5. Сравнительная таблица макроэкономических показателей

|№№ |Макроэкономические |Мировой |Украина, И |
|п/п |показатели |экономически |полугодие 1993 г. |
| | |кризис, 1929-1933 |И полугодие 1994 г.|
| | |гг. | |
|1. |Объем промышленного|-46,0 |-36,0 |
| |производства, % | | |
|2. |Внешнеторговое |-67,0 |-35,0 |
| |обращение, % | | |
|3. |К-во безработных, %|25,0 |30,0 |
|4. |Реальные доходы |-58,0 |-100,0 |
| |населения, % | | |

Острота кризисного состояния функциональной экономики принудила правительство и НБУ коренным образом изменить свою политику. Денежно- кредитная политика была изменена с экспансионной на жесткую реструктуризационную. В 1994 году монетарная политику НБУ строилась, ориентируясь на укрощение инфляции.
Еще в конце 1993 года было запланировано ряд мероприятий по сдерживанию роста денежной массы в обращении. Если в IV квартале 1993 года среднемесячные темпы инфляции составляли 66,4% то в II квартале 1994 года темпы инфляции было снижено до 12,4%, а в ИИ квартале до 5%.
В 1995 году темпы инфляции продолжали снижаться со 21,2% в январе до 4,6% в августе с традиционным для Украины осенним повышением в сентябре до 14,1%,
9,1 % в октябре.
Снижение темпов инфляции создало основание к уменьшению учетной ставки НБУ, что также является одним из инструментов денежно-кредитной политики. Ведь это должно было обеспечить влияние на банковскую систему и стать подпочвой для уменьшения процентных ставок по коммерческим банковским кредитам.
Невзирая на то, что уже в январе 1994 г. уровень инфляции существенно снизился (со 90,8% в декабре 1993 г. до 19,2% в январе 1994 г.) НБУ удерживало учетную ставку на уровне 20% на месяц, с середины 1993 года.
Начиная с января 1994 уровень заимообразного процента приобрел позитивное значение, которое хранилось к октябрю 1994 года.
При условиях реструктуризационной кредитной политики это привело к опережающему росту остатков свободных средств в коммерческих банках на корреспондентских счетах НБУ: за 3 квартала они выросли приблизительно в 20 раз. Политика дорогих денег содействовала нагромождению населением денег, уменьшениям скорости их обращения.
Принимая во внимания позитивные результаты политики, следует признать, что она имела тактический характер. Реструктуризационная политика, или политика сдерживания, которая базируется на мероприятиях по сокращениям расходов бюджета, ограничения денежной эмиссии и заимообразного проценту, способна сдержать “пиковые нагрузки" темпов инфляции. Ее внедрение позволило достичь внешнего уменьшения темпов инфляции, однако ее глубинные причины было ликвидировано. Именно поэтому в дальнейшее соблюдение жесткой монетарной политики привело к ряду негативных последствий.
Отмеченная реструктуризационная политика нашла отображение в резком заострении платежного кризиса и ухудшении финансового состояния предприятий
- клиентов банков. Сумма долгов предприятий только отраслям энергообеспечения достигла в 1994 году 42 трлн. крб. Средняя абсолютная ликвидность предприятий сократилась с 24,5 до 8%. Это значило, что долги предприятий в 12 раз превышали наличие средств на счете предприятий, формально это свидетельствует о массовом банкротстве. Отмеченные процессы привели к тому эти свободные, но дорогие деньги, не нашли своего полного применения. Платежный кризис угрожал банкротством предприятиям Украины. Эти негативные процессы в течение 1995 года привели к появлению предложений дальнейшего осуществления над установленных Национальным банком Украины лимитов, дополнительной денежно-кредитной эмиссии. Обусловлено это было практической необходимостью. Взаимосвязь между денежной массой “М" и денежной базой “В" такой:

М = m х В,

где m - мультипликатор увеличивающего эффекта, при изменении размера обязательных банковских резервов.

m = 1/R,

где R норма банковских резервов.
А поэтому возможно применение принципа увеличения денежной массы за эффектом мультипликатора путем регулирования банковских резервов вместо простой денежно-кредитной эмиссии. Если политика регулирования банковских резервов используется сравнительно длительное время, она может в значительной степени снять потребность в денежной эмиссии, поскольку объем денежной массы может регулироваться через размер банковских резервов.
(Табл. 5)

Таблица 5. Динамика учетной ставки НБУ и темпов инфляции в Украине

|Период времени|Учетная ставка НБУ, % |Темп |Соотношение|
| | |инфляции к |между |
| | |предыдущему|учетной |
| | |месяцу, % |ставкой и |
| | | |темпом |
| | | |инфляции, %|
| | | |( +, - ) |
| |на год |на месяц | | |
|1994 | | | | |
|Октябрь: | | | | |
|01.10 25.10 |140.0 |11.7 |122.6 |-10.9 |
|26.10 01.11 |300.0 |25.0 |122.6 |2.4 |
|Ноябрь: |300.0 |25.0 |172.3 |-47.3 |
|Декабрь: | | | | |
|01.12 11.12 |300.0 |25.0 |128.4 |-3.4 |
|12.12 31.12 |252.0 |21.0 |121.2 |-0.2 |
|1995 год | | | | |
|Январь |252.0 |21.0 |118.1 |-2.9 |
|Февраль |252.0 |21.0 |111.4 |9.6 |
|Март | | | | |
|01.03 09.03 |252.0 |21.0 |111.4 |9.6 |
|10.03 28.03 |204.0 |17.0 |111.4 |5.6 |
|29.03 01.04 |170.0 |14.2 |111.4 |2.8 |
|Апрель |170.0 |14.2 |105.7 |8.5 |
|Май |96.0 |8.0 |104.6 |3.4 |
|Июнь |96.0 |8.0 |104.8 |3.2 |
|Июль | | | | |
|01.07 14.07 |96.0 |8.0 |105.2 |2.8 |
|15.07 01.08 |60.0 |5.0 |105.2 |-0.2 |
|Август | | | | |
|01.08 20.08 |60.0 |5.0 |104.2 |0.8 |
|21.08 31.08 |70.0 |5.8 |104.2 |1.6 |
|Сентябрь |70.0 |5.8 |114.2 |-8.4 |
|Октябрь | | | | |
|01.10 09.10 |70.0 |5.8 |109.1 |-3.3 |
|10.10 31.10 |95.0 |7.9 |109.1 |-1.2 |
|Ноябрь |95.0 | | | |
|Декабрь |110.0 | | | |

Относительно неэмиссионных источников финансирования расходов государства, возможно, положительно оценить размещение в 1995 году Государственных облигаций внутренней ссуды. Начиная со второго транша их размещения, они нашли спрос среди коммерческих банков благодаря тому, которое предусматривается предоставление кредитов Национального банка Украины под их залог, 50,0% ГКО, которые приобрели коммерческие банки, будут приниматься национальным банком Украины в виде резервов, часть начисленных процентов по облигациям не облагается. Можно сделать вывод, что в условиях дальнейшего снижения темпов инфляции спрос на ГКО будет расти.

2. Методы предотвращения инфляции.

2.1 Основные подходы антиинфляционной политики.

Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику.
Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:
1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирования государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы.
В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателя средних и низких доходов.
Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.

2. Второй подход - это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству Центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный полевой Валовый Национальный
Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов.
Начиная с 60-х годов правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы.
Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели. Параллельной применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать экономическое регулирование в целом малоэффективным.

2.2 Антиинфляционная политика Украины в период независимости.

Наиболее существенным негативным явлением в экономике Украины на этапе ее рыночного реформирования оказалась инфляция.

Период 1992-1994 гг. характеризовался чрезвычайно высоким уровнем инфляции, обвальным ростом цен, ослаблением контроля над финансово- хозяйственной деятельностью предприятий.

По данным Мирового банка, уровень инфляции в Украине во второй половине 1993 г. был наивысшим в мире. Если в1992 г. ее уровень вырос в 21 раз, то за 1993 г. - в 103 раза. И хотя в 1994 г. уровень инфляции несколько снизился, однако произошло это не в результате проведения комплексных реформ и качественных изменений в системе государственных финансов и внедрения ценовой либерализации, а через отсрочку бюджетных выплат и небывалый рост задолженности бюджета.

К числу инфляционных факторов, которые имели место в течение последних лет, принадлежат: а) высоковатое поднятие цен на энергоносители и основные виды сырья и материалов; б) увеличение денежной массы за счет дополнительной эмиссии денег; г) рост безналичного обращения как следствие кредитования низко рентабельных и убыточных предприятий; д) монопольное ценообразование в условиях монополизации большинства видов промышленного производства, которое ведет к диктатному повышению цен производителями, поскольку потребители, лишенные выбору и отсутствующий сдерживающий контроль по ценам.

Сначала экономике Украины была свойственна инфляция расходов, поскольку опережающими темпами росли цены энергоносителей и сырья, и каждая следующая волна повышения цен начиналась с топлива и сырья. Периодическое опережающее повышение цен на энергоносители было импульсом для общего роста цен и инфляции.

Повышение предприятиями цен на собственную продукцию, с целью покрытия растущих расходов, дало толчок к дальнейшему развитию инфляционных процессов. При этом типе инфляции роста денежной массы является следствием повышения цен. Невзирая на и дальше растущую денежную эмиссию, возникла нехватка оборотных средств предприятий для расчетов со своими поставщиками
(кризис неплатежей) и для выдачи зарплаты. В результате сложилась типовая инфляционная спираль: цен ведет к увеличению расходов (и в том число зарплаты), какое требует увеличение денежной массы, а последнее, в свою очередь, ведет к новому витку роста цен. Таким образом, инфляция в Украине представляет собой интеграцию инфляции спроса и инфляции расходов, что значительно усложняет осуществления антиинфляционной политики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать