огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением
цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им
увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г. розничные
цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При
этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. -
на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и
развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными
ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит(31% ВВП),
покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес,
готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной
политики осложнялась значительными трудностями. Политический
кризис 1991г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от
концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80%
оптовых и 90% розничных потребительских цен. Исключение составили
товары первой необходимости и особо важные материальные ресурсы.
Однако, и оставаясь под контролем государства, эти цены выросли в
3-5раз. Практически на все остальные потребительские товары цены
были отпущены в марте, а в мае резко(в 6раз) были подняты цены на
нефть. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией
внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен
вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три
месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже за
первые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен
после их либерализации в России оказался выше, чем в других
восточноевропейских странах.
Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В
оборонной промышленности либерализация цен стала наиболее
ощутимой, т. к. Она лишила отрасль традиционно привилегированного
доступа к материальным ресурсам.
В то время как цены выросли в 5-7раз, объем денежной массы у
населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на
25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в
начале реформы.
Постепенно к 1998 году инфляция стала носить умеренный характер. Поскольку до этого причиной инфляции была лишь эмиссия , которой покрывался дефицит бюджета . То теперь дефицит покрывался за счет внешних и внутренних заимствований . Эти меры на время заморозили инфляционные процессы. Таким образом правительство Черномырдина построило широко известную финансовую пирамиду , т.н. пирамиду ГКО. Это позволило решать определенные финансовые трудности текущего характера. Но до бесконечности это продолжаться не могло и в августе грянул девальвационно – дефолтный кризис. Этакий своего рода промежуточный метод избежания дефолта с помощью девальвации и девальвации с помощью дефолта.
Сейчас инфляция сдерживается в основном за счет поступления в бюджет нефтедолларов и «нефтегазоевро» . Поэтому сейчас стратегически важно для России не пустить в Ирак американский капитал . Поскольку американская экономика находиться сейчас на спаде и ей для продолжения роста жизненно необходима дешевая нефть. А для России жизненно необходима дорогая нефть. Комментарии излишни.
3. Экономико-статистический анализ цен в различных отраслях экономики РФ.
Цены - сложная система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам. Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей статистики цен. Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений. Либерализация ценообразования и перспектива стабилизации экономики позволяют закладывать цены в математические модели. Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.
Система показателей статистики цен и ценообразования.
Блоки
показателей
Показатели
Субпоказатели
Уровень цен
Индивидуальный уровень
Моментная цена товарного вида, сорта товара-представителя
Средний уровень
Средняя цена на дату и за период: по товарной группе ( комплексу ); по территории, в том числе городу и селу; по субрынкам; по группам покупателей
Обобщающий уровень
Стоимость потребительской корзины; отношение индивидуальной, средней и обобщающей цены к доходу
Структура цены
Себестоимость, наценки, скидки ( оптовые, розничные), налоги
Удельный вес каждого элемента в конечной (розничной) цене товара; удельный вес валового дохода (реализованного наложения) в товарообороте; соотношение оптовых и розничных цен; соотношение структурных элементов розничных цен
Соотношение цен
Коэффициенты соотношения цен регионов, субрынков, товаров
Отношение цен товаров к базовой цене; степень отклонения соотношений цен от базовых; степень устойчивости соотношений в динамике
Вариация цен
Показатели вариации цен в пространстве (социально-экономическом и географическом) и во времени
Распределение цен в пределах товарной группы (группировка одноименных товаров по уровню цен); уровень территориальной колеблимости цен (группировка регионов или поселений по уровню цен); уровень устойчивости цен в динамике (коэффициент аппроксимации трендовой модели); уровень сезонных и циклических колебаний цен; степень различий цен покупок в социальных группах населения (группировки потребителей по уровню цен покупки)
Динамика цен
Показатели динамики отдельных товаров-представителей, товарных групп, всех товаров
Индивидуальные индексы цен; групповые индексы цен; общий (сводный) индекс цен; индекс средних цен; тренд цен
Соответствие цены качеству товара и покупательским мнениям
Показатели влияния качества на цену, динамику качества, динамику цен
Параметры моделей; коэффициенты эластичности; индексы; экспертные оценки
Эластичность
Показатели зависимости цен от социально-экономических факторов, зависимости цен одних товаров от цен других
Эмпирический коэффициент эластичности; коэффициент перекрестной эластичности; теоретический коэффициент эластичности
3.1 Анализ потребительских цен.
ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН - показатель, отражающий динамику цен на потребительские товары (продукты) и услуги; строится по ценам товаров-представителей, входящих в потребительскую корзин); обычно имеет форму индекса Ласпейреса.
Методы представления цены:
- модальная,
- простая средняя арифметическая,
- взвешенная,
- случайно отобранная.
По действующей ныне методике регистрируется модальная цена, т. е. цена товара с наибольшим объемом реализации в товарной группе. Если таких товаров несколько, исчисляется простая средняя арифметическая цена этих товаров. Для оценки уровня цен товара такой подход является упрощенным - не учитывается распределение товаров по размерам и ростам (так как берется наиболее распространенный товар), а также распределение продажи по ценам различных видов товаров.
Статистические методы оценки параметров распределения.
Метод группировки
Произведем группировку подотраслей. В качестве группировочного признака возьмем удельный вес цены подотрасли в общей структуре отраслевой цены.
В качестве исходной таблицы возьмем данные о потребительских ценах на продукцию топливно - энергетической отрасли.
Таблица №1
1998
уд. вес
1999
уд .вес
2000
уд. вес
Электроэнергия .
239
6,40%
282
2,57%
416
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18