Сущность предпринимательства и прибыль
p> В развитие современного общества экономическая реформа 1965 г. была первой попыткой “открытия заслона” коммерции и предпринимательской деятельности. Она предусматривала ряд мер в определенной мере подрывавших заслоны предпринимательской деятельности, установленные еще в период первых пятилеток. Среди таких мер – переход от распределения ресурсов к оптовой торговле ими, расширение практики договорных связей между предприятиями, образование на них фондов экономического стимулирования, введение для предприятий платы за фонды, включая неиспользуемое или не установленное оборудование, сокращение директив, идущие на предприятия с центра. Эти и другие меры, направленные на некоторую либерализацию условий хозяйствования, безусловно, способствовали определенной активизации предпринимательства в официальной экономике. Однако ее ограниченность и отсутствие предпосылок развития экономики на рыночных принципах хозяйствования привели к началу 70-х гг., фактически к ее свертыванию. Но в экономической жизни был дан толчок коммерции и предпринимательской деятельности, остановить который было трудно и, что нашло продолжение в образе теневой экономики. Такое состояние экономической жизни страны продолжалось до начала 90-х годов.

В России частная собственность и частнопредпринимательская деятельность были восстановлены в правах, прежде всего, в результате принятия 25 декабря
1990 г. Закона “О предприятиях и предпринимательской деятельности” и 24 октября 1990 г. Закона РСФСР “О собственности в РСФСР”. В них были предусмотрены развитие АО, ООО, малых предприятий, о демонополизации экономики и т.п.

До официального санкционирования частнопредпринимательской деятельности в
1990-91 гг. всплеск ее в официальной экономике был связан с развитием совместного предпринимательства, внешнеэкономической деятельностью современных предприятий, а так же с развитием крестьянских (фермерских) хозяйств. Осознание необходимости перехода к рынку и изменение основ законодательства РФ, открывают и расширяют возможности коммерции и предпринимательства в России. Во многом они связаны с развитием малых и средних форм предпринимательства в России различных организационно-правовых форм: кооперативы; частные, совместные предприятия; фермерские хозяйства; малые предприятия, учрежденные государственными предприятиями и организациями.

Важную роль в развитии предпринимательства играют инновационные процессы, тогда оно сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

3.2. Экономические ориентации предпринимательства в России

“Под термином “экономические ориентации предпринимателей” в современной России, мы будем понимать - умение предпринимателей (их способность и возможность) направлять свою деятельность (ее развитие) в условиях сложившейся экономической ситуации.” )[8].

В развитии предпринимательства в России можно выделить 4 периода и соответственно 4 типа предпринимателей[9], характерных для каждого периода:

“Старая гвардия” (29%)[10]. До 1988 года: дореформенный период, который характеризуется постоянным нарастанием неизбежности перемен.
Руководители этого периода не осознавали еще степень их радикальности.
Здесь используется термин “руководители” потому, что большинство людей не являются прирожденными предпринимателями (это бывшие хозяйственники). Часто приходится менять не только место работы и жительства, но и профессии, порывать с накопленным дорогой ценой опытом. Масса “вынужденных” предпринимателей подталкивается к этому стимулами негативного свойства. Не последнюю роль среди них играют неудовлетворенность своей прежней работой, ее содержанием и связанными с ней перспективами или просто угроза ее потери. Одной из причин массового ухода в предприниматели стала “теснота” возникшая в определенных сегментах рынка труда. Она подталкивала высококвалифицированных специалистов к созданию собственных технологических, информационных и консультативных фирм, а малоквалифицированных работников – к открытию своего небольшого дела в сфере торговли и бытового обслуживания. Влияла на этот процесс и угроза безработицы. Так что, можно сказать, многие из сегодняшних предпринимателей начали поиск новых путей приложения своих сил, отнюдь, не от хорошей жизни.

“Первопроходцы” (13,5%). (1989-1991). Активные реформы в условиях слабой институциональной и правовой обеспеченности, “золотой век” спонтанной приватизации. Легализация теневых капиталов, интенсивное создание собственного бизнеса, легализация предпринимателей в глазах общественного мнения (в традиционных обществах, в том числе и в нашем обществе, в силу исторических условий, предпринимательство фактически никогда не относилось к числу благородных занятий. Напротив, предприниматели располагались ближе к нижним ступеням социальной лестницы.).

“Массовый набор” (39%). (1992-1995). Массовая приватизация, институализация отношений предпринимателей и властей, формализация отношений легального бизнеса и криминального мира.

“Новобранцы” (18,5%). (1996-1999). Период с определенными правилами игры, когда состав основных игроков уже устоялся, это время “закрытия” верхнего слоя предпринимательского корпуса и интенсивной ротации его нижних слоев.

Ориентируясь на приведенную типологизацию, можно выявить отраслевые предпочтения предпринимателей разных “призывов” (данные из таблицы 2
Приложения 2) – диаграмма 2:

Диаграмма 2

Судя по диаграмме, отраслевые предпочтения предпринимателей разных
“призывов” явно выражены. В целом, в качестве “дебютной отрасли” все реформенное десятилетие лидировала торговля, однако концентрация дебютантов в торговле была особенно высокой в 1996-1997 гг. первая половина 90-х годов характеризовалась постепенным размыванием отраслевых приоритетов входа на рынок, но в 1996 году ситуация резко изменилась. По сути, розничная торговля, общественное питание и бытовое обслуживание становятся основным отраслевым сегментом входа на рынок для “новобранцев” (48%). Это связано с тем, что уже закончился период “легких денег”, рейтинги бизнесменов в большинстве отраслей уже определились.

Образно говоря, если “первопроходцы” наступали по всей линии фронта, то “новобранцы” сконцентрировали все свои усилия преимущественно на его узком участке. Барьеры входа в остальные отрасли оказались непомерно высоки для стартующих в последние годы.

Не последнюю роль сыграло и то, что отраслевая принадлежность фирмы в значительной степени определяет пропорции теневой и легальной бизнес- деятельности. Уход предпринимательства в “тень” обусловил приоритетное развитие отраслей, где теневая деятельность имеет укоренившуюся традицию.
Чем позднее пришел в мир бизнеса, тем меньше вероятность концентрации его усилий в сферах промышленности, строительства, транспорта и связи. Так, среди руководителей еще дореформенного периода почти каждый третий возглавлял промышленное предприятие, тогда как среди пришедшх в предпринимательство в течении последних двух лет, доля промышленников составила всего 7% (табл. 2). Производство, в отличие от коммерции, оставляет предпринимателям существенно меньший диапазон маневренности, поскольку в силу объективных причин производственные структуры не могут с определенной регулярностью закрываться и открываться под новым названием.

Вместе с тем к концу 90-х годов отмечен стабильный рост числа предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% - в 1997 г., на 12,1% - в 1998 г.).
Операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%).

Продолжает сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли
"наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).

Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.

О динамике изменения количества малых предприятий и их отраслевой структуры за последние годы свидетельствуют данные Госкомстата России, приведенные в таблице 3 (Приложение 3).

Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса, поэтому именно он должен стать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Структура распределения малых предприятий по экономическим районам России на конец
1998г. представлена на диаграмме 3 (данные - в таблице 4 Приложения 4).
[pic]

Диаграмма 3

По состоянию на 1 января 1998 г. треть от общего количества малых предприятий концентрировалась в двух городах - Москве (20,2% от общего числа) и Санкт-Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятия наиболее широко представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) и
Свердловской (3,0%) областях.

В 1998 г. продолжало возрастать число малых предприятий в Северо-
Западном (на 13,3% - в 1997 г., на 9,1% - 1998 г.) и Уральском (на 9,5% и на 4,5% соответственно) районах. Сокращалось количество малых предприятий в
Восточно-Сибирском (на 16,8% и на 3,9%) и Дальне-Восточном (на 8,9% и на
1,9%) районах.

Анализируя диаграмму 3 можно заметить, что распределение малых предприятий по экономическим районам очень неравномерно. Например, свыше четверти малых предприятий промышленного профиля сосредоточено в
Центральном районе, в котором наблюдается также наибольшая концентрация малых строительных предприятий, половина которых находится в Москве.
Безусловно, существуют объективные предпосылки для такой концентрации малых предприятий в этом районе, но все же эффективность функционирования малого предпринимательства в целом по стране должна определяться с учетом не только центральных, но и периферийных районов.

Кроме того, отдельно следует сказать об экономических ориентациях предпринимателей в среде этнических меньшинств. Их представители, по крайней мере, поначалу, ограниченны в выборе рыночных ниш. Большинство из них открывают дело в рыночной торговле и сфере услуг (кафе, рестораны). И лишь незначительная часть оказывается в производственных отраслях
(исключая, пожалуй, строительство). Труднодоступными, как правило, остаются такие сферы как: финансы, крупная оптовая торговля.

Такие тенденции среди этнических меньшинств обусловлены несколькими причинами:
1. Чужая культурная среда;
2. Языковые барьеры;
3. Прохладное отношение коренного населения;
4. Для большинства – нелегкая коренная смена занятий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать