Заключение
Итак, предпринимательство является стержнем любой социально- экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Предприниматель-собственник, центральная фигура в гражданском и торговом обороте. Предприниматель не только организует производство товаров, но и сам принимает непосредственное участие в этом процессе; далее он организует все движение товарных масс и доводит их через посредство рынка до конечного потребителя, связывая, таким образом, экономическую жизнь общества в единое целое.
Предпринимательство у каждого может проявляться по-своему, но в процессе исследования темы курсовой работы выявились следующие основные факторы предпринимательства:
. деятельность в условиях повышенного риска;
. быстрая смена направлений деятельности;
. при необходимости быстрая смена места осуществления деятельности;
. инвестирование в новые не выпускавшиеся ранее виды товаров.
Наличие в любом обществе условий для предпринимательства, существование
в таком обществе предпринимательского корпуса — это не только дань моде.
Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение
понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны
представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и
реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении
предпринимательства.
В настоящее время многое говорится о возрождении российского
предпринимательства. Однако, если быть точными, то, что сегодня происходит
в социально-экономической жизни России, есть попытка вторичного возрождения
предпринимательства в нашей стране. Первая попытка (после октября 1917 г.)
была предпринята в процессе реализации так называемой новой экономической
политики (НЭП), единственной — как представлялось в то время — формы вывода
России из экономического и социального кризиса.
Предприятия малого бизнеса играют решающую роль в таких сферах экономики как бытовое обслуживание населения, консультационные услугу, технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин, торгово-закупочные операции, посредническая деятельность.
Каждый предприниматель должен найти себя в хозяйственном пространстве- времени, найти свою хозяйственную нишу. Другими словами предпринимателю нужно обладать информацией об «общем климате предпринимательства»: условия и возможности вложения денег в различных отраслях или регионах, государственная поддержка предпринимательства, состояние рынка (спрос и предложение), мера насыщения отраслей или регионов предпринимательской инициативой и деятельностью. Все это «внешние» условия предпринимательской деятельности, они как бы заранее заданные, и самими предпринимателями не определяются. Делая свой выбор в этих условиях, предприниматель находит приемлемую среду обитания.
Литература
1. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М.,
1991
2. Анисимова Т. Буев В. и др. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей: Вопросы экономики, 1994, №11
3. Барсукова С.Ю. Предприниматели разных «призывов»: проблемы входа на рынок: ЭКО, 1999, №12
4. Бусыгин А. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для ВУЗов.: Инфра
- М., 1998
5. Виленский А. Этапы развития малого бизнеса. Вопросы экономики., - М.,
1996, №7
6. Голубев Ю.Н. и др. Предпринимательство: истоки, проблемы, перспективы. –
М., 1994
7. Гражданский Кодекс РФ. – М., 1996
8. Грачев И. Развитие малого предпринимательства. Деньги и кредит. – М.,
1997, №1 .
9. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности. Экономика предприятия. - М., 1996
10. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика: Справочник студента: АСТ, СЛОВО –
М., 2000
11. Ильчиков М.З. Рыночное предпринимательство. – М., 1994
12. Курс экономики: Учебник. Основы предпринимательства . - М., 1997
13. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. Под ред. Ю.М.
Осипова : Ассоциация Гуманитарное знание – М, 1992
14. Основы предпринимательской деятельности: экономическая теория: Учебное пособие. Под ред. В.М.Власовой. – М., 2000
15. Паловкин П., Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства. Вестник МГУ, сер.6, Экономика, 1996, №2.
16. Прохоров В. Развитие малого бизнеса: Экономика и жизнь, 1996, №34
17. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учебное пособие:
Аспект Пресс – М., 1997
18. Ровенский Ю.А. Эволюция малого предпринимательства в России: Социально- политический журнал, 1996, №2
19. Самуэльсон П. Экономикс Т.П. пер. с англ.: АЛГОН – М., 1992
20. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в
России (спецкурс). Российский экономический журнал, 1997, № 5, 6, 7
21. Шумпетер И. Теория экономического развития. -М., 1982
22. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. вып. 1. - М., 1991
23. Хоскинг А. Предпринимательство в конце ХХ века. – М., 1992
24. Экономика предпринимательства: изучение с помощью программы КАРЛ:
Учебное пособие. Н.А.Исаева, Е.Г. Лиманова, С.Е. Уварева и др. – М.,
2000
25. Экономика предприятия: Учебник. Под ред. Проф. Н.А.Сафронова.: Юристь –
М., 2002
26. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. : ВЛАДОС – М., 2001
Приложения
Приложение 1
Таблица 1: Удельный вес акционерно-паевых и других предприятий в сумме
валового производства (%)
|Отрасли промышленности | |Паевые |Торговые |Единолич-ные |
| |АО |товарищества |дома |фирмы |
|Резиновая |87,7 |7,4 |- |2,9 |
|Хлопчатобумажная |19,5 |60,3 |4,5 |15,7 |
|Металлообрабатывающая |64,8 |8,3 |3,9 |3,0 |
|Цементная |42,4 |29,5 |10,6 |17,5 |
|Химическая |38,9 |16,0 |8,8 |36,3 |
|Мукомольная |16,3 |6,7 |19,9 |72,1 |
|Стекольная |33,5 |4,1 |8,7 |53,7 |
|Бумажная |26,3 |35,3 |1,0 |37,4 |
|Шерстяная |18,9 |19,6 |14,3 |47,2 |
|Льняная |21,0 |48,5 |6,5 |34,0 |
Приложение 2
Таблица 2: Принадлежность предпринимателей к отрасли в зависимости от
“стажа”, % к числу ответивших.
|Отрасль |“Старая |“Первопроходцы” |“Массовый |“Новобранцы” |
| |гвардия”| |набор” | |
|Промышленность |32 |28 |18 |7 |
|Строительство, |21 |13 |15 |7 |
|транспорт, связь | | | | |
|Оптовая торговля |8 |6 |27 |12 |
|Розничная |44 |27 |38 |48 |
|торговля, | | | | |
|общепит, бытовое | | | | |
|обслуживание | | | | |
|Финансы, кредит, |5 |14 |9 |13 |
|страхование | | | | |
|Наука, медицина, |15 |24 |26 |15 |
|культура, туризм | | | | |
|Другое |19 |17 |9 |15 |
Приложение 3
Таблица 3: Распределение числа малых предприятий РФ по отраслям экономики в
1996 - 1999гг. (тыс. ед. на конец года в % к общему числу МП).
|Предприятия |1.01.1996 г.|1.01.1997 г. |1.01.1998 г. |1.01.1999 г.|
| |Кол-в|% |Кол-во|% |Кол-во|% |Кол-в|% |
| |о | | | | | |о | |
|Всего |877,3|100,0|828,0 |100,0|861,1 |100,0|868,0|100,0|
|В том числе: | | | | | | | | |
|Промышленные |128,5|14,65|129,3 |15,62|135,2 |15,7 |136,1|15,7 |
|Строительные |145,5|16,58|137,0 |16,54|136,1 |15,8 |137,5|15,8 |
|Торговли и |374,6|42,70|353,1 |42,65|386,3 |44,5 |386,1|44,5 |
|общепита | | | | | | | | |
|Коммерческие |42,4 |4,83 |35,0 |4,23 |34,4 |4,0 |35,2 |4,0 |
|Науки и научного|48,8 |5,56 |46,0 |5,55 |38,74 |4,5 |38,8 |4,5 |
|обслуживания | | | | | | | | |
Приложение 4
Таблица 4: Распределение числа малых предприятий по территории России на конец 1998 г.
|Экономические районы |Количество предприятий |
| |Тыс. ед. | %, к общему |
| | |числу |
|Российская Федерация |868,0 |100,0 |
|Северный |20,7 |2,4 |
|Северо-западный |129,3 |14,8 |
|В том числе г. Санкт-Петербург |111,8 |12,9 |
|Центральный |266,1 |30,7 |
|В том числе г. Москва |175,2 |20,2 |
|Волго-вятский |27,2 |3,1 |
| Центрально-чернозёмный |26,2 |3,02 |
|Поволжский |78,0 |8,9 |
|Северо-Кавказский |79,4 |9,1 |
|Уральский |85,5 |9,8 |
|Западно-Сибирский |75,8 |8,7 |
|Восточно-Сибирский |35,5 |4,1 |
|Дальневосточный |35,1 |4,0 |
|Калининградская область |9,2 |1,1 |
-----------------------
[1] Шумпетер Й. Теория экономического развития..- М., 1982, с.170
[2] Хизрич Р, Питере М. Предпринимательство. Вып. 1. М., 1991, с. 20.
[3] Там же. с. 22.
[4] Хоскинг А. Предпринимательство в конце XX века. М., 1992, с. 20.
[5] Гражданский Кодекс РФ. Часть 1 ст.2
[6] Самуэльсон П. Экономика. Т.П. пер. с англ. М.: “АЛГОН”, 1992. С. 221-
225
[7] Шумпетер Й. Теория экономического развития.-М.,1982, с.150
[8] Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. Пособие. – М.:
Аспект Пресс, 1997.- С53.
[9] Барсукова С.Ю. Предприниматели разных “призывов”: проблемы входа на
рынок// ЭКО, 1999, N 12, с 79-88.
[10] Центр политических технологий (руководитель Бунин И.М.) “Center for
Independent Private Enterprise” (CIPE). Декабрь 1997г. - опрос
руководителей российских предприятий (руководитель Радаев В.В.). опрошены
227 руководителей малого бизнеса из 21 городов России, предприятия
различных отраслей, созданные с “нуля” (а не через приватизацию), с разными
сроками пребывания на рынке и степенью успешности (от лидеров до
аутсайдеров).
-----------------------
Наемный работник
Государство
Потребитель
Предприниматель
Партнер
Благотворительные фонды
Арендная плата
Налог
Процент за кредит
Предпринимательский доход
Чистая прибыль
Валовая прибыль
Экология
Социальные фонды
Подготовка кадров
Накопление
Факторы, влияющие на норму прибыли
Структура затрат капитала и факторов
Размеры производства
Экономия факторов производства
Скорость оборота капитала
Масса
прибыли
[pic]
Стремление быть первым
Свободное и организованное новаторство
Ориентация на потребности человека
Приоритеты интересов покупателя
Создание и поддержание традиций и культурной среды предприятия
Находчивость Неопределенность
Поиск нового Практическая сметка
Изобретательность Деньги Власть Риск
Динамизм Мобильность Вдохновение
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО