Сущность, причины и виды инфляции

Сущность, причины и виды инфляции

смотреть на рефераты похожие на "Сущность, причины и виды инфляции"

Как экономическое явление инфляция существует уже длитель ное время . Считается , что она появилась чуть ли не с возникнове нием денег , с функционированием которых неразрывно связана
.

Термин инфляция впервые стал употребляться в Северной
Аме- рике в период гражданской войны 1861 - 1865 г. г. и обозначал про- цесс разбухания бумажно - денежного обращения . В 20 веке этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое расп-

ространение в экономической литературе понятие инфляция полу- чило в 20 веке после первой мировой войны , а в советской эко- номической литературе - с середины 20 - х годов .

Наиболее общее , традиционное определение инфляции - пере- полнение каналов обращения денежной массой сверх потребнос
- тей товарооборота , что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен .

Однако , определение инфляции как переполнение каналов де- нежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нель- зя считать полным . Инфляция , хоть она и проявляется в росте то- варных цен , не может быть сведена лишь к чисто денежному фе- номену . Это сложное социально - экономическое явление , порожда-

емое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыно-

чного хозяйства .

Сегодня это слово - одно из наиболее часто употребляемых на страницах прессы в 20 веке инфляция стала общим бедствием боль- шинства стран мира .

Инфляция - постоянный рост общего уровня цен на товары и услуги , при котором падает покупательная сила денежной едини- цы.

Инфляция может быть измерена с помощью специальных отно- сительных показателей роста цен , так называемых индексов цен . Наиболее всеобъемлящую информацию дает такой индекс , если рассчитать его применительно ко всему объему произведенных страною за год товаров и услуг .Такой индекс цен называется деф- лятором , поскольку он как бы очищает , «деинфлирует» объемные показатели экономического роста от влияния инфляции .

Конечно, инфляция не означает, что повышаются обязательно все цены .Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными , а другие падать
.
Например , хотя в 1970-1980 годах наблюдался высокий уровень инф- ляции , цены на такие товары , как видеомагнитофоны , цифровые ча-

сы и персональные компьютеры , фактически были снижены.

Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имею тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают
, другие поднимаются более умеренными темпами , а третьи вовсе не поднимаются. И все же в период инфляции дорожает подавляющее большинство товаров и приходится говорить о падении покупательной способности денег .Покупательная способность денег
- это объем благ и услуг , который может быть приобретен на некоторое количество денег в данный момент времени .

Например , если 1 кг. мяса стоит 11 руб., то можно сказать ,что в период действия этой цены покупательная способность 100 рублей равна 9,09 кг. мяса .

Изменения покупательной способности денег оцениваются с по- мощью формулы:

1

И псд = ----- , где : И псд - индекс покупательной спосо-

И ц бности денег;

И ц
- индекс цен , то есть специаль

ный показатель, характеризу

ющий насколько цены повы-

сились по сравнению с пре-

дыдущим годом.

Например, если за год цены в стране возросли на 70 % ( индекс цен = 1.700 ) , то в результате этого покупательная способность денег упала более чем на 40 % и составит лишь 58.8% от той , которая суще ствовала на начало года.

Деньги обесцениваются по отношению к товарам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной силы. Ряд ученых к этому перечню ( т.е. товарам и национальным валютам ) до- бавляют еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как обесценение денег и по отношению к золоту , предполагает, что эти- ми учеными золото по прежнему рассматривается как всеобщий экви валент, как деньги.

Прежде всего нужно отметить , что рост цен может быть связан с превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на каком-то отдельном товарном рынке- это еще не инфляция. Инфля- ция - это повышение общего уровня цен в стране , которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в поль- зу спроса. Другими словами, инфляция- это дисбаланс между сово- купным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Например, энергетический кризис 70-х годов проявил себя не только в росте цен на нефть ( в этот период цена на нефть возросла почти в 20 раз ), но и на другие товары и услуги : в 1973 году общий уровень цен в США поднялся на 7% , а в 1979 году - на 9%.

Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности тру- да , циклических и сезонных колебаний , структурных сдвигов в сис-

теме воспроизводства , монополизации рынка , государственного ре- гулирования экономики , введения новых ставок налогов , девальва- ции и ревальвации денежной единицы, изменения коньюктуры рынка воздействия внешнеэкономических связей , стихийных бедствий и т.п. Следовательно , рост цен вызывается различными причинами .Но не всякий рост цен - инфляция , и среди названных выше причин рос-

та цен важно выделить действительно инфляционные .

Так рост цен ,связанный с циклическими колебаниями коньюкту-ры ,нельзя считать инфляционным . По мере прохождения различных фаз цикла ( особенно в его « класической» форме, характерной для 19 начало 20 веков) будет меняться и динамика цен . Их повышение в период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии и вновь ростом в фазе оживления . Повышение производительности труда , при прочих равных условиях , должно вести к снижению цен
.
Другое дело , если повышение производительности труда в ряде от - рослей сопровождается опережающим это повышение ростом зарабо- тной платы . Такое явление , именуемое инфляцией издержек , дей - ствительно сопровождается общим повышением уровня цен . Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционного роста цен . Так ,если в результате наводнения в какой - либо местнос- ти разрушены дома , то очевидно, поднимутся цены на стройматериа- лы . Это будет стимулировать производителей стройматериалов рас- ширять предложение своей продукции и по мере насыщения рынка цены станут понижаться .

Таким образом , к действительно инфляционным причинам роста цен можно отнести :

Во - первых , диспропорциональность , или несбалансированность государственных расходов и доходов , выражающаяся в дефиците госбюджета . Если этот дефицит финансируется за счет займов в
Центральном эмиссионном банке страны , то есть за счет активного использования « печатного станка», это приводит к росту массы денег в обращении .

Во - вторых , инфляционный рост цен может происходить , если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами . особенно инфляционно опасными являются инвестиции , связанные с милитаризацией экономики . Так , непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства . Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос , что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия . Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах , для покрытия которого государство увеличивает денежную массу .

В - третьих , общее повышение уровня цен связывается в современной экономической теории и с изменением структуры рынка в
20 веке . Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции , когда на рынке действует большое число производителей , продукция характеризуется однородностью , перелив капитала не затруднен . Современный рынок - это в значительной степени олигополистический рынок . А олигополист
(несовершенный конкурент ) обладает известной степенью власти над ценой . И если даже олигополии не первыми начинают « гонку цен» , они заинтересованы в ее поддержании и усилении . Несовершенный конкурент , стремясь поддержать высокий уровень цен , заинтересован в создании дефицита ( сокращении производства и предложения товаров ) . Не желая « испортить» свой рынок снижением цен , монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен .
Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения .

В - четвертых , с ростом « открытости» экономики той или иной страны , все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи , увеличивается опасность « импортируемой» инфляции .
Упомянутый выше скачек ценна энергоносители в 1973 году (
«энергетический кризис» ) вызывал рост цен на импортируемую нефть и - по технологической цепочке - на другие товары . В условиях неизменного роста курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие « внешнего» повышения цен на ввозимые товары .
Возможности бороться с «импортируемой» инфляцией достаточно ограничены . Можно, конечно ,ревальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым . Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров , а это означает снижение конкурентно способности на мировом рынке .

В - пятых , инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий .
Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор , подчеркивая , что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей - важнейшая задача антиинфляционной политики .

Механизм воздействия на экономику инфляционных ожиданий выражается в том , что люди , сталкиваясь с повышением цен на товары и услуги в течение длительного периода времени и теряя надежду на их снижение , начинают приобретать товары сверх своих текущих потребностей . Одновременно , они требуют повышения номинальной заработной платы и тем самым подталкивают текущий потребительский спрос к расширению . Производители устанавливают все более высокие цены на свою продукцию , ожидая , что в скором времени сырье , материалы и комплектующие изделия еще больше подорожают . Начинается « бегство от денег» .

Итак , очевидно , что расширение вследствие инфляционных ожиданий текущего спроса стимулирует дальнейший рост цен . одновременно сокращаются сбережения и уменьшаются кредитные ресурсы , что сдерживает рост производственных инвестиций и , следовательно , предложение товаров и услуг . Экономическая ситуация в этом случае характеризуется медленным увеличением совокупного предложения и быстрым ростом совокупного спроса .
Результат - общее повышение цен .

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать