Глава 2. Специальные экономические зоны
Первые свободные экономические зоны в Казахстане появились в 1991 году:
Жайрем-Атасуйская в Жезказганской области. Алакульская и Жаркентская в
Талдыкорганской области, субзона на базе предприятия "Талдыкорганвнештранс"
в Талдыкоргане, Лисаковская в Костанайской области и свободная торговая
зона "Атакент" в г. Алматы. Еще ряд областей (Атырауская, Восточно-
Казахстанская, Карагандинская и Мангистауская) были объявлены свободными
экономическими зонами. Однако первый опыт образования СЭЗ не достиг
задуманных целей из-за несовершенного правового и организационного
механизма функционирования, не было достаточной самостоятельности в решении
финансовых, налоговых и других вопросов.
Вновь создаваемые специальные экономические зоны представляют собой ограниченные территории РК, на которых действует особый правовой режим.
Согласно статье 3 вышеназванного указа, СЭЗ «создаются в целях ускоренного развития регионов для активизации вхождения экономики республики в систему мировых хозяйственных связей, создания высокоэффективных экспортоориентированных производств. освоения выпуска новых видов продукции, привлечения инвестиций. отработки правовых норм рыночных отношений, внедрения современных методов управления и хозяйствования, а также решения социальных проблем».
Реформирование экономической системы привело в движение рыночные механизмы, что предполагает интеграцию в мировую экономику за счет разнообразных форм торгового и делового сотрудничества. СЭЗ, являясь инструментом ускорения регионального развития. оказывают положительное воздействие на экономику, что и показывает опыт других стран. На международной конференции в Бишкеке (октябрь, 1997 г.), посвященной проблемам развития свободных экономических зон, СЭЗ рассматривались как точки экономического роста и интеграции стран и регионов.
Показатели экономического роста Лисаковской специальной экономической
зоны свидетельствуют о стабилизации экономического положения в регионе. Со
дня образования Лисаковской СЭЗ в 1993 г. объем промышленного производства
увеличился в 22,9 раза, рост производства в 1997 г. составил 74%. Объем
розничного товарооборота в том же году к уровню 1996 г. составил 129,5%.
Сохранились действующие предприятия, созданы десятки новых в легкой и
пищевой промышленности, что позволило расширить ассортимент выпускаемой
продукции. Динамичное развитие получили хозяйствующие субъекты малого и
среднего предпринимательства, удельный вес которых в общей сумме доходов
бюджета значительно увеличился (59.8%). Административный совет получил
возможность вовремя и в полном объеме финансировать проекты, осуществлять
текущие платежи по выплате заработной платы и пенсий.
Первый год работы Акмолинской СЭЗ характеризуется оживлением и оздоровлением промышленных предприятий, наблюдается ежемесячный рост объемов выпускаемой продукции на 1,5-2%. Средства фонда экономического и социального развития были направлены на реализацию программы СЭЗ, обустройство и расширение новой столицы.
Придание статуса специальной экономической зоны городу Кызылорде позволило осуществить мероприятия по возобновлению работы длительно простаивающих предприятий, освоению новых производств, оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству, привлечению инвестиций.
Таблица 1 Нормативы отчислений СЭЗ в бюджет в % в 1996-2000 гг.
|СЭЗ |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |
|Акмолинская |40 |40 |40 |40 |40 |
|Лисаковская |20 |25 |30 |35 |40 |
|Жайрем-Атасуйская |10 |10 |20 |30 |40 |
|Кызылординская |- |20 |40 |40 |40 |
В 1997 г. объем продукции в нефтедобывающей промышленности увеличился на
3.0%. а легкой -в 3.4 раза и пищевой промышленности – на 57,8%.
Производство сельскохозяйственных жаток возросло в 23 раза. запасных частей
к сельхозмашинам - в 4 раза. бумаги - в 2.3 раза, нефти - на 2,7%, швейных
изделий - на 34%. хлеба и хлебобулочных изделий - на 31,4%, кондитерских
изделий - в 4.1 раза. Предприятиями города освоен выпуск оконных жалюзи
(ТОО "Ансар", ТОО "Темирхан"), муки пшеничной (ДТОО "Айдан Агро"),
фруктовых соков (АО "Сыр-Шарабы"). Возобновлено производство нетканых
материалов в ДТОО "Айдан ФНМ". обуви - в ДТОО "Айдан-обувь', яиц. мяса
птицы - в ДТОО "Айдан-Аккус". Малые предприятия увеличили объем
производства в 3.1 раза.
В настоящее время в регионе действуют 7 совместных предприятий, из них 4
- по разработке нефтегазовых месторождений. В течение 1997 г. в развитие
Кызылординской СЭЗ было вложено и освоено 1,8 млрд. тенге (23.8 млн. долл.
США) иностранных инвестиций, на стадии рассмотрения находятся проекты на
сумму 62.5 млрд. тенге (821.8 млн. долл. США).
Таким образом, создание и становление СЭЗ в Казахстане позволяет осуществлять экономические реформы в регионах: развивать производство промышленных товаров, привлекать инвестиции, создавать дополнительные рабочие места и обеспечивать занятость населения, расширять поставки на внутренний рынок конкурентоспособных товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения.
Проблемы функционирования правового режима специальных экономических зон
Правовой режим СЭЗ в РК предусматривает особые условия функционирования для финансовой и банковской деятельности. налогообложения, таможенного регулирования. государственной регистрации юридических лиц, лицензирования. пребывания иностранных граждан.
Административные советы могут формировать финансовые фонды или. в случае
совпадения границы СЭЗ с границей административно-территориальной единицы,
единый бюджет. Поэтому бюджеты Акмолинской, Кызылординской и Лисаковской
СЭЗ одновременно являются и бюджетами соответственно гг. Акмолы, Кызылорды,
Лисаковска. В Жайрем-Атасуйской СЭЗ формируется финансовый фонд, так как
она включает в себя территории г. Каражала, п. Жайрем, п. Шалгинский и
земли запаса Жезказганской области. В доход финансового фонда или бюджета
СЭЗ зачисляются общегосударственные и местные налоги и сборы, уплачиваемые
юридическими и физическими лицами, зарегистрированными на территории СЭЗ в
качестве налогоплательщиков. Платежи в специальные фонды, предусмотренные
действующим законодательством, не могут быть источниками формирования
финансового фонда (бюджета).
По Кызылординской СЭЗ такое формирование доходной части бюджета увеличило последний в 1997 г. почти в два раза в сравнении с соответствующим периодом прошлого года.
Кроме того, объем субвенций для Кызылординской области уменьшился с
54,3% в 1996 г. до 27,0% в 1997 г. Аналогично динамика доходов бюджета
Лисаковской СЭЗ свидетельствует о постоянном росте объема бюджета.
Поступление доходов в бюджет по, Лисаковской СЭЗ составило 165%. по
Кызылординской - 112,6%. Особенности формирования финансов позволяют иметь
СЭЗ значительные денежные средства для выполнения социально-экономических
программ развития региона.
Взаимоотношения финансового фонда (бюджета) СЭЗ с вышестоящим бюджетом определяются через долговременный стабильный норматив отчислений от общей суммы доходов, поступающих в финансовый фонд (бюджет) (табл. 2), что способствует развитию не только зоны, но и региона в целом.
Особый правовой режим по финансам предусматривает, что административный
совет специальной экономической зоны может учреждать целевые финансовые
фонды, а том числе фонд экономического и социального развития. Такой фонд
образован всеми СЭЗ РК, кроме того, по Акмолинской предусмотрено
образование фонда инвестиций, связанного с обустройством новой столицы, по
Жайрем-Атасуйской - фонда социальной защиты.
Целевые финансовые фонды СЭЗ образуются за счет свободных бюджетных средств, отчислений и сборов неналогового характера. доходов от проведения торгов, зональных лотерей, займов. добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, а также иных источников. не запрещенных действующим законодательством.
Средства фонда экономического и социального развития направляются на
финансирование мероприятий, предусмотренных программами развития СЭЗ, на
создание и расширение мощностей по производству товаров народного
потребления и оказанию услуг населению, на подготовку кадров и другие цели.
В частности, из фонда экономического и социального развития Кызылординской
СЭЗ в 1997 г. было профинансировано 29 субъектов малого бизнеса на общую
сумму 110 млн. тенге и 13 субъектов индивидуального предпринимательства на
сумму 2.48 млн. тенге.
Налогообложение на территории СЭЗ осуществляется в соответствии с
Налоговым кодексом РК, который предусматривает для хозяйствующих субъектов
льготный режим: подоходный налог с юридических лиц взимается в размере 20%
(против 30%).
Кроме льготы по подоходному налогу с юридических лиц, в соответствии с
Законом РК "О государственной поддержке прямых инвестиций" хозяйствующим
субъектам для реализации приоритетных проектов могут предоставляться льготы
и преференции:
- в виде государственных натурных грантов;
- на срок до 5 лет с момента заключения контракта - в виде понижения ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100% основной ставки, а также на последующий период до 5 лет - в пределах не более 50% основной ставки.
Льготы предоставляются Государственным комитетом РК по инвестициям. Для специальных экономических зон целесообразно было бы ввести его уполномоченный орган, потому что установленная льгота по подоходному налогу с юридических лиц неконкурентна со льготным режимом, предусмотренным в вышеназванном законе и более благоприятным для инвесторов в других регионах, чем в СЭЗ.
Учитывая происходящие реформы в финансово-кредитной и налоговой системе республики, а также опыт других стран, добившихся успехов в области действенности налоговой политики СЭЗ (например, США. Китай), становится очевидной необходимость совершенствования налогового режима в СЭЗ, в частности установление дополнительных льгот.