Президента РК. Территория СЭЗ рассматривается как находящаяся вне таможенной территории Республики Казахстан, и на ней действует режим свободной зоны. Он предусматривает освобождение от таможенных пошлин и налогов ввозимого оборудования, сырья, материалов, а также других товаров, необходимых для выполнения производственных операций. При вывозе товары. произведенные или подвергнутые переработке на территории СЭЗ, тоже освобождаются от таможенных пошлин. Организовав предприятие в СЭЗ, можно беспошлинно ввозить оборудование и сырье и беспошлинно же вывозить готовую продукцию. Остальные товары при ввозе с территории СЭЗ на другие территории и вывозе за пределы РК облагаются таможенными пошлинами в зависимости от страны происхождения. Учитывая. что хозяйствующие субъекты имеют еще и налоговые льготы, можно отметить, что режим таможенного оформления СЭЗ стимулирует производство, выпуск экспортоориентированной продукции. В табл.
3 рассмотрены особенности таможенного регулирования СЭЗ на примере некоторых видов товаров при ввозе и использовании их для производственных целей.
Наличие налоговых и таможенных льгот делает привлекательным климат СЭЗ для потенциальных инвесторов. В Кызылординской СЭЗ уже работают совместные предприятия по добыче нефти и газа, и есть конкретные предложения по организации производства лекарственных препаратов (Индия), обуви (Турция), расширению производства мяса кур (Испания), выпуску прохладительных напитков (Израиль)и др.
Необходимо отметить, что специальные экономические зоны имеют принципиальное отличие от свободных таможенных зон. и если в последних не предусмотрено освобождение розничной продажи товаров от таможенных пошлин и налогов. то эта норма не может быть приемлемой для СЭЗ. Товары народного потребления ввозятся на территорию СЭЗ, как правило, для их реализации населению, поэтому целесообразно освободить там розничную продажу товаров от таможенных пошлин и налогов.
Банковская деятельность осуществляется в соответствии с банковским законодательством, для иностранных инвесторов на территории СЭЗ предусмотрено право открытия счетов в национальной или иностранной валюте.
Государственная регистрация юридических лиц, а также учетная регистрация
филиалов и представительств юридических лиц в соответствии с указом
Президента РК должна производиться уполномоченным органом Министерства
юстиции непосредственно на территории зоны. Однако внесенные изменения в
статью 13'Указа Президента РК, имеющего силу закона, от 26 января 1996 г. №
2823 значительно ухудшили условия регистрации юридических лиц, особенно
совместных предприятий с участием иностранного капитала, вынужденных теперь
проходить регистрацию только в Министерстве юстиции. Исходя из того. что
порядок регистрации юридических лиц должен быть упрощенным, необходимо,
чтобы хозяйствующие субъекты, организующие СП, регистрировались на этой же
территории. В мировой практике регистрацию хозяйствующих субъектов
осуществляют органы управления на территории СЭЗ, поэтому видится
целесообразным восстановление порядка регистрации юридических лиц.
Таблица 3
Особенности таможенного регулирования специальных экономических зон
|Наименование товара |На общих основаниях |На условиях КСЭЗ |
| |сбор |пошлина |акциз |НДС |Всего |сбор |пошлина |акциз |НДС |Всего |
|Спирт этиловый |0,2% |1ЭКЮ за |3,5 ЭКЮ |20% |20,2%+ 4,5|0,2% |- |- |- |0,2% |
|неденатурированный | |1 л |за 1 л | |ЭКЮ за 1 л| | | | | |
|Бензин |0,2% |5,0% |31 ЭКЮ |20% |25,2%+ 31 |0,2% |- |- |- |0,2% |
| | | |за 1 т | |ЭКЮ за 1 т| | | | | |
|Дизельное топливо |0,2% |5,0% |6 ЭКЮ за|20% |25,2%+ 31 |0,2% |- |- |- |0,2% |
| | | |1 т | |ЭКЮ за 1 т| | | | | |
|Табачное сырье |0,2% |5,0% | |20% |25,2% |0,2% |- |- |- |0,2% |
|Лаки, краски. Шпаклевки. |0,2% |5,0% | |20% |25,2% |0,2% | | | |0,2% |
|Мастики и чернила. | | | | | | | | | | |
|Типографские краски | | | | | | | | | | |
|Фото-и кинотовары |0,2% |10% | |20% |30,2% |0,2% |- |- |- |; 0,2%|
|Древесина и изделия из нее |0,2% |20% | |20% |40,2% |0,2% |- |- |- |0,2% |
Лицензирование деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами на
территории СЭЗ. производится в соответствии с действующим законодательством
РК.
Порядок пребывания иностранных граждан установлен соответствующим законодательством РК и международными соглашениями, участником которых является республика. Для выполнения функций по оформлению въезда, выезда, транзита и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства и их транспортных средств на территории СЭЗ центральными исполнительными органами создаются отдельные подразделения соответствующих государственных органов. Однако отсутствие консульских пунктов и агентств на территории отдельных СЭЗ сдерживает оперативное оформление порядка пребывания иностранных граждан.
Изучение опыта СЭЗ РК показало, что в целях эффективного
государственного регулирования экономики, обеспечения их нормального
функционирования необходимо совершенствование нормативно-правовой базы СЭЗ.
Для этого следует: во-первых, предусмотреть государственную регистрацию юридических лиц, а
также учетную регистрацию филиалов и представительств юридических лиц на
территории специальной экономической зоны через уполномоченные органы
Министерства юстиции РК: во-вторых, предусмотреть в статье 74 Указа Президента РК. имеющего силу
закона, от 20 июля 1995 года № 2368 "О таможенном деле в Республике
Казахстан" дополнение о том, что на территориях специальных экономических
зон, на которых действует режим свободной таможенной зоны, может
производиться розничная продажа товаров для внутреннего потребления; в-третьих, необходимо внесение изменений и дополнений в действующие
законодательные акты по расширению полномочий административных советов и
увеличению льгот и преференций. Вызвано это тем. что хозяйствующие
субъекты, осуществляющие деятельность на территории специальной
экономической зоны, порой оказываются в менее выгодных условиях, чем
находящиеся за ее пределами. Административные советы, призванные решать
практически все вопросы, касающиеся деятельности СЭЗ, не имеют
соответствующих полномочий. Более того. в специальных экономических зонах
других стран для инвесторов обеспечены более привлекательные условия, чем в
Казахстане. К примеру, отечественные предприниматели предпочитают
устанавливать свои взаимоотношения со свободной экономической зоной
"Бишкек" ввиду ее большей привлекательности, чем с СЭЗ Казахстана.
Внесение дополнений и изменений в соответствующие нормативные акты будет способствовать улучшению правового режима функционирования специальных экономических зон и позволит обеспечить ускоренное экономическое развитие данных регионов.
Глава 3. Свободные экономические зоны: американский опыт
В США в настоящее время существуют три основных типа СЭЗ: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки. Каковы же особенности, механизм и основные направления деятельности каждого из этих типов?
Зоны внешней торговли
Первые ЗВТ, создававшиеся на основе Закона о зонах внешней торговли
(1934 г.) преследовали цели глубже вовлечь США в мировую торговлю путем
расширения (с помощью таможенных льгот) экономической активности на
определенных территориях, а также добиться снижения уровня безработицы,
масштабы которой в стране были чрезвычайно велики в период «великой
депрессии». В соответствии с Законом, в составе Министерства торговли США
был создан Комитет по зонам внешней торговли, занимающийся рассмотрением и
утверждением заявок на организацию этих зон, а также регулирующий
деятельность их администрации. В 1950 ив 1991 гг. в указанный Закон были
внесены существенные поправки и дополнения. направленные на расширение
деятельности ЗВТ и ее диверсификацию.
Согласно существующему законодательству, ЗВТ, действующие на территории
США, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные
(субзоны). Зоны общего назначения (они располагаются, как правило, около
или на территории портов и аэропортов) находятся вне пределов юрисдикции
таможенной службы США. Типичная ЗВТ общего назначения имеет сдаваемые в
аренду площади для хранения товаров, размещенный там же дистрибьютерный
центр с доступом к любым способам транспортировки; в большинстве таких зон
имеются также площадки промышленных парков, на которых пользователи зон
могут располагать свое хозяйство, коммунальные услуги предоставляются на
основе публикуемых тарифов для государственных компаний.
Сфера деятельности зон общего назначения (представляющих американский
вариант того, что в международной практике называется зоной свободной
торговли или свободной гаванью) в основном охватывает складирование,
сортировку, упаковку и перевалку товаров без их дополнительной обработки: а
ряде случаев допускается незначительная обработка реэкспортируемых
иностранных товаров. Такие зоны создаются на основе разрешения, выдаваемого
Комитетом по зонам внешней торговли различным организациям, существующим
при правительстве штата или при местных властях (например администрации
порта, комитетам по промышленному развитию штата или графства. агентствам и
корпорациям по экономическому развитию и т.д.). Важным условием создания
этих зон является внесение ими вклада в хозяйственное развитие штата или
графства, в повышение уровня занятости, расширение торговли. Управляются
зоны государственными или частными компаниями, с которыми организации,
получившие разрешение на создание зон, заключают контракты.
Первые торговые зоны общего назначения располагались в крупных портах —
в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Сан-Франциско. Окленде, Лос-Анджелесе и Сиэтле.
В 50-е годы подобные зоны были созданы в Толедо (штат Огайо), Бей-Каунти
(штат Мичиган). Маягуэс (штат Пуэрто-Рико) и Гонолулу (штаг Гавайи). Однако
более всего количество зон общего назначения увеличилось в 70—80-е годы,
что отразило рост внешней торговли США и усиление конкурентной борьбы на их
внутреннем рынке. В этот период подобные зоны создавались не только при
морских портах и международных аэропортах, но также в городах, не имеющих
выхода к океану, но играющих важную роль во внешней торговле (из 52
созданных в 1970 г. зон общего назначения 24 были расположены в городах, не
имеющих выхода к океану или Великим озерам). Важную роль в этом процессе,
помимо возросшего объема торговли США, сыграли активизация деятельности
иностранных корпораций на внутреннем рынке, быстрый рост различных видов
экспортных операций, что привело к созданию в стране новой торговой
инфраструктуры.
Специализированные зоны (субзоны) организуются в интересах компаний
(обычно крупных), деятельность которых выходит за рамки зон общего
назначения, и ориентированы только на одного пользователя. Такие зоны
создаются решением руководства зон общего назначения, утверждаемым
Комитетом по внешнеторговым зонам, для организации той или иной частной
компанией сборочных заводов или различных промышленных производств.
Поскольку статус субзоны является вторичным по отношению к статусу зоны
общего назначения и, как правило, предоставляется уже существующим
производствам, для его получения не требуется отдельного законодательства.
Обычно субзоны представляют собой площадки частных заводов, уже имеющих
лицензии Комитета по зонам внешней торговли на совершение операций, и
технически являются частью зон общего назначения, хотя территориально
размешаются за их пределами, а иногда даже значительно удалены от них.
Создание субзон преследует цели развития экспортного потенциала,
налаживания импортозамещающих производств.