Первая ПЗ, находящаяся под юрисдикцией штата, была организована во Флориде в 1980 г.
Государственная программа федеральных предпринимательских зон была
принята в 1987 г. на основе Закона о жилищном строительстве. В соответствии
с этой программой было создано 100 федеральных предпринимательских зон.
Жизнь вскоре потребовала внесения существенных корректив в действующую
программу, что привело к принятию Конгрессом США в начале 90-х годов ряда
законов, направленных на повышение эффективности создаваемых ПЗ.
Для получения статуса предпринимательской зоны район, выделяемый для этих целей, должен отвечать ряду требований, наиболее важные из которых таковы: более 70% жителей данного района должны иметь личный или семейный доход ниже 80% среднего дохода жителей данного города или всей страны; уровень безработицы в этом районе должен быть значительно выше существующего во всем городе или во всей стране.
Основные ограничения, касающиеся организации ПЗ всех типов управления,
распространяются на срок, на который они создаются. В большинстве штатов он
составляет 10—20 лет (в штате Коннектикут — б, в штате Кентукки — 7 лет).
Федеральные предпринимательские зоны создаются на 20 лет, и в дальнейшем
решением исполнительной власти срок может быть продлен.
На федеральном уровне ПЗ организуются и курируются Министерством жилищного строительства и городского развития после получения и утверждения соответствующей заявки от правительства штата или местных властей. На местном уровне предпринимательские зоны управляются муниципальными органами.
В 700 городах и пригородных районах США действуют свыше 1400
предпринимательских зон всех уровней. Быстрое распространение этих зон
объясняется уже упоминавшимися экономическими и другими льготами,
предоставляемыми действующим на их территории американским компаниям для
развития производства и увеличения занятости. На федеральном уровне — это
пятипроцентная скидка на налоги. выплачиваемые при строительных и ремонтных
работах, налоговые скидки предприятиям за каждого дополнительно принятого
на работу (до 2 тыс. долл. на одного человека), отмена налога на увеличение
стоимости капитала. На уровне различных штатов — это пятидесятипроцентная
скидка на доходы предприятия (штат Коннектикут), стопроцентные скидки с
налога на продажи оборудования (штат Луизиана) и строительных материалов
(штат Канзас), на основной капитал (штат Вирджиния). Более 70% всех
налоговых льгот получают предприниматели, которые создают в ПЗ новые
рабочие места.
Помимо экономических стимулов на предпринимателей, действующих в зонах, распространяется и ряд других льгот (в частности, упрощенная процедура ведения документации, снижение требований к стандартам по охране окружающей среды и нормам безопасности). Правительства некоторых штатов предоставляют зонам прямую поддержку. Так, в штате Коннектикут создан специальный фонд в размере 1 млн. долл. для финансирования деятельности предприятий, расположенных в зонах штата.
Федеральное правительство и власти штатов продолжают политику расширения организации ПЗ и предоставления им новых льгот. Одна из причин такой политики состоит в том, что создание этих зон, не ложась тяжелым бременем на бюджета всех уровней, способствует повышению деловой активности в депрессивных районах страны и уменьшению размеров безработицы. Благодаря распространению ПЗ в США было создано или сохранено в 1987 г. 80 тыс. рабочих мест, в 1991 г. — около 95 тыс. Функционирование предпринимательских зон способствует также сокращению бюджетных ассигнований на различные социальные программы для проживающих в них и постепенному увеличению налоговых поступлений в бюд-жеты различных уровней от предприятий и граждан в результате оживления экономической деятельности и увеличения числа занятых.
Следует особо отметить, что предпринимательские зоны ориентированы в основном на решение внутриэкономических задач посредством опоры на местный капитал и рабочую силу.
Технологические парки
В отличие от зон свободной торговли и предпринимательских зон для создания технологического парка обычно не требуется разрешения того или иного правительственного органа. Условием их создания является наличие определенной среды, характеризующейся сочетанием соответствующих географических, экономических, научных и социальных факторов. В последние годы некоторые штаты стремятся искусственно создавать у себя такую среду, используя различные стимулы. Нельзя не отметить, что в современных условиях технопарки играют важную роль в повышении конкурентоспособности США на мировом рынке и в развитии национальной базы для высокотехнологичных производств.
Подавляющая часть парков не получает каких-либо привилегии от государственных организаций. Режим их работы такой же, как и у фирм. действующих в высокотехнологичных производствах, хотя в 50—60-е годы эти фирмы (как и технопарки) имели определенные льготы по сравнению с компаниями, функционировавшими в традиционных отраслях экономики (например, снижение налога на ускоренную амортизацию капитала, скидка с налога на инвестиции, предназначенные на исследования и развитие высокотехнологичной продукции), отмененные в 70-е годы.
Определенные преимущества имеют фирмы, действующие в высокотехнологичных отраслях национальной экономики на основе федеральных контрактов (в основном в области оборонной промышленности). При заключении подобных контрактов федеральное правительство выделяет значительные средства для осуществления рискованных проектов, связанных с исследованиями, разработкой и производством новейших видов высокотехнологичной продукции. Поскольку фирмы, занятые в этих отраслях, сконцентрированы в технологических парках, последние, соответственно, оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими промышленными районами страны. Однако, основным побудительным мотивом у фирм. занимающихся высокотехнологичными производствами, для размещения своих предприятий в технопарках служит тот синергический эффект многочисленных факторов, характеризующих каждый из таких парков, благодаря которому стимулируется дальнейшее развитие высокотехнологичных и наукоемких производств.
В США существуют два типа технопарков: те, что возникли спонтанно, по
инициативе отдельных личностей или частных организаций, и такие, которые
создавались по указанию правительств отдельных штатов. Парки второго типа
продолжают создаваться и сейчас, однако особенно известные и эффективно
действующие технопарки относятся к первому типу. Среди них: технопарк
Силиконовая долина в г. Сан-та-Клара (Калифорния) неподалеку от Станфор-
дского университета; «Бостонский маршрут 128», расположенный рядом с
Массачусетсом технологическим институтом и Гарвардским университетом; Парк-
треугольник Северной Каролины, созданный в центре района, где располагаются
три университета — университет Дюка, университет Северной Каролины и
университет штата Северной Каролины. Эти три технопарка стали моделями для
создания подобных центров не только в других районах США, но и за границей.
Согласно различным оценкам, в настоящее время в США насчитывается от 80
до 150 технопарков. Хотя конкретные формы их организации и управления не
единообразны, технопарки, как правило, являются совместной собственностью
на деловых началах университета, местного муниципалитета, акционерных
обществ и ассоциаций. Финансирование технопарков осуществляется из разных
источников: фондами, учреждаемыми университетами или благотворительными
организациями, местными муниципалитетами, федеральными ведомствами и
министерствами, промышленными фирмами, а также за счет собственных средств.
Некоторые яз технопарков функционируют на прибыльной основе, другие
являются бесприбыльными организациями.
Несмотря на разнообразие форм управления и источников финансирования, всем технопаркам присуща одна характерная черта, связанная с выполнением целевой установки: предоставление помощи на льготных условиях венчурным компаниям, отдельным изобретателям и ученым, разрабатывающим новые виды продукции и новые технологии. Эта помощь включает предоставление в аренду производственных и конторских помещений, лабораторного оборудования, оказание консультативных услуг, осуществление технологической экспертизы индивидуальных изобретений, составление бизнес-планов создаваемых компаний, содействие в получении займов у Администрации по делам малого бизнеса и т.д.
Значительную экономию средств венчурным фирмам, входящим в состав технопарка, дает пользование его централизованными службами: секретарскими услугами, компьютерной техникой и программным обеспечением, копировальной техникой, библиотеками и справочно-библиографической службой.
Основное требование, выдвигаемое руководством технопарка входящим в его состав венчурным фирмам, состоит в ведении научных исследовании и разработок в области высокотехнологичных производств и соответствие специализации парка приоритетным направлениям исследований, проводимых в базовом университете. Поэтому в рамках технопарка разрешаются все виды деятельности, научной и административной, которые прямо или косвенно связаны с исследованиями и разработками венчурных фирм.
Еще одна характерная черта деятельности технопарков — их сотрудничество с промышленными компаниями, которые в свою очередь получают доступ к университетским ресурсам и имеют возможность привлекать к работе преподавательский состав и наиболее способных студентов и аспирантов, пользоваться библиотекой и т.д.;. Для технопарка. и в частности для университета как основного его подразделения, подобное сотрудничество дает возможность непосредственно участвовать в практической реализации идеи и результатов исследований, использовать более современное исследовательское оборудование, привлекать специалистов из промышленности в качестве лекторов и адъюнкт-профессоров, обеспечивать дополнительными заработками сотрудников университета. Нередко на территории технопарка создается и промышленное производство, правда, в большинстве случаев при условии, что оно предназначено для выпуска опытных партий продукции, сборки высокотехнологичных изделий, явившихся непосредственным результатом исследований и разработок, выполненных в парке венчурными фирмами.
Несмотря на рост числа технологических парков, не все они оказываются эффективными. Причины неэффективной работы ряда технопарков разные, но главная, как показывает практика, заключается в неумении привлечь к сотрудничеству предпринимателей. К особенностям технопарков следует отнести и продолжительный период становления. Например, для достижения успеха потребовалось технологическому парку Силиконовая долина около 35 лет, технологическому парку-треугольнику Северной Каролины — 30, технопарку университета Юта — около 20 лет.
В последние годы процесс создания технологических парков в США несколько
замедлился. Отмечаются не столько образование новых технопарков, сколько
активизация деятельности существующих: улучшаются системы управления,
происходит более четкая специализация, углубляется сотрудничество с
промышленными фирмами, организуются широкие рекламные кампании. Крупные
частные компании и правительственные организации увеличивают ассигнования
на помощь молодым венчурным фирмам, создаваемым на территории технопарков.
Все эти и другие факторы способствуют росту эффективности деятельности
многих технологических парков, повышению их роли как связующего звена между
наукой и производством, возрастанию наукоемкости последнего. О роли,
которую играют технологические парки в экономике США, свидетельствует тот
факт, что в 1995 г. Силиконовая долина, которая считается центром
высокотехнологичной индустрии, привлекла 1,29 млрд. долл. (более 20%) из
общей суммы в 6,1 млрд. долл. общих инвестиций, вложенных во все
промышленные предприятия США.
Литература
Е.Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. М., 1996 г.
Н.Смородинская, А.Капустин. // Вопросы экономики, 1994, №12.
Р.Зименков. Свободные экономические зоны: американский опыт. //
Российский экономический журнал, 1998, №2.