Подобная же картина наблюдается в случае с выявлением нарушения валютного законодательства, связанного с невозвращением валюты из-за рубежа. Как правило, здесь применяются сложные схемы по выводу денежных средств из легального оборота, связанные с нарушениями уголовного, налогового, валютного и банковского законодательства, а значит, с точки зрения эффективности и полноты выявления и расследования преступления эту работу должно координировать единое ведомство. Необходимость передавать материалы другим органам для принятия решения и уголовные дела по последовательности не позволяет полностью “раскрутить” всю цепочку преступлений.
Так, проводя следствие о незаконном предпринимательстве,
сотрудники МВД не обращают внимания на возможные связи данного преступления
с налоговыми преступлениями других лиц, так как это не входит в их
компетенцию; в лучшем случае появившиеся материалы сразу направляются в
органы налоговой полиции. Отсутствие прав по борьбе с налоговой
преступностью и необходимых подразделений не позволяет органам МВД России
осуществлять эффективную борьбу с теневой экономикой в целом. В то же время
придание ему подобных функций означало бы фактическую ликвидацию ФСНП
России как самостоятельного органа.
Сосредоточение у ФСНП полномочий по борьбе с теневой экономикой, в том числе и через выявление и пресечение «организованных налоговых преступлений», повысило бы статус федеральных органов налоговой полиции в системе правоохранительных органов и позволило бы более эффективно выполнять данную работу.[8]
Для борьбы с теневыми операциями создана комплексная система
контроля за экономикой, построенная по принципу сбора и анализа информации
о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с
последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами.
Установление действенного и постоянного декларативного контроля за доходами
и расходами граждан должно осуществляться государственными органами, а не
коммерческими банками. МВД России как головному правоохранительному органу
бесспорно должна принадлежать роль общего координатора деятельности
правоохранительных органов в борьбе с преступностью в целом как единым
явлением.[9]
При сложившейся ситуации между центром и регионами особую
значимость приобретает правоохранительная структура, подчиненная только
центральной власти, то есть некий аналог Федерального бюро расследований.
Российский аналог ФБР должен заниматься расследованиями сложных
преступлений, в том числе экономических и связанных с коррупцией в
государственных органах.
Однако если, наконец, встанет вопрос о создании «отечественного
ФБР», то можно не сомневаться – против этого выступят весьма могущественные
силы. И руководству страны, действительно озабоченному масштабами
коррупции, желающему твердо, решительно пресечь разграбление казны,
потребуется проявить политическую волю для обуздания государственного
криминала, разрушающего экономику и власть.
В связи с экономическими преобразованиями в стране проблема
определения социально-экономических основ деятельности ОВД требует нового
осмысления. Пересмотр и переосмысление прежних традиций, форм и методов их
работы только начался. Сегодня всеобщей становится идея об объективном
процессе усложнения и многообразия общественных структур. В реальной жизни
это будет отнюдь не возврат к старому, а возрождение и развитие новых
социально-экономических структур. ОВД как элемент системы социального
управления должны охранять и поддерживать новый механизм развития,
восстановления, самовозрождения многообразия социально-экономических
структур. Именно это должно стать одним из базисных принципов деятельности
ОВД на современном этапе и в обозримом будущем.[10]
В сложной и многообразной деятельности, осуществляемой ОВД, помимо традиционных принципов управления (научной обоснованности, плановости, законности) существенное место должна занять ориентация на поиски приемлемых для ОВД форм и методов поддержки, может быть, охраны механизма развития многообразия социальных и экономических структур в обществе. Все общественные процессы взаимообусловлены и взаимосвязаны, поэтому добиться решительного изменения в какой-либо одной сфере, не меняя остальные, невозможно. Это доказал исторический опыт. Следовательно, органы внутренних дел просто обязаны чутко реагировать на процессы, происходящие в обществе, в какой бы сфере общественной жизни они не происходили.
ОВД, обладая сильно разветвленной территориальной структурой, должны собирать социологическую и криминологическую информацию, на базе которой можно было бы вырабатывать криминологические прогнозы и соответствующие организационно-правовые и экономические решения.
Деятельность ОВД должна быть освобождена от навязанных «сверху»
функций. В то же время ее не следует слишком жестко регламентировать.
Должна быть довольно высокая степень свободы, ибо социальный заказ органам
внутренних дел в демократическом обществе - категория подвижная. В
совершенствовании деятельности ОВД чрезвычайно важной является проблема
преемственности и новаторства. Поэтому необходимо, с одной стороны,
избавиться от догматизма, предвзятости к новым социальным субъектам, а с
другой - не потерять то хорошее, ценное, что традиционно имело место в
деятельности ОВД. Реальная социальная структура общества и особенности
образа жизни различных слоев населения должны быть объектом пристального
внимания ОВД.
Уникальность общественного сознания современного российского общества
накладывает особый отпечаток на сознание сотрудников всех уровней ОВД.
Нужны реальные вложения в так называемый человеческий фактор. Это касается,
прежде всего, повышения уровня экономической культуры. Настоятельность
этого требования обусловливается и тем, что более половины преступлений
сейчас совершается на основе реализации корыстных экономических интересов.
Предупреждение и раскрытие этих преступлений требует компетентной
экономической экспертизы. [11]
ОВД должны взять на себя инициативу по обучению и консультированию предпринимателей эффективным методам защиты от нечестной конкуренции. В противном случае эта ниша на рынке правоохранительных услуг будет монополизирована негосударственными правоохранительными структурами. Помимо того, что любая монополия вредна для общества и нарушает интересы потребителей, отставание ОВД от запросов рынка правоохранительных услуг оборачивается большой упущенной выгодой для ОВД. Ориентация экономики страны на экономические методы управления предполагает использование методов в борьбе с экономической преступностью. Экономический анализ должен стать одним из приоритетных методов борьбы и профилактики экономической преступности, теневой экономики вцелом. Исследование различных косвенных экономических показателей может дать сотруднику ОВД не меньше информации, чем специальные оперативно-розыскные действия. Сегодня, когда ОВД сильно отстают в своих возможностях использовать экономический анализ в контроле законности поведения новых коммерческих структур, очень важно найти приемлемые формы взаимного сотрудничества с аудиторскими фирмами.[12]
Таким образом, необходимо сделать следующие выводы. Так, практически на всех этапах и во всех службах правоохранительной деятельности ОВД присутствуют в той или иной степени экономические аспекты. ОВД через свою главную правоохранительную функцию активно воздействует на сохранение и более эффективное использование экономических ресурсов и, тем самым, на развитие в нужном направлении производственных отношений. И даже, несмотря на то, что при переходе к рыночной экономике хозяйствующие субъекты, прежде всего, сами перед собой несут ответственность за сохранность и приумножение своей собственности и поэтому сами обязаны и заинтересованы ее охранять, не снимается с повестки дня вопрос о помощи им в этом деле со стороны ОВД.
Давая свою субъективную оценку происходящему в экономической жизни страны, хотелось бы отметить целый комплекс выводов, мер государственно- правового, экономического, управленческого и иного характера, которые могли бы помочь Российской Федерации решить ряд актуальных проблем.
В числе наиболее важных из них могут быть названы следующие:
1. повышение эффективности защиты всех форм собственности;
2. повысить влияние ОВД на совершенствование экономического законодательства;
3. усиление уголовной ответственности за экономические и коррупционные преступления;
4. разовая «экономическая амнистия» для представителей «серой» теневой экономики, т.е. включающей в себя непреступные виды бизнеса, выведенные или не поставленные под государственный контроль;
5. широкое материальное стимулирование эффективности работы правоохранительных органов, борющихся с теневой экономикой;
6. усиление правовой пропаганды экономического и уголовного законодательства;
7. Необходимо провести полное расследование приватизации крупнейших российских предприятий с тем, чтобы приватизированные с крупными нарушениями предприятия, неэффективно управляемые настоящими хозяевами, национализировать.
8. Необходимы жёсткие меры, препятствующие нелегальному вывозу капитала за границу.
Заключение.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации гласит, что угрозы в сфере экономики обусловлены «существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы».[13] Большое значение в сложившейся экономической ситуации принадлежит теневой экономике, ее определяющего воздействия.
Сегодня уже очевидно, что значительное расширение сферы теневой, прежде всего фиктивной и криминальной, экономики ведет нас не к цивилизованному рынку и демократии, а к установлению корпоративно-бюрократического кланового правления, которое, как свидетельствует история, может быть длительным и даже способным обеспечить определенную социальную стабильность. Проблемой России является явно криминальная, замешанная на теневой деятельности окраска складывающихся кланов. В этой связи небезосновательным представляются высказываемые опасения, что на исход будущих выборов в стране сильное влияние будут оказывать криминальные элементы.
Становится понятно, что особая роль в борьбе с теневой экономикой в настоящее время принадлежит ОВД. Таким образом, следует еще раз заострить наше внимание на выводах из проделанной работы, а именно на чем должна базироваться деятельность ОВД для обеспечения борьбы с «теневой» экономикой.
Как представляется, деятельность ОВД должна базироваться на следующих принципах:
- благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий, причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;
- формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к «новым русским», проживающим за рубежом.
- укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;
- установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля.
Итак, в России параллельно легальной экономике возникла теневая, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, стали вести речь даже о «теневом порядке» в российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшие пять-десять лет эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения.
Так, в ближайшее время результаты, достигнутые государством в борьбе с теневым сектором экономики, будут определяющими для выбора пути дальнейшего развития отечественной экономики и общества: либо российская экономика твердо встанет на путь закона, что позволит реализовать огромный потенциал роста, стать эффективной, как в развитых странах, с сильными демократическими традициями и значительными социальными гарантиями, либо ее дальнейшее формирование пойдет по латино-американскому образцу с преобладанием узкогрупповых интересов, недоступных силе закона, обрекающему основные массы населения на нищету. Скорее всего, нас ожидают постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм. Все зависит только от нас.
Список использованной литературы.
1. «Концепция национальной безопасности РФ» утверждена Указом
Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300(в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г.
№ 24) – М, НОРМА, 2000г. с. 15.
2. Булатов А. Вывоз капитала из России: вопросы регулирования.
// Вопросы экономики - 1998 г. №3. с. 30 – 33.
3. Величенков А., Куликов В. “Теневые пирамиды реформируемой экономики” //РЭЖ – 1996 г. №8. с. 4 – 8..
4. Исправников В.О. Теневой капитал: конфисковать или инвестировать?
//Экономика и жизнь - 1996. №24. с.24 - 30.
5. Исправников В., Куликов В. – Как «высветлить» реформируемую экономику// РЭЖ - 1997 г. №5. с. 5 - 8.
6. Крылов А. А. Социально - экономические основы деятельности ОВД в условиях рыночных отношений. Лекция, Академия МВД России, М. –
1994. с.112.
7. Кузнецова Т. – Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России. //Вопросы экономики - 1998г. №9. с. 18 - 20.
8. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в
России//Вопросы экономики - 1998 г. №3. с. 38 – 41.
9. Ореховский П. Статистические показатели и теневая экономика.
//Российский экономический журнал - 1996. №4. с.6 - 9.
10. Петров С. М. Экономика, политика, право в управлении правоохранительной деятельностью. Лекция, Москва. Академия МВД
России, 1995 г.с.80.
11. Суетин Д. Экономика России: из тени в свет перелетая.
//Экономика и жизнь - 1997г. №13. с. 10 - 11.
12. Тимофеев Л.М. «Теневая Россия: экономико-социальное исследование».-
М, 2000. с. 19 - 22.
-----------------------
[1] Кузнецова Т. – Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в
России. //Вопросы экономики - 1998г. №9.с.18.
[2] Исправников В.О. Теневой капитал: конфисковать или инвестировать?
//Экономика и жизнь №24. - 1996.
[3] Там же.
[4] Ореховский П. Статистические показатели и теневая экономика.
//Российский экономический журнал - №4.- 1996
[5] Исправников В.О. Теневой капитал: конфисковать или амнистировать?
//Экономика и жизнь - №24. 1996.
[6] Булатов А. Вывоз капитала из России: вопросы регулирования. //
Вопросы экономики №3, 1998 г.
[7] Тимофеев Л.М. «Теневая Россия: экономико-социальное исследование».- М,
2000.с.20
[8] Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в
России//Вопросы экономики - 1998 г. №3.с.40.
[9] Крылов А. А. Социально - экономические основы деятельности ОВД в условиях рыночных отношений.
Лекция, Академия МВД России, М. – 1994. С. 4.
[10] Крылов А. А. Социально - экономические основы деятельности ОВД в
условиях рыночных отношений. Лекция,
Академия МВД России, М. – 1994. С. 4.
[11] Петров С. М. Экономика, политика, право в управлении
правоохранительной деятельностью. Лекция, Москва. Академия МВД России, 1995
г.с.70.
[12] Крылов А. А. Социально - экономические основы деятельности ОВД в
условиях рыночных отношений. Лекция,
Академия МВД России, М. – 1994. С. 5.
[13] «Концепция национальной безопасности РФ» утверждена Указом Президента
Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300(в редакции Указа
Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24)