Стоит заметить, что объем предложения любого фактора является в течение какого-то промежутка времени нечувствительным или слабо чувствительным к изменению цены, не в состоянии мгновенно или достаточно быстро увеличивать предложение своих услуг в ответ на ее скачок вверх. В рамках сравнительной статики такие промежутки времени принято называть соответственно мгновенным и коротким периодами.
Рынок капитала.
Под рынком капитала понимается рынок заемных средств.
Одни люди делают сбережения, помещая деньги под проценты в банк. Другие люди совершают покупки, пользуясь для этого кредитом. Одни фирмы нуждаются в деньгах для осуществления выгодных проектов, и им требуются кредиты. У других - есть деньги, но нет возможности их немедленно с толком потратить, и они предпочитают дать их в долг под проценты.
Предоставление и получение денег в долг - это сделки, совершаемые на рынке заемных средств. Этот рынок дает возможность хозяйствующим субъектам - домашним хозяйствам и фирмам - распределять во времени свои расходы наиболее выгодным для себя образом. Процессы на рынке заемных средств оказывают существенное влияние на распределение ресурсов, и следовательно на экономику в целом.
Поведение домашних хозяйств
Предложение на рынке заемных средств формируют домашние хозяйства. В качестве цены за пользование заемными средствами выступает величина процентной ставки. Домашним хозяйствам бывает выгодно сберечь часть имеющихся в их распоряжении средств, поскольку тогда в будущем они смогут купить товары и услуги. Причем, чем выше величина процентной ставки, тем большее количество товаров и услуг сможет купить домашнее хозяйство в будущем, следовательно, тем больше стимулов сделать сбережения.
Таким образом, с ростом процентной ставки объем предложения заемных средств растет и кривая предложения имеет положительный наклон.
Более того, при низких процентных ставках домашнее хозяйство будет стремиться взять в долг, поскольку это позволит ему увеличить потребление сегодня за счет незначительного уменьшения его в будущем.
Поведение фирмы
Мотивы хозяйственного поведения фирм и домашних хозяйств, разумеется, различны. Но и у тех и у других поступление денег и возможности потратить их с пользой могут не совпадать во времени.
Поэтому их поведение на рынке заемных средств похоже: фирмы, как и домашние хозяйства, при низкой процентной ставке склонны предъявлять спрос на кредиты, а при высокой - могут выйти на рынок с предложением.
Разберем пример, который покажет нам почему это так.
Будем, как и в случае домашнего хозяйства, считать, что горизонт планирования фирмы ограничен двумя периодами, настоящим и будущим. Кроме того, будем считать, что фирма может брать и давать любую денежную сумму взаймы под один и тот же процент.
Рассмотрим самую простую ситуацию. Допустим, что фирма может осуществить один-единственный проект. Она может в настоящем периоде приобрести комплект оборудования, затратив 10 млн р., что сулило бы в будущем периоде доход в 12 млн р. При этом фирма располагает собственными средствами в количестве 6 млн р.
Если бы рынка заемных средств не существовало, у фирмы не было бы выбора: она должна была бы отказаться от проекта из-за нехватки денег. Существование рынка ставит фирму перед выбором: принять проект, взяв кредит в размере недостающих 4 млн р., или отказаться от проекта, а "лишние" 6 млн р. дать в долг под проценты.
Выбор фирмы зависит от ставки процента. Допустим, что ставка за период составляет 10% (т. е. r = 0.1). Взяв кредит и осуществив проект, фирма получит 12 млн р. дохода и должна будет вернуть взятую в долг сумму с процентами 4(1 + 0.1) = 4.4 млн р.
Чистый доход составит 12- 4.4 = 7.6 млн р. Отказавшись от проекта и дав деньги в долг, фирма в будущем периоде получит 6(1 + 0.1) = 6.6 млн р. Осуществить проект выгоднее, и фирма предъявит спрос в размере 4 млн р.
Пусть теперь r = 0.3. В этом случае, осуществив проект, фирма получит чистый доход 12 - 4·1.3 = 6.8 млн р., а отказавшись, получит 6·1.3 = 7.8 млн р. Выгоднее отказаться, и фирма предложит взаймы 6 млн р.
Рассмотрим задачу выбора в более общем виде. Пусть проект требует в настоящем периоде затрат K и принесет в будущем доход R; количество собственных денег в распоряжении фирмы обозначим M.
Чистый доход фирмы в случае осуществления проекта равен R-(K-M)(1+r), а в случае отказа от проекта он составит M(1+r). Проект следует принять, если выполняется неравенство
R - (K - M)(1 + r) > M(1 + r);
в противном случае его следует отклонить.
Упростим условие принятия проекта:
R - K(1 + r) > 0.
Заметим, что в полученное выражение не входит величина M: решение осуществлять или не осуществлять проект не зависит от того, какой суммой располагает фирма. В рассмотренном выше числовом примере фирме не хватало собственных денег для осуществления проекта, т. е. имело место неравенство M < K. Но, как легко убедиться, наш вывод не зависит от этого обстоятельства. Если M ≥ K, то фирма может осуществить проект и еще дать взаймы сумму M - K, вернув себе в будущем периоде (M - K)(1 + r). Так как (M - K) = - (K - M), весь приведенный вывод остается в силе.
Выполним еще одно преобразование условия принятия проекта:
R - K > Kr,
или
Назовем величину
доходностью проекта. Мы получили простое условие принятия проекта: i > r
Полученный результат имеет простой и ясный смысл: проект следует осуществить, если вложение в него денег дает большую отдачу, чем предоставление денег в долг.
Возвращаясь к числовому примеру, найдем, что для рассмотренного в нем проекта i = (12 - 10) / 10 = 0.2. Это значит, что при r < 0.2 фирма захочет осуществить проект и возьмет в кредит 4 млн р., а r > 0.2 при - откажется от проекта и предоставит заем на 6 млн р. Кривая спроса фирмы представлена на рис.9; здесь на оси абсцисс отложена разность: h = K - M.
Рис.9. Кривая спроса фирмы, рассматривающей один проект.
Рассмотренный пример позволяет нам сделать вывод о том, что кривая спроса на заемные средства имеет отрицательный наклон.
Полученное нами простое условие принятия проекта позволяет анализировать более сложные случаи.
Допустим, фирма может осуществить четыре различных проекта, характеристики которых приведены в табл.. Каждый проект может быть осуществлен независимо от остальных. Собственные средства фирмы составляют 10 млн р.
Для любого значения r мы теперь легко можем выяснить, какие проекты будут приняты, а какие - отклонены. Скажем, при r = 0.3 будут приняты проекты I и II, имеющие большую доходность. Для их осуществления потребуется 2 + 5 = 7 млн р.; остальные 3 млн р. могут быть предоставлены в долг.
Таблица 3.
Данные четырех проектов
Проект
Вложения, млн руб.
Доход, млн руб.
Доходность
I
2
4
1.0
II
5
7
0.4
III
5
6
0.2
IV
10
11
0.1
В табл.4 приведен расчет функции спроса. График рассчитанной таким образом функции изображен на рис.10.
Рис.10. Кривая спроса фирмы, рассматривающей четыре проекта.
Таблица 4
Расчет функции спроса.
Процентная ставка
Принятые проекты
Вложения, млн руб.
Спрос, млн руб.
Предложение, млн руб.
Менее 0.1
I, II, III, IV
22
12
-
0.1 - 0.2
I, II, III
12
2
-
0.2 - 0.4
I, II
7
-
3
0.4 - 1.0
I
2
-
8
Свыше 1.0
-
0
-
10
Итак, фирма, подобно домашнему хозяйству, в зависимости от процентной ставки может выступать на рынке заемных средств и со стороны спроса, и со стороны предложения. Есть и отличия. Как мы видели, некоторые домашние хозяйства ни при каком значении r не предъявят спрос; некоторые фирмы ни при каком значении r не выйдут на рынок с предложением денег. Это те фирмы, которые вовсе не имеют денежных средств для осуществления проектов.