Основной целью управления численностью и составом персонала является оптимизация затрат живого труда на выполнение основных видов работ, связанных с деятельностью торгового предприятия, и обеспечение заполнения необходимых рабочих мест работниками соответствующих профессий, специальностей и уровней квалификации. Реализация этой функции управления персоналом в наибольшей степени должна быть увязана с общей стратегией торгового менеджмента, т.к. сформированный на предприятии трудовой потенциал и будет обеспечивать осуществление всех стратегических целей и направлений его деятельности.
Управление численностью и составом персонала охватывает ряд последовательно
выполняемых работ:
- проектирование трудовых процессов на предприятии;
- нормирование затрат труда на выполнение отдельных работ;
- планирование численности работников отдельных должностей, профессий и
уровней квалификации;
- формирование персонала предприятия.
Эффективное использование сформированного на торговом предприятии персонала в значительной степени обеспечивается разработкой системы мероприятий, направленных на повышение производительности труда. Под производительностью труда понимается отношение основных результатов деятельности торгового предприятия и отдельных его работников к затратам труда персонала на ее осуществление в определенном периоде.
Основной целью управления производительностью труда на торговом предприятии
является поиск и реализация возможных резервов ее роста при обеспечении
высокого уровня торгового обслуживания покупателей. Это управление
охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ.
1. Построение системы показателей, в наибольшей степени характеризующих
производительность труда персонала данного предприятия, является одной из
важнейших предпосылок эффективного управления этим процессом. Процесс
построения системы таких показателей основывается на следующих основных
принципах:
а) понятие производительности труда применимо ко всем категориям и
профессиям работников торгового предприятия;
б) производительность труда на торговом предприятии характеризует затраты
только живого труда;
в) в системе показателей оценки эффективности торгового предприятия
производительность труда играет вспомогательную роль.
2. Поиск и оценка возможных резервов роста производительности труда на
предприятии осуществляется на основе ее анализа. При проведении такого
анализа используется избранная для оценки система основных и
вспомогательных показателей производительности труда. В процессе поиска
возможных резервов роста производительности труда следует иметь в виду, что
ее повышение на предприятиях торговли может быть достигнуто при соблюдении
любого из перечисленных ниже условий:
а) результаты деятельности работников возрастают, а затраты труда
уменьшаются;
б) результаты деятельности работников возрастают, а затраты труда остаются
неизменными;
в) результаты деятельности работников возрастают, затраты труда также
возрастают, но меньшими темпами;
г) результаты деятельности работников остаются неизменными, а затраты труда
снижаются;
д) результаты деятельности работников снижаются, затраты труда также
снижаются, но большими темпами.
3. Разработка мероприятий по обеспечению реализации резервов роста
производительности труда на предприятии организуется в разрезе основных
направлений его деятельности. Эти направления подразделяются обычно на
следующие основные группы:
- организационные
- технические
- технологические
- экономические
- социальные.
В условиях перехода к рыночной экономике система управления стимулированием
труда подвергается существенной трансформации. По сути эта система призвана
создать новый мотивационный механизм трудовой активности персонала на
предприятиях торговли всех форм собственности и организационно-правовых
форм деятельности. Основной целью управления стимулированием труда является
обеспечение роста доходов персонала и дифференциации их выплат в
соответствии с трудовым вкладом отдельных работников в общие результаты
деятельности торгового предприятия. Управление стимулированием труда
охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ:
36. выбор форм и систем заработной платы;
37. построение на предприятии тарифной системы заработной платы;
38. построение системы дополнительного стимулирования отдельных аспектов трудовой активности работников;
39. индивидуализация условий материального стимулирования наиболее квалифицированных работников;
40. планирование средств на стимулирование труда.
Глава 3. Экономические основы торгового менеджмента.
3.1. Управление товарооборотом.
Основу коммерческой деятельности торгового предприятия на потребительском
рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого
процесса отражает товарооборот предприятия.
Под товарооборотом торгового предприятия понимается сумма продажи им потребительских товаров за определенный период времени. Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различных видах и формах. Прежде всего, в общем составе товарооборота торгового предприятия выделяются следующие его виды: а) розничный товарооборот; б) оптовый товарооборот; в) торгово-посреднический товарооборот.
Основу коммерческой деятельности подавляющего числа торговых предприятий в
современных условиях составляет розничный товарооборот. В связи с этим
рассмотрим формы этого товарооборота более подробно.
В зависимости от организационных форм продажи потребительских товаров
розничный товарооборот торгового предприятия подразделяется на продажу
товаров в розничной торговой сети ( магазинах, мелкорозничной сети ) и
продажу товаров помимо розничной торговой сети ( на аукционах; на складах
промышленных и оптовых предприятий с оплатой через кассы розничных торговых
предприятий и т.п.). Состав розничной продажи товаров помимо торговой сети
определяется специальной инструкцией по учету розничного товарооборота.
В зависимости от состава конечных потребителей выделяют следующие формы
розничного товарооборота: продажа товаров непосредственно населению;
продажа товаров из розничной торговой сети организациям. учреждениям и
предприятиям в порядке мелкого опта ( мелкооптовый товарооборот ).
Мелкооптовый товарооборот занимает обычно небольшой удельный вес в общем
объеме розничного товарооборота торговых предприятий и учитывается
отдельно.
В зависимости от сроков расчета за реализованные товары в составе
розничного товарооборота выделяют следующие формы: продажа товаров с
немедленной их оплатой; продажа товаров в кредит ( порядок такой продажи
регулируется специальными правилами ). Вне зависимости от установленных
сроков расчетов сумму проданных в кредит товаров включают в состав
товарооборота в момент их реализации.
В зависимости от форм денежных расчетов розничный товарооборот
подразделяется на продажу товаров за наличный расчет и продажу товаров по
безналичному расчету ( включая использование различных кредитных карточек
).
Продажа товаров на предприятиях торговли характеризуется тремя основными
показателями, которые используются в процессе анализа и планирования:
1) общий объем товарооборота. Он характеризует объем продажи товаров в
разрезе отдельных видов товарооборота. В соответствии с этим выделяют общий
объем розничного товарооборота; общий объем оптового товарооборота; общий
объем торгово-посреднического товарооборота предприятия. Сумма общего
объема всех видов продаж характеризует валовый объем товарооборота
торгового предприятия;
2) состав товарооборота. Он характеризует структуру общего объема
товарооборота отдельных видов в разрезе различных его форм. Так. в составе
общего объема розничного товарооборота выделяют объем продажи товаров
населению и объем мелкооптовой продажи; объем продажи товаров с немедленной
их оплатой и объем продажи товаров в кредит и т.п.;
3) структура товарооборота. Она характеризует обычно товарно-групповой
состав реализации товаров ( номенклатура используемых в этих целях групп
товаров утверждена статистической отчетностью по форме № 3-торг ). При
необходимости структура товарооборота может быть рассмотрена и в рамках
отдельной группы ( например, в объеме товарооборота по головным уборам
могут быть выделены объемы продаж детских. женских и мужских головных
уборов ).
Основной целью управления товарооборотом является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия и удовлетворения спроса обслуживаемых контингентов покупателей.
В соответствии с этой основной целью перед управлением товарооборотом стоят
следующие важнейшие задачи:
1. Увязка темпов развития товарооборота с развитием регионального
потребительского рынка и изменениями его конъюнктуры.
2. Планирование объема реализации товаров, обеспечивающего получение
предприятием необходимой суммы прибыли.
3. Обеспечение в процессе планирования товарооборота эффективного
использования имеющегося ресурсного потенциала.
4. Обеспечение планирования структуры товарооборота. в наибольшей степени
отвечающей структуре спроса обслуживаемых контингентов покупателей.
5. Планирование объема и структуры поступления товаров и суммы товарных
запасов. обеспечивающих ритмичную работу торгового предприятия и
устойчивость ассортимента товаров в его пунктах продажи.
С учетом основной цели и задач строится система управления товарооборотом
на предприятии. определяется конкретное содержание этого управления и
последовательность его осуществления:
1. Оценка и прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка
2. Планирование объема и структуры реализации товаров
3. Нормирование и планирование товарных запасов
4. Планирование поступления и закупки товаров
В связи с циклическим развитием и постоянной изменчивостью потребительского рынка необходимо систематически изучать его конъюнктуру в разрезе отдельных видов и сегментов с тем, чтобы сформировать эффективную политику управления товарооборотом и определять возможности развития его объема и структуры.
Изучение конъюнктуры потребительского рынка в процессе управления
товарооборотом торгового предприятия охватывает следующие три этапа:
1. Текущее наблюдение за рыночной активностью требует формирования
целенаправленной системы показателей, характеризующих отдельные его
элементы. Среди этих показателей особое внимание должно быть уделено
динамике объема розничного товарооборота в регионе в разрезе отдельных
групп товаров ( этот показатель отражается статистикой ); динамике среднего
уровня цен и размера ценового диапазона по наблюдаемым товарам; изменению
числа пунктов продажи данного товара в регионе и некоторым другим.
2. Оценка текущей конъюнктуры потребительского рынка осуществляется в
процессе анализа, основная цель которого состоит в выявлении особенностей
конкретных изменений, которые происходят на них в момент наблюдения по
сравнению с предшествующим периодом.
3. Прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка. В условиях
нестабильности экономического развития страны, отсутствия достоверной
информации и по ряду других причин прогнозирование конъюнктуры
ограничивается в настоящее время краткосрочным и среднесрочным периодом,
что вполне достаточно для целей планирования товарооборота. Это
прогнозирование осуществляется обычно двумя основными методами: факторным и
трендовым. Факторный метод прогнозирования конъюнктуры основан на изучении
отдельных факторов, влияющих на спрос, предложение, цены и конкуренцию на
рынке конкретного товара, и определении возможного изменения этих факторов
в предстоящем периоде. Трендовый метод прогнозирования конъюнктуры основан
на распространении выявленной в процессе ранее проведенной оценки
конъюнктурной тенденции на предстоящий период.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9