Управление инновационно-инвестиционным процессом в экономике
Оглавление
1. Теоретическое обоснование управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике. 4
2. Анализ управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике. 19
2.2. Формы и направления государственной поддержки инновационной политики. 21
3. Пути совершенствования управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике. 24
3.1. Причины, сдерживающие инновационную деятельность. 24
3.2. Пути активизации инновационной деятельности в России. 26
3.3. Результаты социологического исследования. 28
Список использованных источников. 30
Проблемы инновационного развития России стоят очень остро и требуют кардинальных решений. В настоящее время инновационная деятельность в России характеризуется показателями, демонстрирующими её отсталость. Рационально построенная стратегия стимулирования инновационной деятельности и венчурного инвестирования в условиях России может способствовать эффективному использованию конкретных преимуществ, связанных как с наличием природных ресурсов, так и научно-техническим потенциалом страны.
Целью данной работы является изучение управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
· теоретическое обоснование управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике;
· анализ управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике;
· пути совершенствования управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике.
Методологической базой изучения данной темы являются теоретические разработки российских учёных и экономистов, таких как Медынский В.Г., Яковец Ю.В., Сергеев И.В., Фатхутдинов Р.А. и др.
Были применены монографический, поисковый, статистический методы исследования, анализ и обобщение данных.
Предметом исследования данной работы является инновационно-инвестиционный процесс.
1. Теоретическое обоснование управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике.
1.1. Сущность инноваций.
Проблеме управления инновационно-инвестиционным процессом в экономике посвящены работы многих авторов [9,19, 20, 22, 35, и др.].
Применительно к теме исследования наибольший интерес представляют работы В.Г. Медынского [19], В.В. Ковалёва [13], Р.А. Фатхутдинова [35], Ю.В. Яковца [9], И.В. Сергеева [23].
Большинство авторов [2, 9, 18, 21] под инновацией понимают конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Однако отдельные авторы имеют особый взгляд.
Так С.Г. Фалько [10] под инновацией понимает использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса деятельности и его результатов. А И.Т. Балабанов [1] считает, что инновация (англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство) представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учёта, методы планирования, приёмы анализа и пр.
И.П. Николаева [26]: «В современном понимании инновации есть обновление, преобразование какой-либо деятельности, приводящие к замене одних её элементов другими, более совершенными, либо дополнению уже имеющихся элементов новыми. Подобная деятельность имеет общие закономерности, которые предполагают определение целей изменения, испытание новшества и освоение его производством, распространение и, наконец, отмирание, физическое и моральное исчерпание. При этом необходимо иметь в виду, что в процессе инновационной деятельности при преодолении инерции сложившегося порядка почти всегда возникает проблема последствий – как положительных, так и отрицательных.»
На наш взгляд А.Б. Борисов [3] дал самое краткое и лаконичное определение понятия инновации – результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.
В.Л. Попов [33] считает, что новшество – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению её эффективности. То же самое считает и Феликс Янсен [38], представивший в своей работе товарный разрез новшеств (см. приложение 1, с. 2)
В.Л. Попов [33] выделяет следующие признаки инновации:
1. Научно-техническая новизна, совокупность новых знаний;
2. Практическая реализуемость, то есть воплощение новых знаний в новом продукте, технологии, социальной среде и пр.;
3. Способность удовлетворить определённые запросы потребителей, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, то есть реализуемо на рынке;
4. Эффект (экономический, технический, социальный), необходимый для воспроизводства инновационного процесса. Это означает, что сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была описана, формализована и представлена на схемах и чертежах, - это ещё не инновация (нововведение), если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Только реализованные в новой продукции или процессах новые идеи являются инновациями. Только воплощённая в реальных объектах или процессах новая идея может удовлетворить практические потребности людей.
Ещё В.Л. Попов [33] отмечает функции инноваций. То есть инновация как экономическая категория выполняет следующие две основные функции – воспроизводственную и стимулирующую. Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создаёт предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса. Предпринимательская прибыль может направляться на расширение производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Таким образом, получение прибыли от инновации и использование её в качестве источника финансовых ресурсов составляют содержание воспроизводственной функции инновации. Стимулирующая функция также реализуется через получение предпринимателем прибыли от реализации инновации. Это служит стимулом для предпринимателя к новым инновациям, побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами.
Как социальная категория инновация выполняет следующие функции. Первая функция состоит в том, что практически все изобретения направлены на уменьшение затрат энергии, живого труда, создают возможности вовлечения в производство новых производительных сил, повышают эффективность труда и производства. Вторая функция инноваций – повышение качества произведённых продуктов, что ведёт к росту уровня производства и потребления, способствует улучшению качества жизни. Третья функция инноваций состоит в том, что они, повышая качество продукции, снижая затраты и совершенствуя потребление, способствуют поддержанию пропорций между спросом и предложением, между производством и потреблением. И наконец, в ходе разработки и в процессе использования инноваций идет процесс развития человека – реализация его интеллектуальных способностей, создание условий для дальнейшего творческого роста.
По мнению Г.Д. Ковалёва [14] субъектами инновации являются предприятия – субъекты нововведений (заказчики), инвесторы, исполнители работ по инновационному проекту, включая поставщиков материальных и финансовых ресурсов, и др. субъекты. В зависимости от масштабов инновации и сложности проекта в его реализации могут принимать участие от нескольких до сотен организаций и предприятий, имеющих конкретные функции, несущих риски и надежды на присвоение соответствующей части результатов (прибыли) или просто вступающих в рыночные отношения по поводу обеспечения инновации товарами (услугами).
Необходимость создания субъекта инновации для практической реализации новшества определяется рядом факторов:
· характером (новизной) и масштабами инновации;
· отсутствием действующих производственных объектов, где можно организовать новое производство;
· экономической целесообразностью именно такого направления инвестиций путём нового строительства.
То же самое под субъектом инновации понимает и Н.Ю. Круглова [16]: «Заказчик инновации – будущий владелец и пользователь результатов нововведения в основном сам является субъектом, где реализуется новшество, то есть организационной структурой, находящейся в центре инновационного процесса. Во многих случаях заказчиком может выступить инвестор инновации.