3.1. Причины, сдерживающие инновационную деятельность.
Проблемы инновационного развития России стоят очень остро и требуют кардинальных решений. Необходимо создание нового механизма координации деятельности всех участников инновационного процесса как по горизонтали, так и по вертикали посредством рыночных рычагов. Это налоги, цены, государственные заказы, кредиты, кадры специалистов, бизнес парки, различные программы, проекты, информационно-консультационная и маркетинговая поддержка (Ю.П. Морозов [22]).
В период формирования рыночных отношений инновационная деятельность осуществлялась, но в недостаточных масштабах (Н.В. Игошин [7]). Среди причин, сдерживающих инновационную деятельность, следует отметить:
· отрицательное воздействие инфляционных процессов;
· отсутствие финансовых ресурсов;
· высокие кредитные ставки банков;
· неплатёжеспособность заказчиков;
· экономический риск и пр.;
Следовательно, необходимо наращивать финансовые ресурсы, понижать кредитные ставки банков, вводить санкции по неоплаченным заказам, уменьшать экономический риск инновационной деятельности.
Наиболее действенным методом активизации инновационной деятельности должны стать введение налоговых льгот для предприятий, инвестирующих свои средства в развитие сферы НИОКР и инновации.
Процесс формирования денежных средств, направляемых на инновационную деятельность, имеет большое значение.
В настоящее время инновационная деятельность в России характеризуется показателями, демонстрирующими её отсталость (Е.Г. Ищенко [12]). Разработка и освоение инновационной продукции осуществляется лишь 10 % промышленных предприятий, причём только три отрасли – металлургия, машиностроение и химическая промышленность выделяются по показателю инновационной активности (около 20 %), превышающему среднюю по промышленности величину. В других отраслях инновационная активность держится на уровне 3-5 %, не проявляя заметных тенденций роста. Для сравнения в США средний показатель инновационной активности составляет около 30 %. Проявляются и другого рода диспропорции, если сравнить инновационный сектор России и развитых стран рыночной экономики. В России более 60 % патентов принадлежат финансируемым за государственный счёт структурам, в то время как в развитых странах до 90 % патентов принадлежит ТНК. Наибольшую долю в затратах, которые можно отнести к инновационному инвестированию российских предприятий, обычно составляет приобретение машин и оборудования на замену устаревших – свыше 60 %. В то же время на приобретение патентов и лицензий – лишь около 10 %. Такая ситуация усугубляет проблемы конкурентоспособности предприятий, отраслей и экономики страны в целом. Следовательно, необходимо вовлекать промышленные предприятия в инновационный процесс и привлекать финансовые ресурсы из негосударственного сектора.
Основной проблемой российских исследовательских структур является отсутствие разработок, которые могли бы заинтересовать рыночного инвестора (Н.П. Федоренко [37]). Известно, что на рынке котируются идеи, имеющие коммерческий потенциал, способные повысить капитализацию компаний – разработчиков. Крупные корпорации теплоэнергетического комплекса России нацелены на развитие наукоёмких, ресурсосберегающих направлений, отвечающих современным требованиям. Однако в целом по уровню инновационной активности, доле высокотехнологической продукции в структуре производства и экспорта, объёмам инвестирования в научные разработки и развитие инновационной инфраструктуры Россия всё ещё отстаёт от развитых стран, а её инновационная сфера нуждается в срочном введении режима «стратегического прорыва».
3.2. Пути активизации инновационной деятельности в России.
Признание целесообразности инновационного инвестирования в российском менеджменте, стимулирование государством структурных изменений, общее улучшение инвестиционного климата и правовой базы, в том числе, регулирующей инновационную деятельность, декларированные Правительством РФ программы по развитию науки и образования дают основания инвесторам высокотехнологических проектов, расширить зону своих интересов на российском рынке (А.Л. Гапоненко и А.П. Панкрухин [5]). Указанные предпосылки позволяют сделать вывод о том, что рационально построенная стратегия стимулирования инновационной деятельности и венчурного инвестирования в условиях России может способствовать эффективному использованию конкретных преимуществ, связанных как с наличием природных ресурсов, так и научно-техническим потенциалом страны.
В условиях кризиса экономики финансироваться из бюджета должны только жизненно важные инновационные проекты, воздействующие на уровень развития экономики в целом (Л.П. Фатьякина, А.Я. Бутыркин и А.Ю. Фатькин [40]). При этом безвозвратное предоставление бюджетных средств должно являться исключением от общих правил, базирующихся на принципах срочности, возвратности и платности, то есть на кредитных принципах выделения денежных средств. Для повышения отдачи от денежных средств, выделяемых из госбюджета на поддержку инновационной сферы, рекомендуются и другие принципы вложения выделенных финансовых ресурсов, к которым относятся:
принцип быстрой отдачи – денежные средства вкладываются в уже существующие инновационные проекты, находящиеся на стадии реализации, или в проекты, требующие незначительной доработки. При этом под отдачей следует понимать возврат инвестированных средств с приростом добавленной стоимости и прибылью либо эффект, не имеющий материального воплощения и лишь косвенно влияющий на эффективное развитие экономики;
принцип распределения с временным лагом – инвестируется инновационный проект, впоследствии затрагивающий все сферы экономики. Такой подход наиболее актуален, когда имеющихся финансовых ресурсов недостаточно для полноценной поддержки всех инновационных программ федерального значения.
В целях совершенствования государственного финансирования инновационных процессов в бюджете целесообразно выделить в качестве направления финансирования – инновации по приоритетным стратегическим направлениям создания высокоэффективных технологий, машин и оборудования (С.В. Валдайцев и О.В. Мотовилов [39]). Принципиально новым качеством раздела инноваций в бюджете должно стать возвратное инвестирование развития малых предприятий и венчурных фирм на основе участия их в инновационных программах, прошедших государственную экспертизу. Финансовые ресурсы, выделенные на эти цели, целесообразно сосредотачивать в специальном Государственном инновационном фонде (ГИФ), имеющем региональные отделения и надёжную банковскую систему (путём создания государственного Банка инновационного развития (БИР) или использования сети Сбербанка РФ).
Под инновацией понимается конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Под инвестициями понимаются вложения в основной капитал (основные средства производства), в запасы, а также в другие экономические объекты и процессы, требующие отвлечения материальных и денежных средств на продолжительное время.
Инвестирование инновационной деятельности является частью общего инвестиционного процесса. В рыночных условиях инновационный процесс должен обеспечиваться несколькими источниками финансирования.
Государственное регулирование экономических и инновационных процессов является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы. Необходимо создать новый механизм координации деятельности всех участников инновационного процесса как по горизонтали, так и по вертикали посредством рыночных рычагов. Необходимо наращивать финансовые ресурсы, понижать кредитные ставки банков, уменьшать экономический риск инновационной деятельности, вовлекать промышленные предприятия в инновационный процесс и привлекать финансовые ресурсы из негосударственного сектора.
В условиях кризиса экономики финансироваться из бюджета должны только жизненно важные инновационные проекты, воздействующие на уровень развития экономики в целом. В целях совершенствования государственного финансирования инновационных процессов в бюджете целесообразно выделить в качестве направления финансирования – инновации по приоритетным стратегическим направлениям создания высокоэффективных технологий, машин и оборудования.
Список использованных источников.
1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2001. – 382 с.
2. Барышева А.В., Балдин К.В., Галдицкая С.Н., Ищенко М.М., Передеряев И.И. Инновации: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 382 с.
3. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2000.
4. Валдайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 343 с.
5. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2004. – 443 с.
6. Зайцев Н.Л. Экономика организации: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп./ Н.Л. Зайцев. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 624 с.
7. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 413 с.
8. Инвестиции: Системный анализ и управление/ Под ред. К.В. Балдина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 288 с.
9. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование: Учебное пособие/ Под ред. Ю.В. Яковца. – М.:РАГС, 2000. – 397 с.
10. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие/ Под ред. С.Г. Фалько. – СПб.: Наука, 2000. – 437 с.
11. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – СПб.: Наука, 2000. – 489 с.
12. Ищенко Е.Г. Россия в мировом инвестиционном процессе. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 336 с.
13. Ковалёв В.В, Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 768 с.
14. Ковалёв Г.Д. Инновационные коммуникации: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 513 с.
15. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001. – 576 с.
16. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент/ Под науч. ред. Д.С. Львова. – М.: Ступень, 1996. – 378 с.
17. Лившиц В.Н., Лившиц С.В. Об одном подходе к оценке эффективности производственных инвестиций в России. – М.: Дрофа, 2000. – 409 с.
18. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 295 с.
19. Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 589 с.
20. Медынский В.Г., Шаршукова В.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 401 с.
21. Молодцова Р.Г. Инвестиции и инновации в концепции экономического роста: Научное издание. – М.: РЭА, 1997. – 445 с.
22. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 536 с.
23. Научно-технический прогресс и экономика: учеб. пособие/ И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова, А.И. Сергеев. Под ред. И.В. Сергеева. – М.: ТК Велби; Проспект, 2004. – 492 с.
24. Основы инновационного менеджмента: учеб. для вузов/ Под ред. д.э.н., проф. А.К. Казанцева, д.э.н., проф. Л.Э. Миндели. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Экономика, 2004 – 621 с.
25. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 222 с.
26. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 318 с.
27. Рудакова И.Е. Инновационный процесс в странах развитого капитализма/ Редакторы: Рудакова И.Е., Смородинов О.В., Фролова Н.Л. и др. – М.: Издательство МГУ, 1991. – 447 с.
28. Савченко А.В. Экономические методы управления инновационными процессами/ А.В. Савченко. – Киев: Выща шк., 1990. – 409 с.
29. Сергеев И.В. и др. Организация и финансирование инвестиций: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп./ И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова, В.В. Яновский. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 398 с.
30. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб./под ред. И.В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 560 с.
31. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 528 с.
32. Скорняков Э.П. Оценка значимости изобретений как инструмент управления инновационным процессом/ Э.П. Скорняков. М.Э. Горбунова; Информ.-издат. центр Роспатента. – М.: ИНИЦ Роспатента, 2003. – 518 с.
33. Управление инновационными проектами: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В.Л. Попова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 336 с.
34. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент/ Учебник для вузов. – М.: «Интел-Синтез», 1998 – 253 с.
35. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 448 с.
36. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник: 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2004. – 446 с.
37. Федоренко Н.П. Россия: уроки прошлого и лики будущего. – М.: Экономика, 2006. – 378 с.
38. Феликс Янсен. Эпоха инноваций: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 308 с.
39. Финансирование и кредитование инновационной деятельности: Учебное пособие/ С.В. Валдайцев, О.В. Мотовилов. – СПб.: Издательство СПбУ, 1993. – 387 с.
40. Финансово-кредитный механизм стимулирования инновационной деятельности: Учеб. пособие/ Л.П. Фатьякина, А.Я. Бутыркин, А.Ю. Фатькин. – М.: ИНИЦ, 1998. – 503 с.
41. Шапкин А.С., Шапкин В.А. Управление портфелем инвестиций ценных бумаг. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 512 с.
42. Шемякина Т.Ю. Инновационный процесс: регулирование и управление: учебное пособие/ Т.Ю. Шемякина. – М: Рос. академия образования, Моск. психолого-соц. ин-т, 2007. – 517 с.
43. Экономика организаций (фирм): Учеб. пособие/ Под ред. И.В. Пичужкина. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 319 с.
44. Экономика предприятия: Учеб. для вузов/ И.Э. Берзинь, С.А. Пикунова, Н.Н. Савченко, С.Г. Фалько; Под ред. С.Г. Фалько. – М.: Дрофа, 2003. – 368 с.
45. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандера. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 670 с.