Необходимо отличать инновационное предприятие от субъекта инновации. Основным конечным продуктом инновационного предприятия являются новшества.
Инновационные предприятия выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы по созданию новшеств и их демонстрации в своих условиях потенциальным потребителям, участникам рынка новшеств.
Управление указанной деятельностью является частью инновационного менеджмента и имеет свои особенности: объект управления, основной ресурс и результаты.»
А.В. Барышева, К.В. Балдин, С.Н. Галдицкая, М.М. Ищенко, И.И. Передеряев [2] отдельные этапы жизненного цикла инноваций классифицируют следующим образом: инкубационный период, отражающий особенности разработочного периода, и период распространения новшества в общественной практике на условиях рыночного финансирования. Инкубационный период, в свою очередь, содержит этапы зарождения идеи, создания новшества в виде опытного образца и нововведения – работы по освоению и первоначальному внедрению новшества в производство. Последний этап связан с созданием задела промышленных мощностей, доработкой новшества в соответствии с требованиями конкретных потребителей, получением эффекта от внедрения новшества в сфере его практического использования. Превращение новой идеи в новшество подводит к стадии диффузии, включающей этапы распространения, господства новшества и, наконец, сокращения масштабов применения новшества.
Профессор В.Я. Горфинкель и профессор В.А. Швандер [45] выделяют основной фактор, влияющий на скорость и масштаб распространения нововведения, это потребность в нём, выступающая в виде платёжеспособного спроса, обусловленного экономической ситуацией, степенью удовлетворения потребностей, возможностями потребителей.
Широкомасштабное распространение нововведений происходит при признании их потребителем, когда практические результаты их использования наиболее полно обеспечивают потребности общества. Общественное признание нововведений формирует соответствующий спрос. Величина спроса зависит от требовательности покупателей к новизне и качеству товаров, от эластичности спроса по цене, уровня доходов и актуальности потребностей в данном виде товаров у отдельных групп населения, от традиций и обычаев страны.
Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, В.Г. Медынский [18] определяет как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называет инновационным циклом.
Он считает, что применение в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:
· состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);
· состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);
· специфика самого инновационного процесса как объекта управления.
Необходимо рассмотреть основные этапы инновационного процесса. Р.А. Фатхутдинов [36] определил их следующим образом (см. приложение 1, с. 5).
В.Л. Попов [33] выделил два основных этапа:
· создание новации, то есть научная и научно-техническая деятельность, включающая три составляющие – фундаментальные научно-исследовательские работы (НИР), прикладные НИР и опытно-конструкторские работы;
· коммерциализация новации, то есть процесс, включающий производство, маркетинг и продажу продукта на рынке.
А.В. Савченко [28] определяет инновационный проект как систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий по реализации новшеств.
Управление инновационным проектом рассматривает, с одной стороны, как систему управленческих функций (целеполагание, планирование, организация, мотивация и контроль). С другой стороны, управление проектом состоит в подготовке и принятии решений, то есть в анализе информации, оценке альтернатив, выборе оптимальной позиции, принятии и реализации решений. Наконец, управление проектом потребует создания оргструктуры, основ управления и технологии управления по цели.
Инновационный менеджмент сегодня представляет собой особую сферу управленческой деятельности. Особенность менеджмента определяется предпринимательским характером и целевой направленностью.
В настоящее время в работах российских учёных, также как и в практической деятельности, принято, в основном, расширенное толкование инвестиций. .
Неплохой сравнительный анализ понятия «инвестиции» провёл К.В. Балдин [8]: «В. Бочаров и Р. Попова считают, что инвестиции выражают все виды имущественных и материальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской деятельности, в результате которых формируется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.
Данному определению близка трактовка А.Е. Городецкого и А.А. Воронина: «Инвестиции – экономическая категория, выражающая долгосрочное вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли».
Вместе с тем, ограничение инвестиций только сферой предпринимательской деятельности не вполне правомерно, капитал вкладывается и в социальную сферу, в гуманитарные проекты, где инвестиции в основном осуществляются государством и органами местного самоуправления.
Существуют и другие трактовки. Наиболее приемлемыми для использования в практической деятельности представляются определения, данные в Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в редакции от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ. Согласно этому документу, инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе, имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.»
Н.Л. Зайцев [6] выделил формы инвестиций. Капитал, направляемый в инновации, проявляется в конкретных формах инвестиций, которые можно систематизировать по следующим характеристикам:
· по форме вложения и осуществления контроля за инновационной деятельностью: прямые, портфельные (приобретение ценных бумаг) или предоставление средств в виде кредитов;
· по видам инвестирования: финансовые инвестиции или вложения денежных средств и их эквивалентов, интеллектуальные инвестиции, имущественные права;
· по формам собственности: государственные, муниципальные, частные, смешанные;
· по условиям ассигнований: льготные, нельготные;
· по отношению к незамкнутой экономической системе: резидентные, нерезидентные;
· по альтернативности способов финансового обеспечения: венчурные, лизинговые, факторинговые, совместно-долевые.
В.К. Скляренко и В.М. Прудников [31] определяют венчурный (рисковый) капитал как деньги, помещаемые в новое предприятие в форме долговых обязательств или обыкновенных акций. Данный капитал не регистрируется несколько лет, так как долговые обязательства (обыкновенные акции) не могут быть проданы, пока их выпуск не зарегистрирован, то есть несколько лет они не обладают ликвидностью.
Таким образом, венчурные инвестиции – это рисковый капитал, направляемый в развитие быстрорастущих фирм, возникающих в процессе реализации коммерчески перспективного предпринимательского проекта. Венчурный капитал не имеет гарантий получения дохода в виде фиксированного процента, а также в виде залога либо гарантий его возврата инвестору.
Инвестиции как экономическая категория проявляются через свои функции, которые выделил в своей работе И.В. Сергеев [30]. Они выполняют следующие основные функции:
· процесс простого и расширенного воспроизводства основных фондов как в производственной, так и в непроизводственной сфере;
· процесс обеспечения и восполнения оборотного капитала;
· перелив капитала из одной сферы в другие, более привлекательные, в форме реальных и портфельных инвестиций;
· перераспределение капитала между собственниками путём приобретения акций и вложения средств в активы других предприятий;
· основа для развития экономики на макро- и микроуровне.
По мнению В.Г. Медынского и В.Г. Шаршуковой [20], если инновация связана с выпускаемым продуктом, то в зависимости от результата идентификации намечаемые инвестиции могут быть связаны либо с ростом производства и продаж, либо с поддержанием (восстановлением) достигнутых экономических показателей в определённый период. Если инновация связана с новым продуктом, новой бизнес-линией, то устанавливаются условия, исключающие возможное негативное влияние остального действующего производства на нововведение. Последнее предполагает проведение финансового анализа, оценки платёжеспособности субъекта инновации в перспективе, а также специальные меры, включая инвестиции, для стабилизации деятельности субъекта (повышение ликвидности).