Еще в самом начале церковной реформы Т.Мор сложил с себя обязанности лорд-канцлера. Тогда Генрих 8 повел упорную и методичную борьбу против прежнего «фаворита».
Первое из обвинений Т.Мора в «государственной измене» – за связь с некоей «прорицательницей» смерти короля – было простым поклепом и провалилось. Второе – за отказ от присяги новым королевским актам – повлекло заключение Т.Мора в Тауэр.
Несмотря на уговоры родных, близких ему по духу жены и старшей дочери,
Т.Мор не соглашался признать ту реформу королевского акта, которая отрицала
верховенство римского папы.
В начале заключения это грозило осуждением не за «государственную
измену», а за изменнический умысел, что не могло повлечь смертной казни. Но
Генрих 8 провел через парламент еще ряд актов, по которым присягать королю
и признавать все его, в том числе новые титулы, обязан был каждый.
Отрицание хотя бы одного титула короля приравнивалось к государственной
измене.
Суд королевской скамьи, состав комиссии которого был подобран самим
Генрихом 8, вынес Т. Мору жесточайший приговор к мучительной казни.
«Милостью короля» она была заменена отсечением головы.
Казнь состоялась 6 июня 1535г.
После смерти Томаса Мора осталось большое литературное наследие, лишь
частично опубликованное при его жизни. Кроме упоминавшихся выше трудов, оно
включает в себя обширную переписку, стихотворения, эпиграммы, оригинальные
переводы, автобиографическое произведение «Апология», написанный в Тауэре
«Диалог об угнетении против невзгод» и др. Не все работы Т.Мора изучены в
полной мере. Подлинной жемчужиной всего написанного Т. Мором остается его
«Утопия». Она сделала его имя бессмертным.
4. Творчество.
Литературное творчество Томаса Мора отличается не только богатством, но и разнообразием жанров. Личная судьба Мора, как и все его творчество, была тесно связана с бурной и сложной эпохой гуманистических исканий и острой социально-политической борьбы Реформации и Контрреформации.
Находясь в самом центре идейной и политической борьбы своего времени,
Мор со свойственным ему огромным темпераментом, честностью и искренностью
отразил надежды и чаяния той гуманистической среды, к которой он
принадлежал. И в этом смысле его поэзия и проза представляют собой яркую
страницу духовной жизни и борьбы целого поколения европейских гуманистов,
обнаруживающих на рубеже 15-16вв. поразительную общность своих
интеллектуальных интересов и идейных исканий. В частности, латинская
поэзия, «История Ричарда 3» и особенно «Утопия» Мора прекрасно передают ту
духовную атмосферу, с ее четко очерченным кругом идей, которая была
характерна для гуманистического кружка Колета, Мора, Эразма накануне
Реформации.
Если поздние религиозные трактаты Мора являются в известном смысле
итогом развития гуманистической концепции реформационной поры, точнее,
обнаруживают превращение ее в свою противоположность, то все, написанное
Мором в канун Реформации, отражало полные оптимизма мечты о справедливом
переустройстве общества на разумных началах, при содействии мудрых
правителей и посредством реформы церкви.
Среди произведений Мора предреформационной поры важное место принадлежит его поэзии. Поэтическое творчество Мора, включающее более 250 латинских стихотворений, эпиграмм и поэму на коронацию Генриха 8, приходится на блестящий период в истории английского гуманизма и одновременно счастливейшее время в жизни самого Мора.
Видное место в поэзии Мора занимает политическая тема. Говоря о
политических мотивах поэзии Мора, следует, прежде всего, выделить проблему
наилучшего политического устройства общества, тесно примыкающую к проблемам
«Утопии» и волновавшую в то время умы многих гуманистов Европы. Трактовка
ее гуманистами 16в. так или иначе, связывалась с идеалом совершенного
государя. Каким должен быть совершенный государь, способный обеспечить
общественное благоденствие? Быть слугой народа, соблюдающим законы и
защищающим мир.
Традиции античного свободолюбия и ненависть к различным формам тирании, проповедуемые в сочинениях Эразма и Мора, в условиях феодальной Европы 16в. имели глубоко прогрессивное значение, способствуя развитию политической идеологии формирующейся буржуазии.
Осуждая политическую тиранию и противопоставляя ей свой идеал государя,
Мор решительно отвергал идею якобы о божественном происхождении власти
короля и развивал мысль о происхождении королевской власти от народа. На
этом основании Мор считал не только возможным, но и необходимым ставить
вопрос об ответственности государя перед народом, утверждая, что «народ
своей волей дает власть и отнимает ее».
Томас Мор, как и его друзья-гуманисты, искренне верил в возможность осуществления идеала просвещенной монархии. Для Мора добрая воля просвещенного монарха при тогдашних условиях представлялась наиболее приемлемым и наиболее реальным средством к осуществлению разумного переустройства общества на основе гуманистических принципов.
В латинской поэзии Мора нашли отражения и настроения предреформационной эпохи. Известно, сколь важное место в гуманистической концепции совершенного общества занимал вопрос о реформе церкви. Следуя своим наставникам и друзьям Джону Колету и Эразму, мечтавшим о реформе церкви и разумном переустройстве общества в духе идеалов раннего христианства, Мор в своих эпиграммах остроумно высмеивал пороки католического духовенства. Он бичевал их роскошь и стяжательство.
Отдавая должное глубоко прогрессивной для своего времени идейной борьбе
Мора и Эразма против церковного обскурантизма, суеверий и пороков
католического духовенства, следует все же не упускать из виду, что,
несмотря на остроту и бескомпромиссность, их критика основывалась на
позитивной программе реформ, цель которых была не в ниспровержении
католицизма, а в очищении церкви от порочного духовенства, а теологии от
схоластического догматизма. Мечтая восстановить «истинное» учение Христа
путем возвращения к идеалам раннего христианства, Мор, Эразм и их
единомышленники рассчитывали обновить и укрепить католическую церковь,
сделать ее опорой справедливого переустройства всего общества. В этом
проекте отражалась не только специфика социальной среды, порождением
которой были гуманисты, но и историческое своеобразие духовной жизни эпохи.
5. Мор-гуманист и «Утопия».
Хорошо зная социальную и моральную жизнь своей родины, английский
гуманист, Томас Мор, проникся сочувствием к бедствиям ее народных масс.
Эти его настроения и получили свое отражение в знаменитом произведении с
длинным заголовком в духе того времени - "Весьма полезная, как и
занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства
и о новом острове Утопия...". Она была издана при ближайшем участии Эразма
Роттердамского, близкого друга, посвятившего ему свою "Похвалу глупости",
законченную в доме Мора, в 1616 г. и сразу приобрела большую популярность в
гуманистических кругах.
Гуманистическое мировоззрение автора "Утопии" привело его к
выводам большой социальной остроты и значимости, особенно в первой части
этого произведения. Проницательность автора отнюдь не ограничивалась
констатацией ужасной картины социальных бедствий, подчеркнув в самом конце
своего произведения, что при внимательном наблюдении жизни не только
Англии, но и "всех государств", они не представляют собой "ничего, кроме
некоего заговора богатых, под предлогом и под именем государства
думающих о своих выгодах".
Уже эти глубокие констатации подсказали Мору основное направление
проектов и мечтаний во второй части "Утопии". Многочисленные исследователи
этого произведения констатировали не только прямые, но и косвенные ссылки
на тексты и идеи Библии (прежде всего евангельские), в особенности же
античных и раннехристианских авторов. Из всех произведений, оказавших
на Мора наибольшее воздействие, выделяется платоновское "Государство".
Многие гуманисты, начиная с Эразма, видели в "Утопии" долгожданную
соперницу этого величайшего творения политической мысли, произведения,
существовавшего к тому времени почти два тысячелетия.
Если ли не самую характерную, определяющую черту социально- философской доктрины, лежащей в основе "Утопии", составляет антиинди- видуалистическая трактовка общественной жизни, мыслимой в идеальном государстве. Последовательный же антииндивидуализм с необходимостью требует отмены частной собственности. Максимальное равенство в размерах собственности и сопутствующего им уравнения в потреблении - нередкое требование народно-оппозиционных движений в эпоху средневековья, получавших обычно религиозное обоснование. Элементы его имеются и у Мора как активного сторонника "христианского гуманизма", взывавшего к первоначальному христианству с его идеалами всечеловеческого равенства.
5.1. Религиозно-этическая концепция "Утопии"
Присущее гуманистам круга Эразма, к которым принадлежал Т. Мор, стремление
сочетать идейное наследие языческой античной литературы с учением Христа,
греческих философов и Новый Завет дало основание ряду современных
исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом, именовать мыслителей
этого круга "христианскими гуманистами", а данное течение - "христианским
гуманизмом".
Самым существенным моментом в так называемом "христианском гуманизме" был рационалистический критерий в трактовке общественно- религиозных вопросов, составляющий в то время наиболее сильную и перспективную сторону в развитии гуманизма как формы буржуазного просвещения, расчищавшего путь новому антифеодальному мировоззрению будущего буржуазного общества.
Именно в русле этих гуманистических исканий, творчески синтезировавших
идейное наследие античности и средневековья и смело рационалистически
сопоставлявших политические и этнические теории с общественным развитием
тогдашней эпохи, возникает "Утопия" Мора, отразившая и оригинально
осмыслившая всю глубину социально-политических конфликтов эпохи разложения
феодализма и первоначального накопления капитала.
Для понимания гуманистической концепции, как самого Мора, так и его
окружения очень важно наряду с социально-политическими проблемами "Утопии"
исследовать также ее эстетический и религиозный аспекты. Эта задача стала
особенно актуальной в современных условиях, когда историография,
основываясь на весьма тенденциозном истолковании "Утопии", пытается
свести все ее идейное содержание к христианской этике. Тем самым
выхолащивается оригинальность "Утопии", отрицается ее значение
как выдающегося произведения общественной мысли, выражавшего не только
насущные потребности своего времени, но и намного опередившего свой век
в смелой попытке проектирования совершенной общественной системы, которая
покончит с существованием классов и сословий.