Осуждая гордыню и противопоставляя ей кротость и смирение, официальная христианская мораль не только не осуждала социального неравенства в классовом обществе, но, напротив, всегда освещала и санкционировала его своим авторитетом. Именно этим целям и призвана была во все времена служить христианская мораль, взывавшая к смирению и покорности. Разве в этом пафос социальной этики "Утопии"? Как раз наоборот! Порицая классовую мораль феодального общества, паразитизм господствующих классов, пренебрежение интересами лучшей части общества - интересами большинства, Мор был весьма далек от того, чтобы объяснить существование пороков одной лишь гордыней. Отличие идей Мора от традиционной христианской социологии состоит в том, что корни пороков автор "Утопии" ищет не столько в гордыне, сколько в несправедливом общественном устройстве - в господстве частной собственности.
Всей своей книгой Мор утверждает ту истину, что переустройству
подлежит, прежде всего, порочная общественная система, поскольку
источником нравственной испорченности людей (в том числе и самой гордыне,
осуждаемой христианской моралью) является неравенство, вытекающее из
частной собственности, без упразднения которой невозможна и справедливая
социальная этика, достойная человека. Лишь государство, где уничтожена
частная собственность, следует признать не только наилучшим, но и
"единственным, какая по праву может притязать называться государством".
Между тем в классовом обществе нормой индивидуального поведения становится борьба за существование - эгоистическое преследование личных выгод и лицемерная мораль: "если даже и говорят повсюду о благополучии общества, то заботятся о своем собственном". Преодолевая эту антитезу этики путем упразднения частной собственности, автор "Утопии" формулирует принципы новой этики, опирающиеся на прочное основание - общественную собственность на средства производства, обязательный труд всех граждан и распределение всех жизненных благ по потребностям.
Такова трактовка религиозно-этических проблем у Томаса Мора в период,
предшествовавший Реформации. Впоследствии под влиянием Реформации
взгляды Мора сильно эволюционировали в сторону ортодоксального
католицизма. Изучая проблему генезиса утопического социализма в XVI в.
необходимо учитывать весь сложный идейный комплекс, в условиях которого
формировалось мировоззрение гуманистов Северной Европы, в частности Т. Мора
- одного из активнейших деятелей гуманизма круга Эразма - Колета. Важную
идеологическую роль в развитии социально-политической концепции гуманистов
наряду с античным наследием играло религиозное свободомыслие в форме так
называемого "христианского гуманизма", проповедовавшего под видом истинного
учения Христа идею всеобщей религии, которая была своеобразным
выражением гуманистической оппозиции против ортодоксального христианства
как господствующей идеологии феодального общества. И в то же время это
была попытка гуманистического истолкования христианства, с помощью которой
гуманисты стремились найти идейное обоснование необходимости социально-
политических реформ.
Не случайно характерной особенностью гуманистического мировоззрения автора "Утопии" был рационализм и вера в разум.
Беспредельные возможности разума и весь процесс познания получили у
гуманиста Мора божественную санкцию. При этом основой процесса познания
Мор считал практику людей, их материальный опыт. Науки, процветавшие в
Утопии, не только целиком основывались на практике, но и служили
практике. Так, в результате тщательного изучения природы утопийцы
научились предугадывать "дожди, ветры и прочие перемены погоды". Мор
подчеркивает, что знания утопийцев о природе ничего общего не имеют с
гаданиями и суевериями, но получены благодаря долгому опыту наблюдений.
Утопийцы успешно занимались астрономией.
Они изобрели ряд приборов, с помощью которых можно вести точные наблюдения. Поэтому утопийцы были сведущи в науке о "движении небесных тел". Зато, иронизирует Мор, они ничего не знают об астрологии, "они во сне не помышляют о дружбе и раздорах планет" и обо всем этом "обмане лживых прорицаний по звездам".
Основанные на опытном знании науки утопийцев Мор противопоставлял
астрологии и схоластике. В наследии древних, по словам Мора, утопийцы
высоко ценили труды естествоиспытателей - Гиппократа, Галена, Теофраста.
Утопийцы достигли больших успехов в математике, диалектике, музыке.
Однако, с юмором замечает Мор, если утопийцы во всем почти равняются "с
нашими древними", то они далеко уступают изобретениям новых диалектиков,
т. е. схоластов. В частности, им не удалось изобрести ничего похожего на те
отвлеченные категории, которыми полна, например, так называемая "Малая
логика" Петра Испанца. Выступая против схоластики, гуманисты подвергали
острой критике трактат Петра Испанца. В своем письме к М. Дорпу от 21
октября 1515 г. Мор характеризовал "Малую логику" Петра Испанца как
произведение, название которого в буквальном смысле отражает его
содержание: "Малая логика" потому так и называется, что в ней
действительно "мало логики".
Высмеивая в "Утопии" схоластику, Мор всячески подчеркивал, что науке
утопийцев, опирающейся на опытное знание, органически чужда
схоластическая логика, оторванная от жизни и оперирующая лишь в сфере
абстракций. Поэтому Мор отдавал столь явное предпочтение в "Утопии"
античным естествоиспытателям - этим стихийным моралистам. Длинный
перечень древних авторов, пользующихся большим уважением в Утопии, -
свидетельство собственных симпатий гуманиста к античной,
преимущественно греческой, культуре. Широта умственных интересов граждан
Утопии проявлялась в том, что большинство из них весь свой досуг уделяло
наукам. Этому способствовала также глубоко демократическая система
образования: все граждане Утопии обоего пола проходили обязательное
обучение в школе. Оно не ограничивалось усвоением теории, но сочеталось с
практическими занятиями земледелием и ремеслом, протекавшими в форме игры и
упражнений.
Говоря современным языком, это не что иное, как принцип
политехнизации обучения, свидетельствующий о прогрессивных взглядах
Мора. Характерно, что, по мнению автора "Утопии", высшее образование в
совершенном обществе должно быть доступно всем людям. Всякий в Утопии,
обнаруживший интерес и способности к науке, получал от государства
освобождение от повседневного труда "для основательного изучения наук".
Подобный демократизм в деле образования, конечно, был неслыханным явлением
в те времена. У Т. Мора гуманистический идеал просвещения обретал
новые качества, предвосхитившие некоторые черты педагогической системы
нашего демократического общества. В этом, конечно, Т. Мор намного
опередил своих современников-гуманистов, деятелей раннего буржуазного
просвещения.
5.2. Общественный строй «Утопии».
Европейскому обществу XVI столетия, основанному на социальном неравенстве, Т. Мор противопоставлял свой идеал - глубоко продуманную схему общественного строя, при котором нет частной собственности. Все материальные блага принадлежат здесь большинству. Общими в Утопии являются не только природные богатства - земля и ее недра, но и вся продукция общественного производства, которая также поступает в распоряжение всех граждан. Государство в лице сената производит учет и распределение продуктов потребления в интересах всего общества. В отличие от некоторых древних утопий, например государства Платона, главное внимание уделявших общественному потреблению и провозглашавших общность потребления, Т. Мор основное значение придавал поиску справедливой системы организации производства. В Утопии изобилие всех материальных благ. Каковы его источники? Прежде всего, в Утопии нет частной собственности, а производительный труд обязателен для всех. Здесь нет праздных: кроме земледелия, которым заняты все, каждый изучает какое- либо ремесло как специальное, а иногда даже и несколько ремесел. Таким образом, в Утопии совсем нет людей, которые бы вели паразитический образ жизни.
Поскольку в Утопии все население занято общественно полезным трудом, там изобилие продуктов, необходимых "для жизни и ее удобств", и действует и действует справедливый принцип распределения всех материальных благ - по потребностям.
Большое внимание Мор уделял организации труда в совершенном обществе,
специально рассматривая проблему продолжительности рабочего дня. Последнее
всегда имело большое значение для мелкого крестьянского хозяйства.
Особенную красоту приобретает проблема рабочего времени в период появления капиталистической мануфактуры и фермерства. В XVI в. это не менее
важная проблема и для цеховой промышленности. Мастера стремились, как можно
больше увеличить рабочий день, принуждая подмастерьев и учеников
отработать от зари до зари. Предприниматели-мануфактуристы (например, в
суконной промышленности) доводили продолжительность рабочего времени до 12-
15 часов в сутки.
Не случайно, касаясь положения трудового люда в Англии эпохи
первоначального накопления капитала, Т. Мор указывал на необычайно жестокую
эксплуатацию народа. Мор устанавливает шестичасовой рабочий день.
Должностные лица (сифогранты), наблюдающие, чтобы "никто не сидел в
праздности", следят также и за тем, чтобы никто "не работал с раннего утра
до поздней ночи" и не утомлялся "подобно вьючному скоту". Все свободное
время дозволяется каждому проводить по своему усмотрению, причем
большинство предпочитает свой досуг наукам.
Итак, проектируя новую организацию труда, рассматриваемого как
обязанность каждого гражданина, Мор утверждал, что такая система трудовой
повинности, как в Утопии, отнюдь не превращает труд в тяжкое бремя,
каковым он был для трудящихся всей тогдашней Европы. Напротив, подчеркивал
Мор, "власти" в Утопии отнюдь не хотят принуждать граждан к излишним
трудам. Поэтому, когда нет надобности в шестичасовой работе, а в Утопии
это бывает довольно часто, государство само сокращает "количество рабочих
часов". Система организации труда как всеобщей трудовой повинности
преследует "только одну цель: насколько позволяют общественные нужды,
избавить всех граждан от телесного рабства и даровать им как можно больше
времени для духовной свободы и просвещения. Ибо в этом ... заключается
счастье жизни".
В концепции Т. Мора технический прогресс не является определяющим.
Будучи утопистом, Мор верил, что изобилие материальных благ может быть
достигнуто уничтожением социального паразитизма и системой всеобщей
трудовой повинности. Однако низкий уровень техники, на которой
основывалась вся хозяйственная жизнь Утопии (где преобладал ручной
труд), не позволил бы полностью удовлетворить потребностей даже такого
"идеального общества", о котором мечтал Т. Мор.