России. В 2000 году, если судить по перечисленным показателям, вывоз капитала из страны активизировался – если в 1999 году сумма по статье
«чистые ошибки и пропуски» составила – 6,9 млрд. долл., то уже по итогам первых трех кварталов 2000 года этот показатель достиг –7,4 млрд. долл.
Аналогичная картина складывается при анализе суммы чистых ошибок и пропусков, просроченной задолженности и непоступившей экспортной выручки: показатель за первые три квартала 2000 года находится на уровне годовой суммы для предыдущего года. В связи с данными оценками следует подчеркнуть, что, во-первых, анализируемые показатели могут рассматриваться лишь как косвенные индикаторы динамики, а не абсолютных объемов нелегальной утечки капитала, а во-вторых, – увеличение как просроченной задолженности, так и чистых ошибок и пропусков, могло произойти вследствие резко возросшей стоимости экспорта, которая вполне естественно могла повлечь за собой пропорциональный рост задолженности по возврату экспортной выручки и рост статистических отклонений при расчете основных показателей платежного баланса.
Анализируя состояние платёжного баланса России в 2000 году, следует обратить внимание на то, что положительное сальдо торгового баланса оказалось столь значительным, что, несмотря на большие объёмы выплат по российским обязательствам перед нерезидентами и прирост российских активов за рубежом, происходил одновременный рост объёмов резервных активов – за первые три квартала 2000 года они увеличились на 13,3 млрд. долл., причём около половины этого увеличения пришлось на второй квартал 2000 года, когда резервные активы Российской Федерации возросли на 6,2 млрд. долл.
3. Проблемы и перспективы развития внешнеэкономических связей России
3.1. Внешний долг России
Хорошо известно, что бывший СССР, несмотря на недостатки его
экономической системы, выступал на мировом рынке капитала надёжным
заёмщиком и своевременным плательщиком по своим внешним обязательствам.
Осуществление в ходе реформ 90-х гг. по сути долговой модели экономики
привело к тому, что, с одной стороны, масштабы привлечения внешних кредитов
в страну и рост её внешней задолженности значительно увеличились; с другой
стороны, высокая нагрузка по обслуживанию внешней задолженности так же как
и сократившиеся в результате кризисов ресурсно-финансовые возможности
экономики, выдвинули эту проблему в числе главных, препятствующих
преодолению кризисных процессов и дальнейшему экономическому развитию.
Реальной альтернативой внешним кредитам и удовлетворении "валютного
голода" могло стать привлечение прямых долговременных иностранных
инвестиций, не увеличивающих внешнюю задолженность. Во многом именно они
могли привнести в страну современные технику и технологии, столь
необходимые для перевооружения и реконструкции отечественного производства.
Между тем усилия, потраченные на привлечение прямых иностранных инвестиций,
оказались несопоставимыми с реальными результатами. В период до 1998 года в
страну реально удалось привлечь только 21,8 млрд. долл., из которых прямые
инвестиции составили лишь 6 млрд. долларов [17].
Приводимые в печати данные по объему и структуре накопленного Россией
внешнего долга зачастую различаются между собой, в том числе в силу
методологических особенностей отнесения тех или иных видов задолженности к
внешней. Тем не менее общее представление о масштабах накопленного страной
внешнего долга и структуре осуществлявшихся заимствований дают таблицы 3.1-
1 и 3.1-2, сформированные на основе данных Минфина России и других (в том
числе международных) финансовых организаций.
Таблица 3.1-1.
Структура внешнего долга России в 1999 году (млрд. долларов).
|Вид долга |Общая сумма долга |
|Суммарный долг |150,6 |
|Долги, унаследованные от СССР |79,9 |
|Долги Парижскому клубу |40,2 |
|Долги Лондонскому клубу |26,1 |
|Прочие советские долги |4 |
|Собственно российский долг |70,7 |
|Еврооблигации |16 |
|Долг международным финансовым |25,4 |
|организациям, из них: |19,7 |
|МВФ |5,7 |
|Мировой банк | |
|Прочие российские долги |29,3 |
Источник: Никитин В. Сколько и кому мы всё-таки должны // РФ сегодня.
2002г. №1.
Таблица 3.1-2.
Структура внешнего долга России (млрд. долларов)
|Кредитор |На 01.01.99. |На 01.01.2000. |
|Правительства иностранных |68,1 |73,2 |
|государств | | |
|Иностранные коммерческие |58,1 |65 |
|банки и фирмы | | |
|Международные финансовые |24 |28,8 |
|организации | | |
|Всего |143,9 |167 |
Источник: Н. Гаврилова. К вопросу о государственном долге // Экономист.
2003г. №4. с. 45-48.
В расчёте по текущему курсу отношение внешнего долга к ВВП страны в
долларовом исчислении после дефолта возросло с 40% до порядка 100%.
Ускорившееся сокращена внешнеторговых поступлений валюты в страну и
продолжающийся вывоз капитала за рубеж без реструктуризации внешней
задолженности России чреваты новой девальвацией национальной валюты еще
большим увеличением долговой нагрузки на экономику, с логически вытекающими
отсюда последствиями — дальнейшим углублением кризисных процессов, спадом
производства и инвестиций, дестабилизацией хозяйственной жизни в стране и
как результат — еще большим затягиванием "долговой петли".
Ежегодные выплаты России по внешним долгам оказываются по объемам эквивалентными 28-30% всего объема и капиталовложений в экономике. То есть колоссальный объем ресурсов, который мог бы в той или иной части быть использован для инвестиций в целях восстановления производства, будет уходить на оплату долгов.
Если в 1995 году на обслуживание внешнего и внутреннего долга приходилось 12% всех доходов бюджета, то в 1997 году на эти цели было направлено уже около 24% всей доходной базы бюджета, а 1998-1999 годах этот параметр превысил 35%. Между тем по мировым стандартам страна считается банкротом, неспособной своевременно обслуживать свои обязательства, если указанная величина достигает 30% [16].
Очевидно, что такая долговая нагрузка, неподъемная для экономики, находящейся в состоянии глубокого кризиса, жестко связывает национальные ресурсы страны, которые могли бы быть направлены на нужды инвестирования, реконструкции производства и возобновления экономического роста. Проблема обостряется тем, что в последующие годы долговая нагрузка на бюджет, по прогнозам, будет все более усиливаться. Согласно оценкам правительственных экспертов, если не удастся изменить структуру государственного внутреннего и внешнего долга, то на обслуживание задолженности уже к 2005 году потребуется направлять порядка 70% всех доходов бюджета. Поэтому, не снизив высокую долговую нагрузку, рассчитывать на интенсивный экономический рост не приходится [15].
В первую очередь это относится к проблеме внешних долгов. Здесь
требуется не только долгосрочное реструктурирование, но главным образом —
списание части советского долга. По имеющимся данным Министерства Экономики
России, если этого не сделать, а только реструктурировать на длительный (15-
летний) срок внешние долги, то потребуется ежегодное сокращение
государственных расходов как минимум вдвое. Учитывая нынешнее состояние
государственных финансов, узкие масштабы финансирования социальных нужд и
вероятную дестабилизацию жизни в стране, это нереально [21].
3.2. Программа развития России до 2010 года
Итоги последних лет свидетельствуют о формировании тенденции к росту российской экономики: валовой внутренний продукт вырос на 14 процентов, объем промышленной продукции – на 20 процентов, объем инвестиций в основные фонды – на 24 процента. Одновременно формировался и благоприятный социальный фон осуществления реформ – продолжался рост доходов, возрос уровень потребления, произошло резкое снижение забастовочной активности.
Внешнеэкономическая политика России в предстоящий период будет направлена на обеспечение [1]:
- наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;
- эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;
- доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);
- благоприятного платежного баланса страны;
- повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
- соблюдения принципа взаимности – благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.
Отличительной и наиболее существенной чертой предстоящего периода в
области внешнеэкономической деятельности явится проведение комплекса
мероприятий, позволяющих достичь значительного прогресса в
институциональной интеграции России в систему мирохозяйственных связей.
Страна может стать полноправным членом ВТО, приняв на себя комплекс
обязательств в области импортных тарифов, доступа на рынок услуг и уровня
субсидирования сельского хозяйства [11].
Присоединение к ВТО станет важным фактором улучшения торгово-
политических условий международного экономического сотрудничества для
России. Во-первых, страна получит выход в унифицированное международное
правовое пространство, базирующееся более чем на 50 соглашениях и других
документах ВТО, направленных на обеспечение всем экспортерам и импортерам
стабильных и предсказуемых условий деятельности. Тем самым, страна получит
защиту от торговой дискриминации, а также свободу транзита для своих
товаров. Во-вторых, одновременно с правом на защиту от несправедливой
конкуренции на мировом рынке Россия в качестве члена ВТО получит
возможность реализовать это право посредством использования специального
механизма ВТО по урегулированию торговых споров. В-третьих, став членом
ВТО, Россия сможет в дальнейшем оказывать непосредственно участвовать в
формировании правил международной торговли, руководствуясь национальными
интересами.
В ближайшей перспективе необходимо достичь решающего прогресса на
переговорах с целью выхода на принципиальные договоренности с основными
торговыми партнерами России по будущим обязательствам в области тарифов,
услуг и сельского хозяйства и перехода к постатейному утверждению разделов
Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО и Протокола о
присоединении (основных документов, оформляющих присоединение к ВТО).