• приобретению движимого и недвижимого имущества (построек, оборудования и т.д.);
• образованию новых предприятий с участием иностранных инвесторов;
• созданию научно-технической продукции, интеллектуальных ценностей и других объектов собственности;
• осуществлению природоохранных мероприятий.
Порядок предоставления, оформления и погашения долгосрочных кредитов (на срок свыше одного года) регулируется правилами банков и кредитными договорами с заемщиками. Основой кредитных отношений является кредитный договор, предусматривающий следующие условия:
• объем выдаваемой ссуды;
• сроки и порядок ее использования;
• процентные ставки и другие выплаты по кредиту;
• обязанности и экономическая ответственность сторон;
• формы обеспечения обязательств (залог имущества, поручительство и др.);
• перечень документов, представляемых банку для оформления кредита.
При установлении сроков и периодичности погашения долгосрочного кредита банк принимает во внимание:
• окупаемость затрат за счет чистой прибыли заемщика;
• платежеспособность предприятия;
• уровень кредитного риска;
• возможности ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов.
Для получения долгосрочной ссуды заемщик представляет банку документы, характеризующие его платежеспособность:
• бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;
• отчет о прибылях и убытках;
• технико-экономические обоснования и расчеты к ним, подтверждающие эффективность и окупаемость затрат по кредитуемым мероприятиям и проектам.
Суммы полученных кредитов в рублях зачисляются на расчетный счет или специальные счета в банках, а также на валютный счет (при получении кредита в иностранной валюте).
За счет долгосрочного кредита оплачиваются строительно-монтажные работы, поставки оборудования, проектной продукции и других ресурсов для строительства. Возврат заемных средств по вновь начинаемым стройкам и объектам начинается после ввода их в эксплуатацию в сроки, установленные договорами. По объектам, строящимся на действующих предприятиях, возврат кредитов начинается до ввода в действие этих объектов.
Проценты за пользование кредитными ресурсами начисляются с даты их предоставления в соответствии с заключенными договорами между предприятиями и банками. Погашение процентов за пользование заемными средствами осуществляется:
1) по вновь начинаемым стройкам и объектам — после сдачи их в эксплуатацию в сроки, определенные кредитными договорами;
2) по объектам, сооружаемым на действующих предприятиях — ежемесячно с момента получения этих средств. Учет операций по предоставленным заемным средствам ведется предприятием на счете 92 «Долгосрочные кредиты банков».
Кредиты банков, не оплаченные в срок, учитываются отдельно. По кредиту данного счета отражаются суммы полученных ссуд, а по дебету — их погашение.
Банк осуществляет наблюдение за ходом выполнения кредитуемых
мероприятий. При не выполнении заемщиком своих обязательств банк вправе
применять экономические санкции, предусмотренные кредитным договором.
Несмотря на преимущества долгосрочный кредит не получил широкого
распространения в народном хозяйстве России из-за общей экономической
нестабильности, высоких темпов инфляции и значительных процентных ставок,
превышающих уровень доходности многих предприятий. Доля долгосрочного
кредита в общем объеме источников финансирования капиталовложений снизилась
с 11,1% в 1992 г. до 2,8% в 1994 г*..
Мировой практикой накоплен большой опыт по использованию ценных бумаг по
привлечению временно свободных денежных средств предприятий и граждан для
инвестирования в производство. В РФ ценные бумаги включают: акции,
облигации, векселя, казначейские обязательства государства, сберегательные
сертификаты и др.
Выпуск ценных бумаг в современных условиях должен способствовать
мобилизации рассосредоточенных средств предприятий для осуществления
крупных инвестиций, смягчить последствия сокращения объемов бюджетного и
ликвидации ведомственного финансирования. Экономической основой становления
рынка ценных бумаг служат также средства населения, не обеспеченные
товаром. Из-за высокой ставки банковского процента, финансирование
инвестиционных программ предприятий становятся эмиссия ценных бумаг.
Ценные бумаги представляют собой документы, подтверждающие право
собственности владельца на имущество или денежную сумму, которые не могут
быть реализованы или переданы другому лицу без предъявления
соответствующего документа. Ценные бумаги дают право их владельцам на
получение дохода в виде дивидента, а также возможность передачи денежных и
иных прав , вытекающих из этих документов , другим лицам. В финансовой
практике к ценным бумагам относятся лишь те, которые могут быть объектом
купли-продажи, а также источником получения регулярного или разового
дохода.
Рынок ценных бумаг выступает как результат развития товарного, кредитного и
денежного рынков и должен стать индикатором экономического положения
страны. Однако в ближайшее время трудно ожидать формирование полноценного
рынка ценных бумаг из-за нестабильной экономической ситуации в России,
незакрепленности в законодательных актах.
Одним из способов капитальных вложений является привлечение иностранного
капитала. Иностранные инвестиции способствуют развитию международных
экономических связей и внедрение передовых научно-технических достижений,
но они не могут полностью компенсировать недостаток отечественных
инвестиций. Активизация иностранных инвесторов возможна только после
активизации национальных инвесторов и предоставлением иностранным
инвесторам благоприятного режима инвестирования. Основной формой участия
иностранного капитала в виде прямых инвестиций продолжает оставаться
создание на территории
России совместных предприятий. Однако объемы привлекаемых инвестиций
____________________________________________________________________
* Экономист 1995 №5
невелики. Основными проблемами в процессе их развития являются: определение
доли российских инвесторов в уставном капитале создаваемых предприятий и
соответственно в распределении прибыли, а также действительная рыночная
оценка зданий, сооружений, оборудования и земли, вкладываемых в качестве
российской части уставных капиталов коммерческих организаций с иностранными
инвестициями. Также приток иностранных инвестиций сдерживают факторы:
-неуверенность иностранных инвесторов в конкретных прямых или портфельных
инвестициях, отсутствие соответствующих гарантий для каждой точечной
инвестиции;
- высокий банковский процент, установившийся в России на кредитном рынке.
В 1997г. общий объем иностранных инвестиций в народное хозяйство равнялся
21,8 млрд. долл. плюс 19,2 трлн. руб., из них прямые инвестиции составили
9,95 млрд. долл. плюс 15,7 трлн. руб*. . Анализ отраслевой структуры
иностранных инвестиций в производственный сектор показал, что они
направляются главным образом в топливно-энергетические и сырьевые отрасли,
что закрепляет неэффективную структуру российской экономики и усложняет ее
реформирование. В данный связи необходимо усилить систему мер по
переориентации потоков иностранных инвестиций, включающую, в частности,
налоговые льготы, стимулирующие капитализацию прибыли и реинвестирование
доходов, привлечение инвестиционных кредитов, развитие компенсационных
соглашений, договоров о разделе продукции и т.д.
Важную роль в инвестиционной кругу играют государственные капитальные
вложения. В современных условиях внесены принципиальные изменения в
порядок предоставления средств на централизованные и нецентрализованные
капитальные вложения. За счет централизованных капиталовложений
осуществляются: развитие межотраслевых и межрегиональных производств;
строительство новых предприятий и решение других особо важных задач в
соответствии с перечнем предприятий и объектов, включенных в программу
экономического и социального развития Российской Федерации. Ввод в действие
производственных мощностей и объектов социальной сферы за счет
централизованных капиталовложений разрешается инвесторам в форме
государственного заказа, поскольку в них заинтересованы центральные органы
власти. Суммы ассигнований на выполнение федеральных целевых программ
предусматриваются ежегодно в соответствующих бюджетах и в государственной
инвестиционной программе в объемах централизованных капитальных вложений.
Государственные централизованные капитальные вложения (инвестиции),
направленные на создание и воспроизводство основных фондов и финансируемые
из федерального бюджета, могут быть предоставлены инвесторам на
безвозвратной и возвратной основе. Приоритетные направления, для которых
необходима государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов
за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики
РФ и Министерством финансов РФ с участием других федеральных органов
исполнительной власти. Формирование в соответствии с государственной
инвестиционной программой перечня строек и объектов для федеральных
государственных нужд, подлежащих финансированию с привлечением средств
_____________________________________________________________________
* Российский экономический журнал 1998 №3
федерального бюджета, выделяемых на безвозвратной и возвратной основе,
осуществляется следующим порядком:
1) Минэкономики РФ устанавливает и сообщает госзаказчикам в сроки,
определяемые Правительством РФ, предварительные объемы государственных
централизованных капиталовложений на предстоящий период;
2) госзаказчики представляют Минэкономики РФ свои предложения по
инвестиционным проектам, разработанные на основе предварительных объемов
государственных централизованных капиталовложений. Для обоснования
указанных предложений представляются перечни строек и объектов с
соответствующими технико-экономическими показателями на весь период
строительства с разбивкой по годам. Включение в указанный перечень вновь
начинаемых строек и объектов разрешается при условии, если переходящие
стройки и объекты, на которых создаются аналогичные мощности, обеспечены
достаточными объемами капитальных вложений;
3) Минэкономики РФ и Минфин РФ с участием других заинтересованных
министерств и ведомств рассматривают предоставленные госзаказчиками
предложения по вновь начинаемым стройкам и объектам и принимают решение о
включении их в перечень строек и объектов для федеральных государственных
нужд. Отбор строек и объектов для включения в перечень производится на
конкурсной основе;
4) принятые Минэкономики РФ решения о включении вновь начинаемых строек и
объектов в соответствующий перечень являются основанием, в соответствии с
которым госзаказчики определяют заказчиков (застройщиков) по строительству
данных объектов и организуют проведение подрядных торгов. Минэкономики и
Минфин РФ на основании информации госзаказчиков о результатах подрядных
торгов и заключенных на их основе государственных контрактов (договоров
подряда) уточняют объемы капитальных вложений, размеры и источники их
финансирования по каждой вновь начинаемой стройке, включенной в перечень,
на весь период строительства с распределением по годам. Включение вновь
начинаемых строек и объектов в перечень строек и объектов для федеральных
государственных нужд является государственной гарантией непрерывности их