Инвестиционный спад во многом обусловлен ограниченными возможностями
внутренних накоплений, особенно частных инвесторов, которые пока не могут
вложить необходимый капитал для преодоления кризиса. Природа такого явления
заключается в истощенности инфляцией финансового потенциала сбережений
экономики и обесценении (по сути прямой потери) ее производственного
аппарата.
Сопутствующая началу реформ галопирующая инфляция значительно сократила
финансовую базу для инвестиционного развития. В 1992 г., т. е. сразу после
отпуска цен и трансформации общеэкономического кризиса из латентной формы в
открытую, совокупные сбережения уменьшились более чем на 21% (в масштабе
неизменной покупательной способности инвестиционного рубля), а за все годы
кризиса сберегаемые экономикой ресурсы снизились до 20-21% от уровня 1991
г. (см. табл. 2).
Таблица 2 Динамика инвестиционного потенциала экономики
(в едином масштабе покупательной способности инвестиционного рубля *)
(в%к1991 г.)
| |1991 |1992 |1993г|1994г|1995|1996|1997г|
| |г. |г. |. |. |г. |г. |.** |
|Валовые национальные |100 |78,9 |47,2 |26,5 |26,7|19,8|21,6 |
|сбережения ...... | | | | | | | |
|............ | | | | | | | |
|Валовое накопление в |100 |58.5 |43.4 |32.1 |28.0|23.2|22.3 |
|основной капитал | | | | | | | |
|......... | | | | | | | |
* По индексу дефлятору валового накопления основного капитала в составе
ВВП.
** Предварительная оценка.
Ежегодные валовые сбережения в последние годы составляют 125-140 млрд.
долл., что на первый взгляд не так уж и мало. Проблема, однако, состоит в
том, что эти сбережения далеко не в полной мере направляются на
инвестиционное финансирование реального сектора. На эти цели используется
только 87-88 млрд. долл***.
На сектор государственная учреждений приходится 14% всех валовых
сбережений, причем потенциал сберегаемых здесь ресурсов в последние годы
оказался весьма ограниченным. Причины - значительный дефицит бюджета, а
также государственные заимствования на внутреннем и внешнем рынках для его
финансирования.
В секторе предприятий производственной сферы и некоммерческих организаций
(объединяющем нефинансовые предприятия, финансовые учреждения и
некоммерческие организации, обслуживающие население) традиционно
формируется подавляющая часть валовых сбережений (по последним отчетным
данным, более 58%). Сокращение их в этом секторе необычно для России, хотя
знакомо всем странам с рыночной системой, переживавшим кризис. Оно
обусловлено обесценением значительной части основного производственного
капитала, утратой материально-финансовой базы сбережений и инвестиций.
О масштабах такого обесценения можно судить по загрузке производственных
мощностей промышленности. Из-за их избыточности (перенакопления капитала в
докризисный период), низкой конкурентоспособности, а также физического и
морального износа они используются в последние годы на 40-45%. При этом, с
учетом резерва мощностей, примерно столько же не соответствует конъюнктуре
и не востребовано рынком. Предприятия с неконкурентоспособным основным
капиталом
в силу отсутствия спроса на свою продукцию не имеют перспектив
самостоятельно
сформировать (за счет прибыли и амортизации) финансовые ресурсы для
_____________________________________________________________________
*** Экономист 1998 №5
инвестиционного развития. Как источник сбережений они во многом уже
потеряны для страны.
Наконец, на сектор домашних хозяйств приходится 28% всех национальных
сбережений. Уменьшение их здесь во многом обусловлено высокой в прошлом
инфляцией и недоверием населения к обесценивающемуся рублю.
Значительная часть сбережений домашних хозяйств - иностранная валюта. Эти
ресурсы по сути выведены из хозяйственного оборота и банковской системы, не
трансформируются в финансовые и капиталообразующие инвестиции. Увеличение
склонности граждан к сбережениям в иностранной валюте усугубляет
инвестиционный кризис и способствует долларизации экономики. По имеющимся
данным, степень долларизации в 1996-1997 гг. намного возросла и на начало
1997 г. превысила 45%.
Закономерным итогом рецессии сбережений и углубления кризисных процессов
стало быстрое снижение объемов инвестирования и нормы валового накопления
основного капитала в составе ВВП. В оценке ее динамики наиболее
показательно изменение накопления в масштабе неизменных (сопоставимых) цен.
Как показывают расчеты, норма валового накопления в основной капитал
сократилась с 27% от ВВП в 1990 г. до 8,6% в 1997 г.
Очевидно, что столь низкие масштабы накоплений не обеспечат восстановление
и подъем производства. Это подтверждает и опыт развитых стран,
преодолевавших негативные последствия структурных и циклических кризисов. В
фазах оживления и подъема норма валового накопления у них достигает 30-40%
и выше.
Другим результатом неблагоприятного инвестиционного климата, оттока
капитала из страны и высоких рисков инвестиционно-хозяйственной
деятельности стало устойчивое сокращение масштабов капитализации
сберегаемых ресурсов в реальном секторе. Доля валового накопления основного
капитала в составе валовых сбережений снизилась с 93% в 1990 г. до 62-63% в
1995-1997 гг*.
Это крайне низкий уровень их капитализации по сравнению с аналогичными
показателями развитых стран. В последних привлекательные условия
инвестиционно-хозяйственной деятельности обеспечивают значительно большие
масштабы использования ресурсов сбережений на инвестирование, а при
нехватке внутренних источников и привлечение иностранного капитала. В
результате отношение накоплений (в основной капитал) и сбережений зачастую
превышает 100%.
Определенный потенциал для наращивания инвестиций за счет внутренних
ресурсов в отечественной экономике есть. Если принять за ориентир масштабы
капитализации сбережений в других странах, то при создании благоприятного
инвестиционного климата норму валового накопления в основной капитал можно
увеличить как минимум на треть, а с учетом потенциала ранее накопленных, но
не вовлеченных в хозяйственный оборот сбережений населения, - еще более
значительно.
В 1996-1997 гг. на снижение инвестиционного спроса резко повлияли ухудшение
ликвидности и финансового состояния реального сектора, его неготовность к
вложению инвестиций в основной капитал.
Итогом политики макроэкономической стабилизации явилось усиление финансовых
дефицитов на фоне платежного кризиса. Резко обострилась проблема
_____________________________________________________________________
* Экономист 1998 №5
нехватки финансовых средств для инвестирования. Все большая часть их
направлялась на поддержание минимальной ликвидности производства и
финансирование текущих нужд, в том числе на пополнение уменьшающегося
оборотного капитала. Из-за отсутствия обеспеченного инвестиционного спроса
(т. е.
платежеспособного, формируемого ликвидными инструментами, а не их
заменителями) динамика капиталовложений стала все больше зависеть от
неплатежей и роста взаимозадолженности.
Результатом жестко подавленной инфляции, депрессивной конъюнктуры и роста
неплатежеспособности явилась быстрая рецессия финансовых ресурсов
инвестирования. В 1996 г. экономика впервые отреагировала на кризисные
процессы устойчивым падением валовых прибылей (до этого они под влиянием
инфляции росли). Номинальная прибыль промышленных предприятий сократилась
почти в 1,5 раза, а их покупательная способность, определенная по реальной
прибыли (дефлированной на рост цен), несмотря на ослабление инфляции, - в
1,9 раза.
Хотя и меньшими темпами, номинальные и реальные прибыли реального сектора
сокращались и в 1997 г., что привело к их дополнительному снижению (за
январь-сентябрь 1997 г.) соответственно в 1,2-1,3 раза. Хуже всего, что на
усиление финансовых дефицитов наибольшим падением прибыльности в очередной
раз отреагировала прежде всего обрабатывающая промышленность - плацдарм
будущего хозяйственного подъема.
Ограниченными стали и возможности инвестиционного финансирования за счет
амортизации. Ее ресурсы из-за неплатежей оказались жестко "связаны"
оборотом огромной дебиторской, в том числе просроченной задолженности. При
этом, учитывая низкий уровень денежных расчетов по хозяйственным операциям
(по имеющимся данным, лишь порядка 27%), амортизация не трансформируется в
финансовые ресурсы предприятий, но даже поступая на их счета, из-за жестких
финансовых ограничений вынужденно используется на финансирование оборотного
капитала и текущих нужд производства.
Другая причина сокращения инвестиционного спроса - большой отток
сберегаемых ресурсов на финансовые рынки с их сильными конкурентными
позициями (по доходности и степени инвестиционного риска) в сравнении с
реальным сектором. Отсутствие риска и высокая доходность, вложений в
финансовые операции делают их привлекательными для банков, кредитно-
сберегательных учреждений. Финансирование же инвестиций из бюджета
свернуто, государственные долговые заимствования превратились в механизм,
перекачивающий сберегаемые экономикой ресурсы на нужды текущего
потребления, тем самым оголяя рынки капиталообразующих вложений.
За 1995-1997 гг. прибыльность основного капитала промышленности снизилась в
2,6 раза и в 1997 г. составляла 1,7% годовых. С учетом скорости
оборачиваемости производственных активов их эффективная (реальная)
доходность в этот же период составляла примерно 6% годовых, намного уступая
другим объектам финансовых инвестиций. В результате прибыльность
капитальных вложений для массовых (и эффективных по мировым меркам)
инвестиционных проектов - устойчиво отрицательная величина. В 1996 г. она
достигала 32-40% годовых, а в 1997 г. - 7-9%*. В таких условиях
инвестирование в большинство производственных проектов по
_____________________________________________________________________
* Экономист 1998 №5
сравнению с вложениями в финансовые активы экономически безрассудно.
Негативное влияние на формирование спроса оказывает также недоступность
инвесторам-реципиентам ресурсов кредитного рынка. Причина заключается в
сохранении высокой цены" кредитного капитала, равно как и высоких кредитных
рисков финансирования банковской системой реального сектора.
По данным Центробанка, средневзвешенная номинальная ставка ссудного
процента по кредитам (сроком до 1 года) в 1996 г. достигала 146,8% годовых,
а в первом и втором кварталах 1997 г. - соответственно 63,9 и 48,6%. В
таких условиях обеспечить возврат кредитных ресурсов, например, под 16-20%*
годовых (далеко не самый высокий уровень) за счет своей рентабельности
способен лишь очень узкий круг предприятий. Остальным это не под силу. Ведь
более 56% предприятий убыточны и работают преимущественно с помощью
квазиплатежных инструментов, что препятствует возврату капитала.
Еще более удручающе выглядит финансовая нагрузка "дороговизны" кредитных
ресурсов на условия безубыточной реализации инвестиционных проектов.
Неблагоприятная для капиталовложений конъюнктура кредитных рынков в 1997 г.
предъявляла очень высокие требования к эффективности проектов. Например,
для рядовых из них по срокам окупаемости (до 3-х лет) реальная норма
прибыли на вложенный капитал должна была составлять как минимум 83-100%
годовых. Очевидно, что для средних по инновационному потенциалу и технико-
технологическому уровню капиталовложений такой уровень не достижим.
Инвестиционные же проекты с меньшим потенциалом эффективности, а их
большинство, не способны обеспечить своевременное обслуживание (процентных
платежей) привлекаемых кредитов и их возврат и обречены на провал.
Собственно, и реализовать такой потенциал эффективности проектов в условиях
депрессивно подавленной конъюнктуры, базирующейся преимущественно на
неплатежах, - дело нереальное. Для этого нужны как минимум "разогретые"
рынки и обеспеченный (живыми деньгами, а не их суррогатами)
платежеспособный спрос. С помощью же эрзац-платежных инструментов
невозможны возврат инвестированного капитала и своевременные расчеты с
кредиторами.
В известной мере поддержку высокому уровню заемных средств невольно
оказывает и само государство. Во-первых, оно сохраняет длительное время
завышенную (относительно инфляции) ставку рефинансирования, страхуясь от
возможного всплеска инфляции. И во-вторых, порой предпринимает шаги по
удорожанию кредитных ресурсов (как случилось после потрясений на мировых
финансовых рынках), стремясь стабилизировать внутренний рынок, снизить
степень его спекулятивного "разогрева" и удержать на нем финансовые
инвестиции нерезидентов. Начиная с ноября 1997 г., Центробанк стал
поднимать ставку рефинансирования, при одновременном увеличении норм
резервирования (по пассивам в национальной и иностранной валюте), и ставки
по ломбардным кредитам, на что немедленно отреагировал повышением и уровень
кредитных цен.
В последнее время из-за неустойчивости хозяйственного законодательства и
сильного налогового пресса серьезным фактором, препятствующим
инвестированию, является гипертрофированный теневой сектор, который только
в промышленности, по некоторым оценкам, составляет 40% от официально
_____________________________________________________________________
* Экономист 1998 №5
регистрируемой деятельности. Его доходы в основном не легализуются,
обостряют финансовые дефицита предприятий, выводятся из хозяйственного
оборота и, следовательно, не могут цивилизованно трансформироваться в
капиталообразующие инвестиции.
Хозяйственный оборот неформальной экономики по сравнению с официально
регистрируемой характеризуется более высоким уровнем насыщенности
платежными средствами и обслуживается не бартером или денежными
суррогатами, а преимущественно ликвидными платежными инструментами. Отсюда
ясно, что при гипертрофированности теневой экономики попытки насытить
реальный сектор деньгами и снизить остроту финансовых дефицитов будут
оборачиваться переливом ликвидных платежных средств в теневой сектор и
обострением инвестиционно-финансового голода в стране.
На российском рынке недостаточно предложений реципиентов в виде эффективных
проектов, доступных для вложения свободного капитала, в частности, из-за
информационной "закрытости" предприятий или нежелания их руководства
потерять над ними контроль в случае прихода стратегического инвестора.
Кроме того, нет эффективных рыночных механизмов капитализации сбережений в
реальном секторе.
В дореформенный период инвестиционно-финансовые ресурсы предприятий в
подавляющей части централизованно через бюджет направлялись на
инвестирование. Сейчас эта система разрушена, новая, адекватная рыночному
хозяйствованию в полной мере не создана. В зачаточном состоянии находятся
страховые и инвестиционные институты, не функционируют механизмы
пенсионного обеспечения, позволяющие мобилизовать длинные" финансовые
ресурсы для последующего инвестирования производства. Усугубляет ситуацию
неразвитость рыночных механизмов межотраслевого перелива капитала, в том
числе через фондовый рынок. Очевидно, что в преддверии экономического
подъема эти обстоятельства будут серьезно отодвигать сроки преодоления
инвестиционного кризиса.
Сказанное в равной мере относится и к банковской сфере, которая не готова к
аккумуляции крупных средств для инвестирования производства. Это результат
низкого уровня капитализации большинства банков, отсутствия опыта работы с
инвестиционными проектами, непрозрачности информации о заемщиках.
Нехватка средств для инвестирования привела к образованию в производстве
огромной массы обесцененного кризисом, физически и морально изношенного
основного капитала. В итоге сложилась ситуация, когда неизбежно масштабное
и быстрое сокращение устаревшего производственного потенциала,
невостребованного рынком.
Значительная доля машин и оборудования функционирует за пределами
экономически оправданных сроков службы. Средние фактические сроки службы
как основного капитала в целом, так и его активной части (машин и
оборудования) еще в дореформенные годы намного превышали нормативные
периоды эксплуатации. По экспертной оценке, к началу активного
экономического реформирования средняя продолжительность эксплуатации
активной части основных фондов промышленности составляла 24 года, а в
последующем, под влиянием резко ухудшившихся условий воспроизводства
основного капитала, - 28 лет. Это почти в 2,2 раза выше нормативных сроков
службы техники, в том числе аналогичных показателей развитых стран.
О существенной изношенности производственного аппарата свидетельствует и
возрастная структура основного капитала. Сегодня в промышленности 57% всех
машин, оборудования и мобильной техники эксплуатируется свыше 10 лет. Это
много, особенно если учесть высокую степень морального износа (т. е.
несоответствие современным технико-технологическим требованиям к основному
капиталу) относительно новой техники. По имеющимся данным, только 16%
производственных мощностей соответствуют мировому уровню.
Крупные и средние предприятия промышленности загружены на 35%. Если
добавить к этому необходимый резерв мощностей при возможном увеличении
спроса продукции (по аналогии с другими странами - 15-20%), то получается,
что рынком востребовано только 45-50% всего основного капитала
промышленности, а остальная часть из-за изношенности не отвечает спросовой
конъюнктуре, в том числе структуре и объему резко снизившегося конечного
спроса.
Продолжительное сохранение большого объема обесцененного излишнего
оборудования и крайне низкого уровня использования основного капитала
опасно для экономики. Наряду с обременительными для предприятий издержками
по обслуживанию и поддержанию в работоспособном состоянии незагруженной
техники недостаточное использование устаревшего производственного аппарата
существенно сдерживает мотивацию к инвестированию и обновлению
производства, препятствует экономии затрат и тем самым содействует
раскручиванию спирали инфляции издержек. К тому же содержание на балансе
предприятий незагруженных производственных мощностей, не обеспеченных
спросом, тяжелым бременем ложится на финансы производителей и является
постоянно действующим фактором мощного инфляционного давления на экономику.
Столь же негативны последствия незагруженности мощностей и для
инвестиционной деятельности. Сдерживается мотивация к инвестированию,
ограниченные финансовые средства предприятий идут на обслуживание текущей
хозяйственной деятельности (в том числе содержание и ремонт устаревшего
оборудования), а не на реализацию проектов обновления производства.